Письменные источники о саках

Наиболее ранние источники о населении Казахстана относятся к середине 1-го тыс. до н.э., из которых мы узнали названия степных кочевников Средней Азии – саки. Геродот писал, что «саки-скифское племя, имели на голове остроконечные шапки из плотного войлока, стоявшие прямо, одеты были в штаны, имели туземные луки, короткие мечи и секиры». Саки древнего Казахстана играли важную роль в мировой политике того времени, были активными участниками исторических событий. Так, в составе персидского войска Кира саки участвовали в войне с мидийским царём Крезом. При Дарии 1-м саки входили в его могучую гвардию в число так называемых «десяти тысяч бессмертных». Они сражались на стороне персов в греко-персидских войнах. В битве при Марадоне боевого построения персов. В битве при Фермопилах в 480году до н.э. саки в составе войска Ксеркса сражались против спартанцев царя Леонида.

Государство Усуней.

В 3 веке до н.э. на территории Казахстана главную роль играли племенные союзы – усуни, канглы (кангюй).УСУНИ. (с III-II вв. до н.э.), Семиречье (от Чуйской долины до р. Или; от оз. Иссы-Куль до оз. Балхаш). Усуни обитали первоначально в районе реки Денхэ, но в 3 веке до н.э. под натиском племён юечжи вынуждены были откочевать в Монголию, а после поражения нанесенных им хуннами – в Семиречье и Джунгарию. Государство усуней было зависимо от хуннов, но в середине 2-го века до н.э. они отделились от империи хуннов и начали сближаться с Китаем. В 53 году до н.э. Усунь распалась на 2 части. Центром усуньских владений была Илийская долина в Семиречье, а ставка находилась в городе Чигучене (г. Красной долины) на берегу озера Иссык-Куль. Правитель – гуньмо («великий бек»). Усуни – этнокультурные преемники саков. Кочевание на небольшие расстояния (летом- в горных районах, зимовки – на берегех рек, озёр). Религия: культ предков, природы.

Государство Кангюй.

КАНГЮЙ – государство в Средней Азии (около 2-го века до н.э. – 4-го века н.э.) в районе нижней и средней Сырдарьи (ферганская долина). Кангюй крупное государство, населённое кочевыми племенами. По облику были европеоидами, вели осёдлый образ жизни, занимались земледелием и отгонным скотоводством.

Канглы (Кангюи). (с III-II вв. до н.э.), область р. Сырдарья; Южн. Каз-н. Племена кочевых скотоводов и оседлых земледельцев. Развитие городской цивилизации (поселение Актобе, Кокмардан и др.) с крепостными стенами, глинобитными домами. Наличие имущественного неравенства. Зачатки патриархально-феодального гос-ва («военная демократия»). Наследственная власть. Ставка правителя – Битянь. Войны в I в.до н.э. – военная помощь гуннам в борьбе с Таньской империей.

Политическая история хунну.

Гунны во главе с Алиллой делали опустошительные набеги на европейские страны, они положили начало великому переселению народов. Азиатские племена гуннов, обитавших на территории Казахстана в последнее века до н.э. – первые века н.э. – мало известны. Но на рубеже нашей эры гунны диктовали ход исторических событий на Евразийском континенте. Именно с ними связанно образование новых государств, этнических структур и культурных тенденций. Особенно значительна роль гуннов в этногенезе казахского народа. Именно с широким заселением территории Казахстана гуннский период связывается господство здесь тюркского языка, смешанного антропологического типа и сложения традиционных основ кочевой культуры. В гуннскую эпоху имел место сдвиг в сторону к монголоидности у населения Казахстана. Часть северных хунну в 1 веке н.э. проникли на территорию Казахстана. Вскоре они оказались между Волгой, Доном и Аральским морем. Здесь на небольшой территории хунну, аланы и кангары в течении трёх веков кочевали, вступая в политический отношения (как мирные, так и военные). Гунны заняли земли канглы и усуней и основали в Центральном и части Южного Казахстана государство Юлбань, которое было разгромлено в 490 году телескими племенами, которые основали в Восточным Казахстане государство Гаотюй.

Социальное устройство, хозяйство и быт хунну(гунну)

Хунну имели хорошо организованное войско. Его основу составляли подвижная и маневренная конница. Патриархально – родовые отношения в хуннском обществе достигли своего расцвета. Существовала частная семейная собственность на скот. Было имущественное неравенство. В праве собственности были черты характерные для большинства кочевых обществ. Каждый хуннский род владел полосой земли, на которой вёл хозяйство. Горные леса считались общей собственностью и находились в пользовании отдельных родов. Пустынные и неудобные для хозяйствования земли были в собственности государства. У усуней же земля находилась в собственности семьи, существовали запретные «царские» земли. Хунну, как и другие кочевники жили в юртах, зимних жилищах. В жилищах имелась система отопления – дымоходы очагов, положенные горизонтально у стен. Над дымоходами устраивали лежаки или нары. Одежда изготавливалась в основном из кожи и шерсти. Так же применялся китайский шёлк и хлопчатобумажная материя. Главную роль в хозяйстве хунну играло скотоводство. Почти всё поголовье скота круглогодично содержалось на подножном корме. Среди них известны осёдлые племена земледельцев.

Наши рекомендации