Тема 7. внешнеэкономическая стратегия предприятия
7.1 Сущность и методологические основы планирования ВЭД предприятия
Выход предприятия на внешние рынки и успех оперирования на них зависят от эффективной организации стратегического планирования на предприятии. При этом планирование деятельности фирмы следует рассматривать:
а) как средство реализации общей идеологии фирмы, ее миссии и целей;
б) как одну из функций менеджмента, предполагающую предвидение и принятие мер по управлению реализацией решений в той или иной сфере.
Соответственно, планирование ВЭД-это набор действий и решений, предпринятых руководством фирмы (предприятия, организации), которые обеспечивают достижение целей компании средствами ВЭД на длительную перспективу.
Принципы планирования ВЭД:
1. Принцип единства(холизма), предполагающий ,что планирование ВЭД должно иметь системный характер, т.е. быть представлено совокупностью взаимных элементов, взаимодействие между которыми подчинено общей цели;
2. Принцип участия, означающий ,что в процесс планирования ВЭД должны вовлекаться все службы и специалисты предприятия, кого он непосредственно затрагивает;
3. Принцип непрерывности и гибкости планирования, находящий отражение, в осуществлении постоянного мониторинга происходящих в результате реализации планов изменений и маневрировании и корректировки планов в случае возникновения непредвиденных обстоятельств;
4. Принцип точности, предусматривающий конкретизацию и детализацию в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности фирмы.
Процесс планирования ВЭД заключается в решении задач, вязанных с выбором альтернативных действий:
· По разработке стратегических целей компании: общих и непосредственно внешнеэкономических;
· По оценке ее возможностей и ресурсов (производственных, кадровых, финансовых, управленческих и т.п.);
· По анализу тенденций в области маркетинговой деятельности на зарубежных и внутренних рынках;
· По определению стратегии на перспективу и разработке программ.
На основе решения перечисленных задач осуществляется выработка стратегии. Стратегия компании - это рассчитанная на перспективу система мер, обеспечивающая достижение намеченных компанией целей.
Формирование стратегии включает в себя три этапа:
1. Формирование общей рыночной стратегии компании, т.е. модели поведения фирмы в той или иной конкурентной рыночной ситуации. В данном случае речь идет о стратегии выбора рынков и конкуренции на них. Таким образом, на начальном этапе планирования необходим анализ и оценка внешней деловой среды по ряду факторов: конъюнктурным, научно-техническим, общеэкономическим, социальным и политическим. При выработке общей стратегии могут быть использованы методы конкурентного анализа М. Портера, портфельная модель Бостонской консультационной группы, модель «рынок-продукт».
2. На базе применения указанных моделей и обоснования условий развития деловой внешней среды далее оценивается готовность предприятия для вступления в международный бизнес и выбирается конкретная деловая стратегия:
- Стратегия стабильности - сосредоточение на существующих направлениях бизнеса и их поддержка;
- Стратегия роста -увеличение компании через проникновение и захват новых рынков;
- Стратегия сокращения -может быть реализована на основе отказа от какого-то нерентабельного направления бизнеса;
- Стратегия выживания и адаптации -предполагает приспособление компании к требованиям мировой среды, в т.ч. За счет внедрения политики управления качеством, рисками, изменениями политики ценообразования, применение эффективных маркетинговых инструментов и т.п.
3. Определение функциональных стратегий фирмы, т.е. комплекса мероприятий определенных подразделений компании, которые могут развиваться как:
- Оборонительные стратегии отражают реакцию предприятия на действия конкурентов и косвенно на потребности и поведение потребителей. В данном случае предприятие может вводить защитные меры, эмитировать поведение конкурентов, занять выжидательную позицию.
- Наступательные стратегии включают: активные НИОКР, ориентированные на маркетинг, стратегии слияния, приобретение и, как правило, требуют крупных инвестиций.
- Одновременно, при разработке каждой из разновидностей стратегий, фирма должна учитывать объективные ограничения, к которым относятся:
1. Уровень наличных финансовых ресурсов;
2. Размер приемлемого риска;
3. Потенциальные навыки и способности;
4. Отношения в рамках коммуникаций фирмы;
5. Противодействия конкурентов.
