Форма правления – это организация высших органов государственной власти, способы их формирования, характер взаимоотношений между собой и с населением страны
Ещё из Древней Греции идёт разделение форм правления на виды в зависимости от числа правящих лиц (Геродот, Платон, Аристотель).
Если власть принадлежит одному – монархия, если немногим – аристократия, если всем – республика. Это деление дошло и до сегодняшних дней, лишь среднее звено – аристократия – было утрачено в ходе развития государственности.
Монархией считают форму правления, обладающую следующими признаками:
1) верховная власть принадлежит одному лицу;
2) власть передаётся по наследству;
3) власть осуществляется пожизненно;
4) власть монарха не зависит от населения, он пользуется ею по праву, которое не делегировано ему никакой иной властью;
5) монарх является юридически безответственным.
Традиционно монархии делят на абсолютные и ограниченные.
При абсолютной монархии власть монарха не юридически, не фактически неограниченна (Франция XV-XVIII вв., Саудовская Аравия).
При ограниченной монархии верховная власть распределена между монархом и другими государственными органами (парламентами, сословно-представительными органами и др.) (Великобритания, Швеция, Испания). Таким образом, основной признак монархии, заключающийся в принадлежности верховной власти монарху, имеет при ограниченной монархии в большей или меньшей степени формальный характер. К ограниченным монархиям можно отнести сословно-представительскую, дуалистическую, конституционную.
Республика как форма правления обычно наделяется следующими признаками:
1) верховная власть принадлежит коллегиальному органу;
2) данный коллегиальный орган избирается всем населением;
3) он избирается на заранее установленный срок;
4) естественно, что верховный орган зависит от избирателей.
По поводу первого признака имеются принципиальные разногласия. Сторонники формально-юридического подхода к вопросу о форме правления трактуют его именно так как записано, сопровождая при этом упоминанием о народном суверенитете, в соответствии с которым верховная власть государства производна от власти народа. Традиция же идущая из Древней Греции, распространённая в дореволюционной российской науке, когда обязательным элементом государства считали союз людей (народ), поддерживаемая многими и сегодня, считает верховную власть в республике, непосредственно принадлежащей народу, а не какому-либо им избранному органу. Впрочем, для общего анализа республиканской формы правления это почти ничего не меняет.
Республики традиционно делят на парламентские и президентские. Критерием является процедура формирования исполнительной власти, то кому она подотчётна и подконтрольна.
В президентских республиках (США, Аргентина, Мексика) президент является главой государства и, как правило, главой исполнительной власти. Президент единолично, в некоторых республиках с согласия парламента (США) формирует правительство, может его распустить, правительство ему подотчётно.
В парламентских республиках (ФРГ, Индия, Италия) правительство формируется парламентским большинством. Правительство подотчётно и подконтрольно парламенту. С потерей на очередных выборах парламентского большинства правительство уходит в отставку. В парламентских республиках, как правило, предусматривается пост президента, который, впрочем, играет формальную роль.
В смешанных республиках (Франция, Финляндия) полномочия по формированию правительства и контролю за ним делят президент и парламент.
Форма государственного устройства: понятие, виды.
Форма государственного устройства – это территориальная организация государственной власти, выражающаяся в соотношении властных полномочий центральных и местных государственных органов.
Двумя основными формами являются унитарная и федеративная.
Унитарные государства (Китай, Франция, Италия, и т.д.) – это единые, централизованные, целостные образования, части которых не обладают никакими признаками государственности, всей полнотой государственной власти обладают только центральные органы.
Компетенция центральных органов в унитарных государствах не ограничивается полномочиями местных органов государственной власти.
Они состоят из административно-территориальных единиц, которые не обладают какой-либо политической самостоятельностью. Все административно-территориальные единицы имеют, как правило, одинаковый юридический статус; они не имеют своей системы законодательства, и своей судебной системы.
Следует заметить, что унитаризм не исключает наличия внутри государства определённых автономных образований. В качестве примера можно назвать статус Польши, Финляндии в Российской империи, Шотландию в современной Великобритании и т.д.
Федеративное государство (США, ФРГ, Индия и др.) – это сложное союзное государство, в котором верховным суверенитетом обладает федерация в целом, а части федерации (государственные образования) обладают частичным суверенитетом.
В отличие от частей унитарного государства субъекты федерации обладают политической самостоятельностью. Это выражается, в первую очередь, в разграничении компетенции между федерацией в целом и её субъектами. С одной стороны, выделяется круг вопросов исключительной компетенции федерации, а с другой – сфера исключительного ведения субъектов федерации.
В федеративных государствах наряду с высшими федеральными органами и федеративным законодательством существую высшие органы и законодательство субъектов федерации.
Федерации могут быть построены по территориальному, по национально-территориальному или по смешанному принципу.
От унитарной и федеративной формы государственного устройства следует отличать конфедерацию, которая является не формой отдельного государства, а формой союза государств.
Конфедерация не обладает суверенитетом, который сохраняется у входящих в него государств. Конфедерации создаются для решения общих экономических, политических, военных и других целей. Решения, принимаемые органами конфедерации (которые могут создаваться для координации совместной деятельности), приобретают обязательную силу лишь после утверждения их всеми членами конфедерации.
У конфедерации нет единой системы законодательства, общего гражданства, общей границы. Конфедерации представляют собой аморфные государственные образования, иногда они распадаются, в других случаях играют роль промежуточного звена на пути создания единого государства (Швейцарский союз (1815-1848)).