Политология как отрасль научного знания и учебная дисциплина. История политической мысли и стадии институционализации политической науки

Термин "политология" образован на основе двух греческих слов: politike – общественные, государственные дела и logos – учение, слово. Автором первого понятия считают Аристотеля, второго – Гераклита. Из данного словосочетания следует, что политология – это учение, наука о политике.

Первые формы специализирован­ного (протонаучного) отображения и осмысления мира поли­тики сформировались 2,5 тыс. лет назад и существовали пре­имущественно в религиозно-мифологической форме. Их ос­нову составляли идеи о божественном происхождении и орга­низации власти.

В середине I тыс. до н.э.в связи с творчеством Конфуция, Платона, Аристотеля, Цицерона появляются первые поли­тические категории, дефиниции (определения), а затем и це­лые концепции, носящие философско-этическую форму.

Постепенно политическая мысль освобождается от рели­гиозного влияния и философско-этической интерпретации. Наиболее четкое размежевание политической науки от бо­гословия, философии, права, этики, истории осуществил в XVI в. В.. Макиавелли. Он выделил политические исследо­вания в качестве самостоятельного научного направления, что положило начало превращению политологии в самостоя­тельную науку. Макиавелли сформулировал ее предмет и ме­тод (метод политического реализма), впервые поставил в центр изучения проблемы государства и власти. Он по праву считается одним из основателей политической науки.

С середины XIX в.обозначился новый этап в становлении и развитии политологии. В 1857 г. начинается чтение курса лекций по политической теории в Колумбийском колледже (позже ставшим университетом). В 1880 г. в нем была откры­та Высшая школа политической науки. В 1872 г. первых студентов приняла французская Свободная школа поли­тической науки (сейчас Институт политических исследова­ний Парижского университета). В 1895 г. заработала Лон­донская школа экономической и политической науки, в 1920 г. — Берлинская высшая школа политической науки.

В начале XX е.процесс выделения политологии в само­стоятельную научную дисциплину в основном завершился. Образовались ее важнейшие национальные школы, направ­ления и центры. В 1903 г. была основана Американская ас­социация политической науки, в 1949 г. Международная ассоциация политической науки.

В 1948 г. ЮНЕСКО (Комиссия ООП по вопросам образова­ния, науки и культуры) рекомендовала курс политологии для изучения в университетах стран членов этой органи­зации.

В СССР и ряде других социалистических стран политология, как самостоятельная наука не признавалась и трактовалась как антимарксистская, буржуазная лженаука. Развитию подлинной политической науки препятствовали догмы официального марксизма, идеологизация политики, изолированность советского обществоведения от мировой общественно-политической мысли.

Ситуация начала меняться лишь со второй половины 80-х годов ХХ века по мере демократизации общества и трансформации политической системы. В настоящее время официально признан статус политологии как научной отрасли знаний и учебной дисциплины. Созданы институты и центры политических исследований, ведется подготовка профессиональных политологов. С 1989 г. курс политологии преподается в высших и некоторых других учебных заведениях Беларуси. В 1993 г. была образована Белорусская ассоциация по­литических наук. Как учебная дисциплина политология окончательно утвердилась в середине XX в.

В настоящее время политология относится к числу наиболее престижных общественных наук, занимая первое место по числу проводимых исследований и количеству публикаций.

1.3. Политическая власть: понятие, структура, функции. Функционирование политической власти в Республике Беларусь

Власть возникла задолго до появления государства и первоначально не выполняла чисто политических функций. Приблизительно 40 тыс. лет процессы постоянного взаимодействия людей и их объединений поддерживались в основном механизмами общественной самоорганизации. Они проявлялись в виде локальных родственных связей, управления вождей, шаманов и других лидеров первобытных обществ. Их ведущими звеньями выступали обычаи, традиции, нравы, религиозные догмы и другие неписаные простейшие нормы и способы общежития. Властные отношения определялись добровольным подчинением, основанном на вере, заповедях, нравственности.

Следует отметить, что в политологической литературе существуют многочисленные определения власти данные Т. Гоббсом. М. Вебером, Р. Далем. Г. Лассуэлом и др.

