Чистая монополия: основные черты и факторы монополизации

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

УРАЛЬСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

Факультет Экономики и управления

Кафедра Экономика

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «Микроэкономика»

Вариант №6

Выполнена студенткой

Марунич Л.В.

Группа Э121сфз

Руководитель

Каневцова Е.А.

Номер зачетной книжки

Э14-01-06/2СФЗ

Екатеринбург

Содержание

Теоретический раздел

Раскрыть теорию чистой монополии……………………………….

Перечислить формы кредита, указать их особенности……………

2. Практический раздел………………….

Список литературы

Теория чистой монополии

Чистая монополия: основные черты и факторы монополизации

В современной экономической теории абсолютная (чистая) монополия рассматривается с двух сторон.
Первый подход базируется на том ,что монополия это тип фирмы. Исходя из этого подхода, монополия - это крупная корпорация, которая занимает главенствующее положение в определенной сфере народного хозяйства и использует свое ведущее положение для достижения монопольно высокой прибыли.
В соответствии со вторым подходом «монополия» это определенный тип экономического поведения предприятия (фирмы). В рыночных условиях иногда возникают такие ситуации, в которых покупателям определенного товара противостоит монополист, который производит значительную часть необходимой продукции. Эта ситуация предполагает, что в отрасли есть только один производитель. Он полностью контролирует практически весь объем предложения необходимого потребителям товара, что позволяет единолично устанавливать цену на выпускаемый товар, а также получать максимальную прибыль. Степень использования монополистом своей власти для установления цен на продукцию зависит от наличия на рынке близких заменителей этой продукции. Не обязательно, чтобы монополистом была крупная фирма, зачастую им может оказаться и небольшая по размерам компания. Поэтому, когда в микроэкономике речь идет об абсолютной монополии, то следует иметь в виду, что, рассматривая ее как тип фирмы, необходимо одновременно рассматривать монополию и как тип экономического поведения компании на рынке.

Исходя из вышесказанного сформулируем характерные черты монополии:
- господствующее положение одной фирмы;
- отсутствие товаров-заменителей для выпускаемой фирмой продукции;
- самостоятельное установление цен;
- препятствование появлению в отрасли других фирм.

Реальными барьерами, которые могут воспрепятствовать вступлению в отрасль новой фирмы, являются:
- эффект масштаба;
- исключительное право на определенный вид деятельности, патенты и лицензии;
- право собственности на важнейшие виды сырья.
Кроме этих препятствий вступлению в отрасль нового игрока, фирмы-монополии могут использовать и нечестные способы конкуренции:
- физическое устранение конкурента;
- давление на кредитные организации с целью воспрепятствовать получению конкурентом заемных средств;
- переманивание лучших специалистов из фирм-конкурентов и др.

Основным инструментом для установления своего господства на рынке фирмы-монополии используют цену.

Монопольная цена - это цена, устанавливаемая монополиями единолично или в сговоре с другими монополиями. Пределом этой цены является величина платежеспособного спроса населения.
В экономике различают три вида монопольных цен:

Монопольно высокие - цены по которым монополии продают свою продукцию потребителям с целью извлечения наивысшей прибыли. Эти цены можно представить в виде формулы:

Цена моноп. = Издержки произв. + Прибыль экономическая + Прибыль добавочная + Сверхприбыль.

Экономическую прибыль монополии получают так же как и все производители данной отрасли, иначе капитал будет перемещен в другую отрасль.
Добавочную прибыль монополии получают из-за более высокой производительности труда на своих предприятиях, определяемой научно-техническим прогрессом. Издержки производства на таких предприятиях ниже средних по отрасли.
Сверхприбыль у монополий образуется по причине их монопольного положения на рынке и установления цен на свою продукцию значительно выше ее стоимости:
2. Монопольно низкие - это цены, по которым монополии закупают продукцию (как правило, сырье) у мелких и средних немонополизированных производителей.
3. Дискриминационные - это различные цены, устанавливаемые на один и тот же товар на разных рынках.

