Современные методологические концепции Теории государства и права
Антропологическая методология
Антропологическая методология обеспечивает изучение всех элементов и проблем теории государства и права в их человеческом измерении, дает самое глубокое понимание права и государства как отчужденных от человека форм его существования. В юридической антропологии, неразрывно связанной с этнологией, этнографией и этологией, заключен импульс развития учения о государственной и правовой жизни как о естественноисторических процессах.
Общая характеристика антропологической методологии:
– во-первых, в ее рамках предметом выступает право и. государство в их первоначальных формах, что является условием понимания природы современного права и государства;
– во-вторых, если в культурологическом аспекте право и государство есть то, что объективировано (в предметно-вещественных формах идей, символов), то в антропологическом аспекте предметом интереса выступает то, что составляет основу этой объективации, а именно – природа человека;
– в-третьих, она связана с выявлением и исследованием среды права и государства как активной совокупности факторов, условий, процессов социальной и природной реальности, определяющей изменчивость права и государства;
– в-четвертых, на ее основе осуществляется исследование происхождения и генезиса права и государства, их правовой «генетики» как основы и существа ментальности народа (этноса), которая, в свою очередь, так же как и среда, определяет характер изменчивости права и государства;
– в-пятых, она направлена на поиски социального в биологическом компоненте человека и этноса и на этой основе – на выявление биосоциальной целостности как человека, так и социума;
– в-шестых, она предполагает видение права в его индивидуальной форме, что позволяет раскрывать существо и содержание права как его установки, ориентации, интересы, потребности; антропологическая методология лежит в основе психологической теории права;
– в-седьмых, в ее рамках правосознание изучается не с точки зрения его познавательных возможностей и не с точки зрения его содержания, а с точки зрения его механизмов, совпадающих с механизмами индивидуального правосознания;
– в-восьмых, она сосредоточена на личных связях, на конкретных взаимоотношениях между индивидами, а не на опосредованных связях, порождаемых обществом и кодируемых в праве культурными средствами;
– в-девятых, она связана со стремлением выделить уровни непосредственных контактов между людьми в государственной и правовой жизни и на этой основе установить оптимальные параметры социальной дистантности;
– в-десятых, ее использование позволяет изучать право и государство в цивилизационном измерении;
– в-одиннадцатых, в ее рамках временная характеристика права и государства предстает не как историческая, а как биосоциальная;
– в-двенадцатых, ее использование позволяет различить в человеке правовые качества как устойчивые характеристики, являющиеся непосредственным выражением его правовой природы.
Антропологическая методология находит свое применение в исследовании всех тех проблем теории государева и права, в которых содержательная сторона является первичной по сравнению с формальной стороной – структурой или понятийным «сопровождением» юридической практики (догматики). Аспект, с которым связана антропологическая методология, – происхождение и природа рассматриваемых явлений, форм, процессов. Наиболее важной антропологическая методология является для теории права человека, поскольку без нее данная теория оказывается только политической идеологией.
Назначение антропологической методологии состоит в изучении правовой природы человека и природы небиологически организованного этноса как социума.
Преимущества и недостатки антропологической методологи вытекают из характеристики ее назначения и ограниченности в применении к проблемам теории государства и права.
К преимуществам антропологической методологии следует отнести: 1) то, что именно как антропология теория права человека развертывается последовательно и адекватно; 2) то, что она сориентирована на гуманизацию («очеловечивание») праве и государства, 3) то, что она опирается на очевидности не духовного и не культурного, а эмпирического характера Право и государство выступают как индивидуально воспринимаемая реальность); 4) то, что она помогает принимать оптимальные решения на основе целостного опыта жизни не государства или общества, а социума, 5) то, что она позволяет создать теоретическую основу для «разыдеологиэации» знания о праве и государстве.
К недостаткам характеристик относятся: 1) опасность, высокая вероятность поверхностных аналогий вследствие существенной связи антропологии (в том числе и юридической) с этологией; 2) вытекающая из специфики антропологической методологии практика реконструкции правовой жизни по отдельным элементам (фрагментам), что ведет к дополнению этой реальности мифами (мифологизацией государственной и правовой жизни); 3) свойственное антропологической методологии наложение природных закономерностей на социальные вероятности искажает понимание природы закономерностей государственно-правовой жизни; 4) то, что обращение к исходным (первоначальным, архаичным, элементарным и т.д.) процессам и свойствам права и государственно организованной жизни как к универсальным оставляет за пределами внимания (и компетенции) сущности рассматриваемых феноменов.
2.2 Аксиологическая методология
Аксиологическая методология не относится к базовым для теории государства и права методологиям, но и не может считаться разновидностью (частным-случаем) какой-либо из методологий. Она имеет самостоятельное значение, хотя отдельные компоненты базовых методологий в ней, конечно, могут использоваться. С помощью аксиологической методологии решается определенный, присущий только ей круг идейно-познавательных задач.
