Основные принципы построения и функционирования государственной и муниципальной службы
- 1) верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;
- 2) приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия: обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
- 3) единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;
- 4) разделения законодательной, исполнительной и судебной властей;
- 5) равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;
- 6) обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- 7) единства основных требований, предъявляемых к государственной службе;
- 8) профессионализма и компетентности государственных служащих;
- 9) гласности в осуществлении государственной службы;
- 10) ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
- 11) внепартийности государственной службы; отделения религиозных объединений от государства;
- 12) стабильности кадров государственных служащих в государственных органах.
6. Цели и основные функции государственной и муниципальной службы.
Цели- - по степени общественной важности: а) стратегические, связанные с качеством жизни общества, его сохранением или преобразованием; б) тактические, определяющие конкретные действия во времени и пространстве по достижению стратегических целей;- по результатам: а) конечные; б) промежуточные;- по времени: а) долгосрочные; б) среднесрочные; в) краткосрочные;- по сферам общественной жизни: а) экономические; б) политические; в) социальные; г) духовные.Функции- - управление общественными делами.Управление есть функция организованных систем25.В этой связи государственную службу можно рассматривать как организационный институт;
- целеполагание- одна из основных (первая) функций управления. Ее предназначение состоит в том, чтобы определить параметры оптимального функционирования общества или модель его будущего развития;- прогнозирование и моделирование развития общества и государственных органов.В основе данной функции лежит не "гадание на кофейной гуще", а анализ тенденций общественногоразвития, и она связана с предвидением изменений в обществе и органах государственной власти, обусловленных какими-либо событиями или целенаправленными действиями.
Институты государственного и общественного контроля и надзора за государственной и муниципальной службой
Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры;
Административные суды;Уполномоченные по правам человека;Парламент;Счетная палата;общественная палата ;оппозиционные партии.
Понятие и классификация должностей государственной гражданской службы. Реестр должностей государственной гражданской службы Российской Федерации
Должность - это установленная (конституированная) социальная роль, выполняемая человеком в государственных, общественных, частных организациях, предприятиях, учреждениях .
Государственные должности подразделяются на категории "А", "Б", "В".Государственные должности категории "А" устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Например, Конституцией Российской Федерации предусмотрено более 20 наименований должностей категории "А", в том числе, Президент РФ, Председатель Правительства РФ, Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и др.
Государственные должности, учреждаемые в установленном законодательством Российской Федерации порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории "А", относятся к категории "Б". Это дожности помощников, советников, консультантов, секретарей и др. Государственные служащие на данные должности принимаются исходя из принципа властно-политической преданности, в соответствии с персональными рекомендациями и по личному решению лиц, замещающих государственные должности категории "А".
Наиболее многочисленная категория государственных служащих - категория "В". К ней относятся должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий. Это могут быть начальники отделов, специалисты, эксперты и т. д.