В общем смысле властьможно определить как способность и возможность осуществлять свою волю по отношению к другим социальным силам или личности.

Важно понять, что государственная власть – это всегда политическая власть, но не всегда политическая власть есть класть государственная (власть фаворитов, временщиков).

Политическая власть выступает как социальное явление и регулятор политических отношений. Политическая власть:

- это институционально (нормативно) закрепленная прерогатива и организованная сила социальных субъектов по определению целей и задач политики и власти, руководству обществом и мобилизации его ресурсов и совместной деятельности для достижения поставленных целей. Здесь власть функционирует от имени и в интересах всего общества или по крайней мере — его большинства.

Сущностными чертами политической власти являются:

- суверенитет (независимость) и неделимость власти. Суверенитет означает, что политическая власть вправе самостоятельно повелевать, принимать решения, осуществлять свои функции независимо от ка­ких-либо сил, обстоятельств и лиц,

– авторитет, т.е. обозначение особого качества власти и способа ее осуществления. Авторитет есть соответствие власти ценностным представлениям большинства граждан, способ осуществления власти, основанный на вере в ее законность и добровольном, осознанном ей подчинении;

– волевой характер, т.е. наличие у власти цели, программы, готовности добиваться их реализации. Бесцельная власть есть кризис ее либо паралич;

– принуждение, т.е. использование силы и всех других средств, которыми располагает власть, чтобы обеспечить повиновение, согласие с ней. Власть ­ –всегда принуждение, но чем больше ее авторитет, тем меньше степень принуждения.

Функции политической власти включают в себя:

– господство (подчинение одних групп, классов другим);

– руководство (определение и законодательное закрепление политического, идеологического, экономического волеизъявления правящей элиты общества);

– управление (проведение в жизнь генеральной линии, принятие конкретных управленческих решений);

– контроль (обеспечение соблюдения социальных норм, правил деятельности людей и социальных групп а обществе);

а также формирование политической системы общества; руководство органами власти, политическими и неполитическими процессами (поддержание общественного порядка и стабильности; выявление, ограничение и разрешение конфликтов; достижение общественного согласия, консенсуса; принуждение во имя социально значимых целей и др.); организацию политической жизни общества, политических отношений и управление ими (выражение и реализация властно значимых интересов групп и слоев общества; распределение и перераспределение общественных благ, ресурсов с учетом групповых приоритетов; решение других социальных задач); социализацию личности, включение ее в жизнь сложноорганизованного государства и общества; созидание действительности (проективная функция).

От выполнения политической властью своих функций зависят ее эффективность, тип правления, политического режима, государственного строя и другие политические характеристики данного общества.

Субъекты по­литической власти — это все те, кто принимает реальное участие во властном взаимодействии с государством и друг с другом. К ним относятся:

-социальные общности (классы, народ, социальные группы и слои);

-государство

-политические партии и организации;

-правящие элиты, бюрократия, лобби (группы давления);

-групповое и индивидуальное лидерство;

-личная власть;

-отдельные личности (граждане) в условиях выборов, референдумов, демонстраций.

Власть реализуется различными способами. Способы ре­ализации политической власти– система, определяющая место, функции и отношения друг с другом институтов влас­ти и управления в политическом процессе по реализации це­лей политики и власти.

Способами реализации власти являются господство, ру­ководство, управление, организация, контроль.

Власть государства как основного, верховного политического института осуществляется специальным аппаратом управления обществом – системой государственных органов, которая имеет свои особенности в каждой конкретной стране.

Так, систему органов государственной власти в Республике Беларусь, закрепленную Конституцией страны, составляют:

- президентская власть;

- органы законодательной власти – Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь;

- органы исполнительной власти – Правительство – Совет министров Республики Беларусь, министерства и государственные комитеты, органы местного управления;

- органы судебной власти – Конституционный суд, общие, хозяйственные и другие суды;

- контрольно-надзорные органы – прокуратура, Комитет государственного контроля.

Наши рекомендации