Общая характеристика аксиологической методологии такова:
– во-первых, по своим исходным установкам и принципом она не является ни научной, ни философской и носит, скорее всего, промежуточный, или комплексный, характер;
– во-вторых, она связана с обеспечением содержательного анализа любой социально-духовной проблемы;
– в-третьих, применение аксиологической методологии связано с пониманием и права и государства как самообусловленных явлений и потому воспроизводящих самих себя независимо от содержательного наполнения их основных структурных и функциональных компонентов;
– в-четвертых, структурно-функциональные характеристики права или государства не имеют существенного значения для аксиологического анализа;
– в-пятых, аксиологическая методология связана с антропологизацией реальности, с созданием философско-антропологических установок в познании права;
– в-шестых, аксиологическая методология связана не столько с познанием, сколько с духовной интерпретацией реальности и деятельности людей, с идейным конструированием (моделированием) права и государства;
– в-седьмых, аксиологическая методология внутренне (закономерно) связана как с абсолютизацией отдельных духовных конструктов, так и с субъективацией (индивидуализацией) деяний, ситуаций, процессов, отношений и т.п.;
– в-восьмых, она связана с поиском и описанием предельных (конечных, самоочевидных) оснований социальной реальности;
– в-девятых, с помощью аксиологической методологии продуцируются смысловые единицы (понятия, суждения, идеи), носящие исключительно установочно-нормирующий характер;
– в-десятых, она принципиально не связана с социально-историческим анализом действительности, не требует его;
– в-одиннадцатых, с ее помощью реконструируется синкретизм ценностей, их универсальность;
– в-двенадцатых, выводы и обобщения в контексте аксиологической методологии носят или тавтологический, или иллюстративный характер, но не являются следствием научной индукции.
Аксиологическая методология не является однородной и имеет три относительно самостоятельных уровня: а) метафизический (философский), связанный с абсолютными ценностями как содержательными основаниями общественного сознания в различных формах (в том числе и в правовой форме); б) психолого-антропологический, связанный с интерпретациями реальности в контексте потребностей, интересов, пользы и т.п.; в) оценочный, характеризующий как предметность (элементы реальности) в ее связи с потребностями, так и предметность и деятельность в их связи с ценностным слоем правосознания.
Преимущества и недостатки аксиологической методологии вытекают из характеристики ее назначения и особенностей применения к проблемам теории государства и права.
К преимуществам аксиологической методологии можно отнести следующее: 1) она позволяет подключить теорию государства и права к решению смысложизненных и идеологических задач; 2) она вырабатывает рациональные основания мотивации правомерного поведения; 3) она делает теорию государства и права содержательной не с точки зрения дифференциации знания или конкретизации действия общих правовых (юридических) форм в определенных ситуациях, а с точки зрения идейной насыщенности всех элементов действующего права и направлений деятельности государства; 4) она позволяет вырабатывать стратегии как в системе регулирования, так и в системе правотворчества, правосудия и принуждения; 5) именно на ее основе появляется возможность обосновать первичность разрешенного (в том числе и как дозволенного) в системе правовых регуля-тивов.
К недостаткам аксиологической методологии относится: 1) то, что как теоретический, так и эмпирический анализ политических и правовых ценностей не меняет познавательных установок и не формирует их; 2) неизбежный для всякой социально-содержательной теории идейный плюрализм ведет к субъективации или формализации оценок, положенных в основу характеристик, например, типов права или государства, эффективности правоприменения, обеспечения прав и свобод граждан и т.п.; 3) близость к решению идеологических задач создает повышенную опасность для теоретических спекуляций, профанирования существа пробпем государственно-правовой жизни.
2.3 Феноменологическая методология
Феноменологическая методология относится к методологиям философского плана, но заложенная в ней познавательная матрица имеет более широкое применение, в том числе и в теории государства и права. Феноменологическая методология привносит в теорию государства и права мировоззренческий (установочный) и идеологический (идейный) компонент.
