Ассамблея народов Казахстана. Решение национального вопроса
Сфера межэтнических отношений выступает достаточно хрупкой стороной общественно-политической жизни страны. Любое незначительное событие может оказать влияние на характер межэтнических отношений и на его дальнейший ход развития. В период сталинизма Казахстан принял полтора миллиона ссыльных политических заключенных из России и других регионов СССР. И еще около одного миллиона триста тысяч переселенцев сюда были депортированы как представители неблагонадежных народов. Все эти люди нашли понимание и поддержку казахского народа, нашли на земле Казахстана свою вторую Родину. Исторически сложилось так, что в современном Казахстане сегодня, по официальным данным, проживают представители более 140 этносов и народностей. Руководство республики уделяет большое внимание вопросам национальной политики, направленной на поддержание и развитие гармоничных отношений между населяющими республику этносами.
Конституция РК гарантирует всем казахстанцам равные права независимо от их этнической принадлежности и запрещает любую дискриминацию поэтому же признаку. Деятельность любого государства по реализации своей этнонациональной политики неизбежно переходит в долговременный процесс постоянных, систематических и целенаправленных мер по решению данного вопроса. В данном контексте разрешение проблемы политизации этничности стало одной из основных задач для суверенного Казахстана. В этой связи политика государства была основана на двух основных принципах. С одной стороны, она была направлена на обеспечение развития этнического и защиту прав этнических групп, а с другой, на демократизацию общества и защиту прав отдельного человека. Этот процесс, по мнению экспертов, проходил в два основных этапа.
Первый этап (1991-1995 годы). Приоритет этнонациональной политики. Она позволила государству в сжатые сроки заложить основы национальной государственности, мобилизовать духовные и иные ресурсы казахского населения. Внутриэтническая интеграция казахского населения оказалась решающим фактором в процессе выживания молодого государства в условиях переходного периода. Принятые концептуальные документы законодательно закрепили за казахским народом статус государствообразующей нации, придали ей статус нации-ядра. Это нашло отражение в Декларации о государственном суверенитете КазССР от 25 октября 1990 года, закрепившей, что казахи являются государствообразующей нацией и составляют этнокультурное ядро казахстанской государственности. Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казахстан» от 16 декабря 1991 года подчеркнул «право казахской нации на самоопределение». Конституция Республики Казахстан от 28 января 1993 года также уделила особое внимание национальному характеру казахстанской государственности, представив ее как форму государственности самоопределившейся казахской нации.
Второй этап начинается с принятием Конституции 1995 года, закрепившей общегражданские принципы характера государственности с переходом к территориальной (гражданской) модели нации . В Конституции 1995 года отсутствует деление казахстанцев на представителей титульной и нетитульной нации, что стимулировало интеграционные процессы в обществе. Основным вектором этнополитики становится образование казахстанской нации как политической общности граждан, основанной на принципах гражданского общества. Это означает построение казахстанской государственности на основе модернистской модели нациестроительства на принципах согражданства. Анализ этнических процессов в независимом Казахстане показывает следующую динамику изменений в этнической ситуации. По переписи 1989 г. русскими было большинство жителей Восточно-Казахстанской (65,9%), Северо-Казахстанской (62,1%), Карагандинской (52,2%), Павлодарской (45,4%), Целиноградской (44,7%), Кустанайской (43,7%) и Кокчетавской (39,5%) областей. Высоким был удельный вес русских в Семипалатинской и Джезказганской областях (36% и 34,9%), большинство населения которых составляли казахи (51,9 и 46,1%). В южных и западных регионах преобладало казахское население. На территории Алма-Атинской области казахи в 1989 г. составляли 41,6%, тогда как русские – 30% населения, Джамбульской соответственно – 48,8 и 26,5%, Талды-Курганской – 50,3 и 32,9%, Чимкентской – 55,7 и 15,3%, Кзыл-Ординской – 79,4 и 13,3%. В западных регионах численное доминирование титульного этноса было еще более значительным. К примеру, в Гурьевской области казахи составляли 67,3%, а русские – 22,8% жителей, в Уральской-55,8 и 23,7%, в Актюбинской – 55,6 и 34,4%. В целом накануне распада СССР русские являлись относительным большинством в шести, а казахи – в девяти регионах республики.