Таким образом, стратегическое планирование деятельности компании во внешнеэкономическом пространстве, с одной стороны, основывается на уникальности, более высокого качества и низких цен относительно внутреннего рынка;
· продления жизненного цикла продукции путем ее реализации на новых рынках, характеризующихся более низким уровнем потребностей и платежеспособного спроса;
· обеспечения более полной загрузки производственных мощностей и стабилизации сбыта продукции в результате кооперации;
· минимизации затрат на обновление основного капитала путем использования возможностей международного лизинга;
· повышения качества продукции посредством применения новых технологий, материалов, дизайнерских решений и других средств;
· повышения эффективности вложения капитала, прежде всего в предпринимательской форме для экономии издержек производства, оптимизации производственно-сбытовой сети (приближения к источникам сырья, дешевой рабочей силы и рынкам сбыта), диверсификации деятельности как средства обеспечения финансовой устойчивости, а также повышения прибыли на фоне снижения налоговых отчислений;
· переноса предпринимательской деятельности в страны с более стабильной политической ситуацией, более благоприятным инвестиционным климатом;
· выноса «вредного производства» в страны, в которых действует более либеральное экологическое законодательство.
При этом экономические интересы предприятия формируются в соответствии с законодательно закрепленными принципами осуществления ВЭД: с одной стороны, предприятия самостоятельны в принятии своих решений по выходу на внешние рынки,
А. Выбор долгосрочных целей |
Б. Анализ внутренних возможностей 1.Финансовые ресурсы: -нынешние и будущие поступления наличности и потребности в ней, -доступность капитала, в том числе заемного, -возможность перемещения средств, -цели отношения прибылей и дивидендов. 2.Людские ресурсы: -число работников широкого профиля, -мобильность работников. 3.Производственные ресурсы: -использование производственных мощностей и узкие места, -стандартизация продукции и процесса ее производства по международной системе стандартизации, -использование новых технологий в производственном процессе. 4.Влияние среды:-наличие стратегических партнеров-поставщиков сырья, материалов, в том числе зарубежных,-отношение собственности,-циклические и долгосрочные колебания спроса,-сравнение с другими фирмами по признаку конкурентоспособности. |
В. Цели на международных рынках (исходя из потребностей в блоке Б) 1.Сбыт: -поддержание объема продаж, -увеличение рентабельности. 2.Издержки: -снижение прямых издержек, -перенос постоянных издержек, -снижение или отсрочка выплаты налогов. 3.Снижение уровня риска: -приобретение впрок дефицитных ресурсов, -диверсификация рынков и источников снабжения, -недопущение появления у конкурентов преимуществ. |
Д. Выбор альтернатив 1.Размещение производственных мощностей. 2.Уровень вовлеченности в международную деятельность. 3.Ассортиментная стратегия. 4.Стратегия выбора рынков оперирования. 5.Перемещение факторов производства и стратегия приобретения других компаний. |
Е. Реализация 1.Построение дерева целей. 2.Отчетность по реализации поставленных целей. 3.Корректировка целевой функции. |
Г. Анализ местных условий 1.Политические факторы: -государственная стратегия в отношении участников ВЭД, -барьеры выхода на внешний рынок. 2.Финансовые факторы: потребность в инвесторах и потребителях, -системы налогообложения, -методы оценки деятельности на местах, -сроки осуществления расчетов с дебиторами и кредиторами, 3.Маркетинговые факторы: -характер конкуренции, -стоимость получения и доступность информации по рынкам, -методы и издержки распределения. |
Рис. 2. Схема процесса целеполагания во внешнеэкономической деятельности предприятия
выбору организационно-правовой формы, партнеров, определении цен и объемов поставок, а с другой – их ВЭД должна учитывать требования национальной экономической безопасности страны.
Экономическая безопасность в соответствии с Государственной стратегией национальной экономической безопасности РФ, принятой в 1996 г., – это состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям.
К экономическим интересам государства, которые реализуются посредством ВЭД предпринимательских структур в соответствии с указанным документом, относятся:
· эффективная реализация преимуществ международного разделения труда (МРТ);
· устойчивость развития страны в условиях равноправной интеграции в мирохозяйственные связи;
· недопущения критической зависимости России от зарубежных стран или их сообществ жизненно важных вопросах экономического сотрудничества.
Сопоставление интересов государства и предпринимательских структур в сфере ВЭД свидетельствует об их несовпадении.
В результате реализуемые в рыночных условиях гражданско-правовые и имущественные отношения равноправных партнеров по бизнесу из разных стран нередко оказываются подчиненными административно-правовым отношениям, публичным нормам, формируемым государственными органами власти, что толкает предприятия – участники ВЭД искать нелегальные каналы ее реализации.