Система источников российского конституционного права
Сложность и многообразие конституционных норм обусловливает значительное разнообразие источников конституционного права. Под источником конституционного права обычно понимается форма бытия общих правил поведения (внешняя форма их выражения), регулирующая отношения конституционного характера.
Источники конституционного права, различаясь по форме, наименованию, происхождению и юридической силе, образуют систему. В нее входят Конституция и законы, другие нормативные правовые акты, правовые обычаи, нормативные договоры (международные и внутрифедеральные).
Источниками конституционного права являются только действующие в настоящий период времени правовые акты. Все они прямо связаны с предметом отрасли конституционного права.
Система источников конституционного права характеризуется следующим: 1) множественностью форм выражения правовых норм; 2) иерархической соподчиненностью; 3) изменением соотношения внутригосударственного и международного права; 4) приоритетом закона; 5) стабильностью по отношению к источникам других отраслей права.
Среди источников конституционного права особая роль отводится Конституции Российской Федерации, обладающей наивысшей (максимальной) юридической силой.
Актом конституционного характера является и государственная декларация, которая чаще всего используется при провозглашении государственного суверенитета и независимости (например, Декларация о государственном суверенитете РСФСР, принятая на 1 Съезде народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 года).
Основной массив источников конституционного права составляют законы. Закон — это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. Он выступает юридической базой деятельности государственных органов, должностных лиц, местного самоуправления, граждан, их объединений. Различают законы: федеральные конституционные, о поправке к Конституции РФ, обычные федеральные.
Особое значение в системе источников российского конституционного права имеют федеральные конституционные законы. Они обладают следующими сущностными чертами:
• развивают и дополняют Конституцию РФ;
• принимаются по вопросам, прямо предусмотренным Основным Законом;
• обладают большей юридической силой, чем обычный закон;
• подготавливаются в особом сложном порядке;
• не могут быть отклонены Президентом РФ.
Конституция РФ установила исчерпывающий перечень федеральных конституционных законов, обладающих особой юридической природой (всего их должно быть не менее 18). На сегодняшний день действуют следующие федеральные конституционные законы: о Конституционном Суде РФ (1994 г.), об арбитражных судах (1995 г.), о референдуме (1995 г.), о судебной системе (1996 г.), об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации, о Правительстве РФ (1997 г.) и о военных судах (1999 г.).
В настоящее время юридически оформлена возможность появления законов о поправках к Конституции РФ (поправки к главам 3—8). Порядок их принятия идентичен порядку принятия федерального конституционного закона, но они вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.
Федеральные законы составляют значительную часть правовых актов и принимаются парламентом по широкому кругу вопросов.
Среди обычных федеральных законов выделяют Основы законодательства и кодексы. Основы представляют важный кодифицированный акт отрасли права или определенной сферы государственного управления. Они издаются по предметам совместного ведения федеральных органов власти и органов власти субъектов Федерации (например, Основы законодательства о нотариате 1993 г.). Кодексы — это законодательные акты, отличающиеся повышенной обобщенностью и систематизированностью правовых предписаний (Уголовный, Налоговый, Гражданский, Воздушный кодексы и др.). Федеральные законы не могут противоречить Конституции РФ и федеральным конституционным законам.
Законы субъектов Федерации принимаются в пределах их компетенции собственными законодательными (представительными) органами субъектов Федерации и распространяются только на их территории.
Субъекты Федерации издают Конституции (Уставы) и свои республиканские (областные, краевые) законы. В Москве и Санкт-Петербурге действуют городские законы. Региональное законотворчество интенсивно развивалось в 90-е годы.
Нормы конституционного права могут содержаться в отдельных постановлениях парламента и парламентских регламентах.
Законы являются лишь небольшой частью всего принимаемого в государстве массива правовых актов. Для реализации законов уполномоченными государством органами издаются подзаконные акты, содержание которых должно соответствовать законам. В противном случае такой подзаконный акт признается недействительным.
К подзаконным актам относятся:
• указы и распоряжения Президента РФ;
• постановления и распоряжения Правительства;
• акты федеральных органов исполнительной власти;
• акты органов исполнительной власти субъектов Федерации.
Большинство исследователей к этой группе относят и акты местного самоуправления (преимущественно уставы муниципальных образований, регламенты представительных органов на местах).
Нормативные акты имеют временные и территориальные пределы их действия, а также различается их функционирование по кругу лиц.
Моментом начала действия нормативного акта является истечение определенного срока после его официального опубликования. В России этот срок составляет десять дней. Что касается актов Президента РФ, имеющих нормативный характер, и актов Правительства РФ, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, то они вступают в силу по истечении семи дней после их первого официального опубликования. Нормативный акт действует во времени до тех пор, пока не будет отменен или заменен другим нормативным актом либо пока не истечет срок его действия.
Российские законы и другие нормативные акты действуют на всей территории российского государства либо на ее части, указанной в них. По общему правилу действия нормативных актов в пространстве акты общефедеральных органов действуют в пределах Федерации в целом, акты государственных органов субъектов Федерации — в рамках их территориальных границ, нормативные акты органов местного самоуправления — в пределах административных границ данного муниципального образования.
Действие нормативных актов по кругу лиц означает их распространение на всех жителей Российской Федерации (граждан РФ, лиц с двойным гражданством, лиц без гражданства, иностранных граждан). В отдельных случаях принимаются специальные нормативные акты, распространяющиеся на определенные категории лиц (например, военнослужащих, судей, государственных служащих).
Нормы конституционного права содержатся и в отдельных нормативных договорах. Договор — это соглашение нескольких субъектов права, направленное на установление, изменение или прекращение правоотношения. Среди межгосударственных договоров, имеющих важное значение для российской конституционной практики в силу признания их Конституцией РФ частью российской правовой системы, можно назвать Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, соглашения об урегулировании вопросов двойного гражданства, Договор о создании Союзного государства (России и Беларуси) и др. К группе внутригосударственных договоров относятся Федеративный договор 1992 года, договоры о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта РФ. Надо отметить, что в случае несоответствия положениям Конституции РФ Федеративного договора действуют нормы Основного Закона.
Согласно конституционным нормам источником отрасли права являются общепризнанные принципы и нормы международного права.
К числу специфических источников относятся нормативные решения Конституционного Суда Российской Федерации, например, в части толкования Конституции РФ, и аналогичные решения органов конституционного контроля (надзора) субъектов Федерации. Заметим, что последние созданы в небольшом числе субъектов Российской Федерации (в девяти республиках и в одной области).
Исключительно редко в системе источников российского конституционного права встречается конституционно-правовой обычай. Это сложившиеся в практике правила поведения основных субъектов конституционного права, нигде в официальных изданиях не записанные в качестве таковых, однако в течение длительного времени применяемые и молчаливо санкционируемые российским государством. Он имеет устный характер. Например, в настоящее время сложился обычай при назначении Советом Федерации судьи Конституционного Суда РФ учитывать согласие уже действующих судей Конституционного Суда РФ по представленной кандидатуре.