1.2. Виды монополии. Монопсония

Рассматривая чистую монополию как определенный тип экономического поведения фирмы на рынке, в микроэкономике выделяют следующие ее типы: закрытую, открытую, естественную, организационную и простую.
К закрытой монополии относят ту из них, которая защищена от конкуренции с помощью патентов, государственных лицензий, авторских прав и т.п. Так, в большинстве стран государство обладает исключительным правом на производство медицинских препаратов, продажу оружия и т.д.
В случае, когда фирма на некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо экономические блага, не обладая никакой специальной защитой от конкуренции, ее характеризуют как открытую или случайную. В такой ситуации часто оказываются фирмы, впервые появившиеся на рынке с новой продукцией.
Естественная монополия - это монополия, в существовании которой заинтересовано все общество, ибо эффект масштаба позволяет ей сокращать издержки производства на единицу продукции и экономить ресурсы. Долгосрочные средние издержки здесь достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает полностью весь рынок. Это компании водоснабжения, связи и др.
Простая монополия - это монополия, которая продает в каждый конкретный момент времени свою продукцию по одной и той же цене всем покупателям.
Организационная (рукотворная) монополия представляет собой иные межотраслевые объединения, создаваемые с целью поддержания какого-либо уровня цен или дележа совместно получаемой прибыли. Исторически сложились три главные формы монополистических союзов: картели, синдикаты и тресты. Основные различия между ними заключаются в широте соглашений между участниками и «плотности» их объединения.
Картель - это объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности с сохранением их производственной и коммерческой самостоятельности, но предусматривающее установление единых монопольно высоких цен на продаваемую продукцию, размежевание рынков сбыта и др.
Синдикат представляет собой объединение ряда предприятий одной отрасли промышленности с ликвидацией коммерческой самостоятельности этих предприятий. Сбыт продукции объединенных предприятий осуществляет синдикат через свои сбытовые конторы.
Трест предусматривает объединение собственности предприятий одной или нескольких отраслей промышленности с полной ликвидацией их производственной и коммерческой самостоятельности.
Монопсония - представляет такую ситуацию на рынке, когда многим продавцам противостоит один покупатель.
Совершая покупки, покупатель руководствуется закономерностями динамики предельной полезности (MU) и условиями равновесия предельного дохода и предельной полезности (MR = MU). Следовательно, прирост дохода для покупателя (MR) - это прирост полезности (MU), а кривая спроса (D) - это кривая полезности (MU), или кривая предельного дохода (MR) для монопсониста.
Поскольку монопсонист выступает единственным покупателем на рынке, а за его «благосклонность» конкурируют между собой производители всей отрасли, то он имеет возможность диктовать цены, устанавливая их более низкими, чем в условиях совершенной конкуренции. В этом случае он выступает «ценоискателем», и рыночная цена будет отражать динамику средних издержек (АС) всей отрасли. Кривая предложения для монопсониста (S) - это кривая средних издержек (АС) отрасли в целом.
Цена предложения в отрасли, «захваченной» монопсонистом, может быть понижающейся и повышающейся. Следовательно, предельные издержки покупки могут быть также понижающимися и повышающимися.


3. Равновесие фирмы в условиях чистой монополии в краткосрочном и долгосрочном периодах

Для чистой монополии главным принципом деятельности является максимизация прибыли. В краткосрочном периоде решить эту проблему она может двумя методами:
1) методом сравнения валового дохода (TR) и валовых издержек (ТС), обеспечив максимальное превышение TR над ГС;
2) методом сравнения предельного дохода (MR) и предельных издержек (МС), обеспечив равенство MR и А/С.
Графически это представлено на рис. 1.
До тех пор, пока MR > МС. увеличение выпуска продукции сопровождается увеличением массы прибыли.
Предположим, что монополист имеет дело с эластичным спросом по цене. Кривая спроса D и предельного дохода MR (рис. 1) занимают свое стандартное положение.
Чистая монополия: основные черты и факторы монополизации - student2.ru

Рисунок 1 - Равновесие фирмы в условиях чистой монополии


Точка W обозначает место пересечения кривой предельных издержек МС и предельного дохода MR. Эта точка обозначает максимум объема прибыли. Данной точке максимума прибыли соответствует объем выпуска Qv Двигаясь по вертикали вверх, находим уровень средних общих издержек АТС, который соответствует данному выпуску (точка М). Максимальная прибыль, приходящаяся на единицу выпуска при объеме Qt, равна вертикальному разрыву MN между кривой спроса D и кривой средних общих издержек АТС. Умножив MN на объем Q1, можем определить площадь прямоугольникаNMAPX, равнозначную максимальной валовой прибыли.
Перед фирмой-монополистом в данном периоде встает две задачи, которые она должна решить:
а) выбрать уровень цены, который необходимо не только назначить, но и подольше удержать;
б) определить объем производства и сознательно его ограничить, поскольку с ростом продаж снижается цена.


В долгосрочном периоде любая монополия становится открытой, поэтому в этом временном интервале действует тенденция к исчезновению монопольной прибыли по мере внедрения в отрасль новых производителей, изменения технологий производства. В долгосрочной перспективе единственная стратегическая задача чистого монополиста - максимизация прибыли. Он станет расширять свое производство до тех пор, пока объем продаж не обеспечит равенство долгосрочного предельного дохода и долгосрочных предельных издержек (LMR = LMC').
Фирма-монополист исходит из того, что в долгосрочном периоде:
1. Необходимо признавать наличие эластичности спроса по цене. Потому важно учитывать поведение потребителей и приходится иметь дело со снижением спроса. Невозможно одновременно и установить высокую цену, и обеспечить максимальный объем продаж по высокой цене. Цена, минимизирующая долгосрочную прибыль, будет ниже, чем цена, максимизирующая краткосрочную прибыль.
2. Рынок благ в меньшей степени защищен от конкурентов. Чистый монополист вынужден считаться с наличием «потенциальных конкурентов», которые реально могут появиться в отрасли, привлеченные высокой нормой прибыли:
Поэтому в долгосрочной перспективе основная ставка делается на снижение издержек и увеличение объема выпуска продукции.

Наши рекомендации