Конституционный кризис в России 1993 г. и демонтаж системы власти Советов. Конституция РФ 1993 г

После августовского переворота трансформация политической системы проходила по двум направлениям: - во-первых, шло дальнейшее укрепление власти Президента России; - во-вторых, усилилось противостояние между президентской властью и Советами.

С роспуском Советского Союза Россия стала его правопреемником в области международной и военно-политической, что способствовало усилению власти Президента. В марте 1992 года своим указом Б.Н.Ельцин образовал министерство обороны России и стал министром обороны. В мае были созданы Вооруженные Силы Российской Федерации, министром обороны назначен П.С.Грачев. Позднее были созданы федеральные службы контрразведки, внешней разведки, пограничная служба и управление охраны, подчиняющиеся непосредственно Президенту России.

Проводимые реформы, связанные с введением свободных цен, вызвали скачок гиперинфляции, что сказалось на спаде производства и ухудшении жизни населения. Настроения неуверенности передавались народным депутатам и отражались на решениях съездов Советов. Противоборство между Президентом и съездом народных депутатов России обострилось в марте 1993 года. На VIII внеочередном съезде народных депутатов было отклонено предложение Б.Н.Ельцина о референдуме по доверию президентской власти и проведению реформ. IX Внеочередной съезд народных депутатов в конце марта 1993 года проголосовал за отрешение от власти Б.Н.Ельцина, однако не набрал необходимых двух третей голосов (за отрешение проголосовало 465 депутатов, против - 350). Проведенный 25 апреля референдум выразил поддержку политике президента России. К осени противоборство между народными депутатами и Президентом обострилось до крайности. 21 сентября 1993 года Б.Н.Ельцин издал указ о роспуске Верховного Совета и прекращении полномочий съезда народных депутатов, однако те отказались подчиняться.

Президент был вынужден применить военную силу, в результате чего события 3-4 октября привели к человеческим жертвам. По официальным данным 196 человек было убито, 598 - ранено. 7 октября последовал указ Президента о роспуске Моссовета и Мособлсовета, а 9 октября - о прекращении деятельности местных Советов. Таким образом в октябре 1993 года на территории России Советы, как органы власти, прекратили свое существование.

После событий октября 1993 года в стране стала формироваться новая структура политической власти. Главой государства и исполнительной власти являлся Президент, на местах руководили назначенные главы администраций. Поскольку законодательные представительные органы отсутствовали, специально созданная Б.Н.Ельциным комиссия разработала проект Конституции, который был представлен на всенародный референдум. 12 декабря 1993 года проходили одновременно выборы в Государственную Думу - нижнюю палату законодательного парламента и граждане России выражали свое отношение к новой Конституции. За принятие Конституции отдали свои голоса 33 млн. избирателей (58,4% голосовавших), против высказались 23,5 млн. (41,6%). Конституция была принята. Она утвердила президентско-парламентскую систему управления. Исполнительная власть, утверждение законов и издание указов принадлежали Президенту России, который назначал и смещал правительство. Он же назначал глав местной администрации. Законодательная власть была в руках двухпалатного Федерального Собрания: нижняя палата - избираемая Государственная Дума, Верхняя палата - Совет Федерации- из назначаемых Президентом глав администраций и других представителей регионов.

Госдума была избрана на 2 года. Лидирующее положение в ней заняли представители либерально-демократической партии 23,9% голосов, правительственный блок "Выбор России" 14,5%, Компартия Российской Федерации - 13,6% голосов. За ранее популярное движение "Демократическая Россия" было подано всего 4,3% голосов. Состав Думы отражал противоречивый характер складывающихся новых общественных отношений. Учитывая экономические трудности, приведшие к тому, что инфляция в 1993 году составила 1000%, можно было ожидать сохранения социально-политической напряженности.

Последующие события показали рост влияния оппозиционных партий. На новых выборах в Государственную Думу, состоявшихся 17 декабря 1995 года, за КПРФ было отдано 22,3% голосов, за ЛДПР - 11,2%. Правительственный блок "Наш дом - Россия" получил чуть больше 10% голосов избирателей. Политическая ситуация была осложнена начавшимся в декабре 1994 года военным конфликтом в Чечне, где федеральные войска несли большие потери без заметных успехов.

В условиях продолжающегося спада производства, бюджетно-финансовой нестабильности, непопулярного братоубийственного чеченского конфликта на 16 июня 1996 года были назначены новые президентские выборы, которые после двух туров голосования привели к победе Б.Н.Ельцина, опередившего лидера КПРФ Г.А.Зюганова с перевесом в 13% (около 9 млн.) голосов. Процесс реформ продолжался.

Наши рекомендации