Общая характеристика феноменологической методологии такова:
– во-первых, она нацелена на нахождение убедительных (очевидных) оснований понимания права и государства;
– во-вторых, она сориентирована на рефлексию о переживании правового опыта и правовой реальности, которое и ведет к подлинной очевидности (а не кажимости) и достоверности;
– в-третьих, она представляет собой комплекс средств и приемов редукции научных знаний о праве к идеям и очевидностям;
– в-четвертых, она решает проблему культурной достоверности права;
– в-пятых, она представляет собой механизм становления знания посредством концентрации мышления о праве и государстве как специфического состояния сознания (интеллектуально-интуитивной сосредоточенности);
– в-шестых, феноменологическая методология обеспечивает переход от совокупности явлений к феномену (эмпирической целостности), конструкту, формируемому на базе эмпирических, или предметных, свойств;
– в-седьмых, будучи сосредоточенной на правосознании, феноменологическая методология связана с очищением его от психологизма; но поскольку психологический компонент неотделим от правосознания, указанная задача предстает как исключительно методологическое условие и позволяет ставить вопрос о праве парадоксальным образом;
– в-восьмых, феноменологическая методология связана с решением задачи очищения понятийного аппарата правовой теории с помощью установления адекватного правосознанию языка;
– в-девятых, методически феноменология представляет собой искусство постановки вопросов об основаниях суждений и познания в целом, что осуществляется за счет органичной связи с формальнологической методологией (которая будет раскрыта в одной из последующих лекций);
– в-десятых, феноменологическая методология позволяет принципиально снять проблему различия и противопоставленности сущности и явления права и государства;
– в-одиннадцатых, феноменопогическая методология позволяет осознать и сконструировать правовой мир (сферу правовой жизни) как кругуверен-ностей, к которым относятся с давно сложившимся доверием и которые приняты в качестве безусловно значимых;
– в-двенадцатых, феноменологическая методология позволяет выявить и описать механизм переживания ценностей (в том числе политических и правовых);
Трудности применения феноменологической методологии к проблемам, охватываемым научной теорией, в том, что она требует определенной предварительной подготовленности, прежде всего, к проявлению своих рефлексивных способностей, а также подготовленности в синтетическом мышлении, единственно обеспечивающем качественный переход к новому знанию неформальным (нерациональным) путем.
Преимущества и недостатки феноменологической методологии вытекают из характеристики ее назначения и ограниченности в применении к проблемам! теории государства и права.
К положительным характеристикам феноменологической методологии можно отнести следующее: 1) сами феноменологические установки, никогда не реализуемые в достаточной мере, тем не менее, играют конструктивную и самодостаточную роль, обеспечивая интенцию ученого; 2) она опирается на активную роль сознания, пробуждая его синтезирующие способности (самые ценные в теоретическом отношении); 3) она позволяет развивать теорию государства и права в культурном контексте; 4) она выступает своеобразной общеправовой «археологией», позволяющей обнаруживать скрытые и утерянные смыслы, заключенные в содержании правосознания, а значит, создает основное условие для формирования концептов теории государства и права; 5) она служит теоретической основой правовой идеологии и правового воспитания.
К отрицательным характеристикам можно отнести следующее: 1) феноменологическая методология позволяет решать проблему достоверности, но не обоснованности мышления о праве и государстве, а поскольку достоверность в ее контексте нерациональная, невыводная, а значит, это создает неустранимое препятствие для рационального обоснования научного знания, положенного в основу теории государства и права; 2) феноменологическая методология предполагает обращение к индивидуальному сознанию, превращение его механизмов в объект рефлексии, что делает субъективный подход к предмету определяющим, а это также вступает в противоречие с принципами научного познания; 3} феноменологическая методология предполагает опору на неюридическое правопонимание, что неадекватно юридической постановке основного комплекса вопросов теории государства и права.
Указанные факторы вызывают необходимость решения проблемы совместимости общенаучной и феноменологической методологии в области юридической теории.
2.4 Социологическая методология
Социологическая методология относится, вместе с формально-логической и диалектической, к базовым для теории государства и права методологиям. Их единство обеспечивает необходимую глубину и, в сущности, требуемую пол ноту теоретического знания о праве и государстве и с точки зрения их сущности, и с точки зрения их проявлений.
Общая характеристика социологической методологии такова:
– во-первых, она является научной по своим исходным установкам и принципам;
– во-вторых, в основу ее положены позитивистские философские установки;
– в-третьих, она не носит общенаучного характера, поскольку предметной областью социологической методологии во всем объеме ее видов и уровней выступает только общественная жизнь;
– в-четвертых, она связана с познанием общественной жизни по ее проявлениям (и только в этом аспекте в ее предметную область входят проявления духовности);
– в-пятых, в контексте социологической методологии различимы лишь закономерности и особенности (но не розовость и индивидуальность), а случайности являются отражением низкого уровня типичности наблюдаемых связей, отношений;
– в-шестых, социологическая методология позволяет получить богатое, разностороннее, дифференцированное, конкретное и т.д. знание явлений и сфер общественной жизни, однако это знание носит принципиально мозаичный характер;
– в-седьмых, в развитие предыдущего, социологическая методология носит ограниченный характер, поскольку социология имеет тенденцию отходить от принципов строго научного мышления;
– в-восьмых, социологическое знание носит в той или иной мере тенденциозный, субъективный характер; его интерпретации подвержены сильному влиянию исходных идейных установок (идеологем);
– в-девятых, выводы и обобщения, добываемые с помощью социологической методологии, опираются на многофакторную обусловленность явлений, что сообщает социологическому знанию ту или иную степень неопределенности, приблизительности;
– в-десятых, применение социологической методологии связано с пониманием права и государства в целом и отдельных их элементов исключительно как внешне обусловленных явлений;
– в-одиннадцатых, сущность права и государства ограничена пониманием их функционального предназначения;
– в-двенадцатых, природа явлений общественной жизни на основе социологической методологии не познается и, следовательно, внимание ограничено только обслуживающей ролью права и государства.