На следующей схеме можно увидеть – как изменился этнический состав населения Казахстана к 2007г.:
Все национальности 14951302 чел. - 100%
Казахи 8550846 чел. - 57,19%
Русские 4072566 чел. - 27,24%
Украинцы 469423 чел. - 3,14%
Узбеки 409746 чел. - 2,74%
Немцы 237672 чел.- 1,59%
Татары 232744 чел.- 1,56%
Уйгуры 223007 чел. - 1,49%
Другие национальности 755298 чел. - 5,05%
Одна из главных особенностей этнического состава населения Казахстана - практически все более-менее многочисленные этносы Казахстана расселены неравномерно, имеют четко выраженные ареалы компактного проживания. При этом общие представления об относительно выраженном численном доминировании казахов или русских по линии Юг-Север в значительной степени упрощены. Имевшие место за годы независимости этноконфликты были обусловлены целым комплексом проблем, связанных с трудностями переходного периода. Анализ этноконфликтов показал, что ни один из них не был исчерпан, окончательно разрешен. Стремительные изменения в социально-экономической и политической жизни страны в 90-е годы не могли не повлиять на состояние межэтнической ситуации. Экономические трудности (особенно в первые годы реформ) стимулировали эмиграционные настроения среди населения. С 1989 по 1999 годы население Казахстана сократилось на 1,51 млн. человек. Процессы эмиграции, а также этническая специфика естественного прироста изменили этнический состав населения. Уменьшилась численность европейцев: немцев – в 2,6 раза; русских – в 1,3 раза; украинцев – в 1,6 раза; белорусов – в 1,5 раза. Отмечен рост численности представителей тюркоязычных народов: казахов, узбеков, уйгуров, турков. Наиболее высокие темпы роста наблюдается в среде турков и узбеков – на 53,3% и 39,7% . В результате миграции Казахстан покинули люди преимущественно активного трудоспособного возраста (30 – 45 лет). Следствием этого стало старение населения снижение рождаемости и рост смертности. (опорная таблица №2)
В Казахстане твердо придерживаются принципа равенства наций, населяющих нашу страну. Для каждого казахстанца созданы все условия для полноценного национального самовыражения и предоставлены права на осуществление своих этнокультурных интересов. Правовые гарантии и уважительное отношение ко всем употребляемым в республике языкам защищает неотъемлемое право граждан любой национальности на развитие своего языка и культуры. Около 40 % средних учебных заведений и 70 % ВУЗов республики осуществляют учебный процесс на русском языке. В местах компактного проживания малочисленных национальностей функционируются школы с уйгурским, узбекским, таджикским, украинским, немецким, польским и другими языками обучения.
Получают государственную поддержку в обучении родным языкам воскресные школы при национально-культурных объединениях. В настоящее время в 170 воскресных школах и 3 школах национального возрождения изучается 23 языка этнических групп Казахстана. Получила большое развитие такая форма поддержания национальной самобытности, как национально - культурные центры, созданные во всех уголках Казахстана. Их высшая трибуна - Ассамблея народов Казахстана. Сегодня эта мощная социальная сила органично вплелась в традиционные институты гражданского общества, выражая свою позицию в палатах Парламента, политических партиях, средствах массовой информации, государственных и неправительственных организациях.
Ассамблея народов Казахстана стала важным элементом политической системы Казахстана, она скрепила интересы всех этносов, обеспечила неукоснительное выполнение соблюдения прав и свобод всех граждан, независимо от их национальной и религиозной принадлежности. Данный орган превратился в очень важный инструмент согласования межэтнических отношений и создания баланса в этой сфере в Казахстане. В состав Ассамблеи народов Казахстана входит 27 республиканских и региональных, более 300 областных национально - культурных объединений. Три республиканских национально- культурных центра имеют международный статус. Ассамблея взаимодействует с 16 Малыми Ассамблеями народов Казахстана, действующими в качестве консультативно-совещательных органов при главах администраций регионов, сформированных из представителей национально-культурных и общественных объединений.
Деятельность Ассамблеи направлена на решение следующих задач:
- содействие сохранению в республике межнационального и межконфессионального согласия, стабильности в обществе;
- выработка предложений по проведению государственной политики, способствующей развитию дружественных отношений между представителями национальностей, проживающими на территории Казахстана, содействие их духовно-культурному возрождению и развитию на основе соблюдения принципа равноправия;
- формирование политической культуры граждан, опирающейся на цивилизованные и демократические нормы;
- обеспечение учета многообразных национальных интересов в проводимой государством национальной политике;
- поиск компромиссов для разрешения возникающих в обществе социальных противоречий.
Основные итоги межэтнической политики в Казахстане:
• В стране создана правовая база, обеспечивающая равенство прав и свобод граждан независимо от их этнической и религиозной принадлежности.
• Создан эффективный механизм реализации национальной политики и межнационального диалога в лице Ассамблеи народов Казахстана.
• Сформировано поликультурное общество с общечеловеческими ценностями, духовная идентичность дополняет гражданское и политическое единство наших соотечественников.
• Достигнуто проведение сбалансированной языковой политики. Лингвистическое богатство Казахстана обогащает общеказахстанскую культуру и выступает важным фактором укрепления единства многонационального Казахстана.
• Обеспечено межконфессиональное согласие и толерантность.
ТЕМА № 53: Казахстан - составная часть СССР.