Уголовная ответственность гражданских и муниципальных служащих
Уголовная ответственность гражданских и муниципальных служащих наступает, если они при исполнении своих служебных обязанностей противоправно и виновно совершили деяния, квалифицируемые как преступления.
Охарактеризуем отдельные виды служебных преступлений.
Злоупотреблением должностными полномочиями закон (ст. 285 УК РФ[246]) признает использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, либо охраняемых законом интересов общества или государства. Данное деяние относится к числу преступлений средней тяжести (или тяжким — ч. 2, 3 ст. 285 УК РФ).
Непосредственным объектом преступления является нормальная деятельность соответствующего государственного органа (органа местного самоуправления), а также права и свободы человека и гражданина, имущественные и иные экономические интересы граждан, организаций или государства и др.
Объективная сторона включает в себя три обязательных признака:
1) использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, выражавшееся в соответствующих действиях или бездействии субъекта;
2) наступление последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, общества, государства;
3) причинную связь между деянием и последствием.
Субъектом злоупотребления должностными полномочиями может быть только должностное лицо, совершающее его с прямым или косвенным умыслом.
Уголовным преступлением является:
— нецелевое расходование бюджетных средств в крупном, особо крупном размерах или группой лиц (ст. 285.1 УК РФ);
— внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений (ст. 285.3 УК РФ).
Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ) есть совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства. В судебной практике наиболее характерными случаями превышения должностных полномочий признаются следующие:
1) совершение должностным лицом действий, которые относятся к полномочиям другого лица;
2) совершение должностным лицом действий, которые могли быть совершены им самим только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе (например, применение оружия или специальных средств);
3) совершение должностным лицом действий, на которые вообще законом ни одно лицо, ни при каких обстоятельствах не управомочивается.
Признается преступлением неправомерный отказ в предоставлении или уклонение от предоставления информации, а также предоставление заведомо неполной или ложной информации Федеральному Собранию РФ или Счетной палате РФ должностным лицом, обязанным предоставлять такую информацию (ст. 287 УК РФ).
Преступлением является присвоение государственным или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций (ст. 288 УК РФ). Под присвоением полномочий должностного лица имеются в виду объявление себя должностным лицом, использование в связи с этим подложных документов, форменной одежды и совершение на этом основании соответствующих полномочий должностного лица.
Государственный служащий не имеет права заниматься предпринимательской деятельностью, если он нарушает данный запрет и использует свое положение в интересах этой деятельности (льготы, преимущества, покровительство), то совершает преступление, предусмотренное ст. 289 УК РФ.
Признаются преступлением как получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица, либо он в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе в отношении взяткодателя (ст. 290 УК РФ), так и дача взятки должностному лицу лично или через посредника (ст. 291 УК РФ). Гражданский или муниципальный служащий может выступить в качестве посредника во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ), когда он осуществляет какое-либо способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении или даче взятки.
Государственный служащий будет нести уголовную ответственность за служебный подлог, т. е. за внесение в официальные документы заведомо ложные сведений или исправлений, искажающих их действительное содержание (ст. 292 УК РФ).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе может повлечь существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества ли государства (причинение материального ущерба или иного существенного вреда). Лицо, совершившее данное деяние, подлежит уголовной ответственности в соответствии со ст. 293 УК РФ.
Анализ российского уголовного законодательства показывает, что, с одной стороны, законы нередко формулируются весьма широко, что позволяет должностным лицам произвольно, по своему усмотрению не только толковать, но и применять их. А с другой — уголовная ответственность за злоупотребления должностными полномочиями минимизирована посредством как принятия специальных норм (по отношению к общей норме, содержащейся в ч. 1 ст. 285 УК РФ), предусматривающих привилегированные составы преступлений, так и казуистического определения составов ряда должностных преступлений. В результате соответствующие статьи Особенной части УК РФ не применяются.
Весьма широкие рамки уголовного закона отчетливо проявляются, например, в альтернативных санкциях статей УК РФ, а также в относительно определенных санкциях ряда этих статей с амплитудой сроков лишения свободы в три, пять лет и более. Наличие таких санкций позволяет недобросовестным судьям использовать правомочия по определению вида и размера наказания для личного обогащения путем получения взяток.