Законы организации: общая характеристика
1. Понятие зависимости, закона и закономерности
2. Классификация законов организации
Понятие зависимости, закона и закономерности
Зависимость – это наличие и содержание взаимосвязи между входными и выходными параметрами какой-либо системы, т.е. причинно-следственных отношений одного явления к другому
Например, сходные по количественным и качественным характеристикам ресурсы (кадровые, финансовые, материальные, информационно-технологические) в результате производственного цикла могут быть трансформированы в продукты или услуги, резко отличающиеся друг от друга
Зависимости подразделяют на объективные и субъективные, общие и частные формальные и неформальные, долговременные и кратковременные, детерминированные и вероятностные и другие.
Объективные зависимости формируются независимо от воли и сознания людей, т.е. люди не могут ни уничтожить, ни изменить либо преобразовать их. При этом они могут и должны познавать их, чтобы сделать более гармоничными условия своего существования.
Субъективные зависимости вырабатываются законодателями, руководителями отраслей и предприятий для достижения определённых целей. Они носят временный характер (например, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ) и разрабатываются для регулирования каких-либо сфер деятельности, процессов или социальных явлений до принятия соответствующих законов.
Классификация законов организации
Различают три основные группы объективных законов, выделенные по степени общности и масштабу их действия: специфические, или частные, выражающие связь между конкретными физическими, химическими или биологическими свойствами тел (например, закон сложения скоростей в механике), общие, присущие большим группам явлений (например, закон сохранения и превращения энергии, закон естественного отбора), всеобщие, или универсальные, проявляющиеся на всех уровнях организации материи (закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания – диалектического отрицания).
В плане содержательного многообразия законов объективного мира их типология может быть представлена иным образом. Одни законы выражают функциональную связь между свойствами объекта (например, З. взаимосвязи массы и энергии), другие – взаимосвязь между самими материальными объектами в больших по размерам системах (З. электромагнитных и гравитационных взаимодействий), третьи – взаимосвязь между самими системами либо между состояниями или стадиями в развитии систем (З. энтропии, З. перехода количественных изменений в качественные).
Объективные законы, отражающие связь элементов в системе организационных отношений, именуют законами организации. Различают три типа (группы) законов организации: общие, или социальной организации, отражающиепроцессы формирования и развития компаний (законы своеобразия и социальной гармонии) и жизнедеятельности персонала (законы оптимальной загрузки, эффективного восприятия и запоминания информации, эффективного осмысления, установки, устойчивости и доходчивости информации); основополагающие (законы самосохранения, развития, синергии и наименьшей устойчивости) и законы второго уровня, или «фоновые» (единства анализа и синтеза, информированности – упорядоченности, композиции – пропорциональности).
Субъективные законы отличаются от объективных законов тем, что они разрабатываются и принимаются в обществе для более детальной регламентации организационных отношений. Бесчисленные международные конвенции и меморандумы, национальные законодательные акты, корпоративные документы, религиозные и светские этические нормы и предписания, как правило, зафиксированные в письменной форме и признанные большими группами людей или в узком кругу единомышленников, называются законами для организаций.(Обобщённая классификация законов организации представлена схемой – рисунок 4.2).
ЗСа ЗСи ЗЕАС
ЗР ЗНУ ЗИУ
ЗКП
ЗСв ЗОЗ ЗУ
ЗСГ ЗЭВЗИ ЗУИ
ЗЭО ЗДИ
Рис. 4.2. Классификация законов организации.
РАЗДЕЛ II. ЗАКОНЫ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