Социологическая методология находит в теории государства и права широкое, но, тем не менее, вполне обозримое применение. Во-первых, социологическая методология вообще не применима к юридической догматике, бессмысленна в ней; она также не применима к вопросам, касающимся специфики правосознания, исторического аспекта в характеристиках государства и права и т.п. В целом социологическая методология оппозиционна формально-логической методологии, положенной в основу юридической догматики.
Во-вторых, в теории государства и права не применима методология конкретно-социологического анализа и социологии среднего уровня, хотя их результаты, конечно, могут быть использованы как иллюстративно-эмпирическая основа для теоретических утверждений. В отличие от общесоциологической методологии, указанные два уровня неспецифичны для теории государства и право.
Только социологическая методология первого уровня характерна для теории государства и права. По крайней мере при определенных общепознавательных и философских установках теорию государства и права можно рассмотреть как общесоциологическую. Но именно по этой причине теорию государства и права вряд ли можно считать строго научной теорией. Ее фундаментальность и мировоззренческий характер проистекают не из научности, хотя принцип научности, в определенном контексте, является одним из существенных для теории государства и права.
Общесоциологическая методология позволяет формировать идеологически ориентированные знания, что, однако, вступает в противоречие с научными установками самой социологии. На уровне общей социологии, в том числе и в предметной области теории государства и права, она представляет собой в известной мере «игру в науку», равно как на уровне эмпирической социологии мы нередко сталкиваемся с иллюзией познания предмета.
Сущность социологической методологии заключена в выявлении возможностей рассуждения об обществе, государстве и т.п. системах в целом по их фрагментарным проявлениям, в определении предельных приближений к целому, опираясь при этом на частное знание. Научная индукция здесь играет лишь принципиальное, установочное значение, но не определяет особенностей (и не сглаживает их) в области познания социальных явлений. В той мере, в какой социологическая методология последовательно научна, она эмпирична и описательна (выступает своего рода введением к идейно-ценностным обобщениям); в той мере, в какой она связана с обобщениями, она является моделированием (конструированием) социальной реальности на основе вненаучных (но наукообразных) идей.
Примером познавательных парадигм, определяющих направленность применения социологической методологии, могут быть следующие утверждения:
– сущности правовых и государственных явлений и процессов познаются посредством установления причин, их порождающих;
– изменения, происходящие в правовой и государственной жизни, носят необратимый характер;
– значимыми для познания права и государства в их действительности являются лишь эмпирические наблюдаемые социальные факты;
– все, являющееся предметом изучения, имеет свойства структуры и тенденцию к структурированию;
– количественные характеристики социальных явлений и процессов непосредственно выражают их качественную определенность (могут считаться их заместителями);
– социологически обнаруживаемые явления и их количественные характеристики обладают свойством репрезентативности;
– нет однозначно интерпретируемых социальных явлений.
Концептуальными идеями, согласующимися с социологической методологией, могут быть следующие утверждения:
– базовыми понятиями теории государства и права являются государственная и правовая жизнь, которые аналогичны роли идей права и государства, исчерпывающих все содержание государственно-правовой реальности в философском плане;
– право является лишь идеальной основой правовой жизни, а его образование – одной из сторон правовой жизни;
– правоотношения являются первичными по отношению к массиву норм, их обеспечивающих;
– действительное право существует только в многообразии форм и видов, единство которых представляет собой правовую систему общества;
– порядок является собственно правовым явлением, поэтому все другие формы общественного порядка являются лишь формами правопорядка;
– обслуживающая роль права делает систему его функций открытой, а возможности распространения правовых регуляторов на общественные отношения – неограниченными;
– реальная, эмпирически наблюдаемая правовая жизнь протекает на групповом и индивидуальном уровне, а на общественном (государственном и международном) уровне она носит опосредованный характер, является следствием обобщений, определенных познавательными установками.
Преимущества и недостатки социологической методологии вытекают из характеристики ее назначения и ограниченности в применении к проблемам теории государства и права.
К положительным характеристикам социологической методологии можно отнести: содержательность; конкретность мышления государственно-правовых проблем; возможность опираться на широкое понимание права, в том числе и неюридическое; возможность объяснить правовые свойства гражданского общества, исходя из природы самого этого общества; в принципе необъятный познавательный (и описательный) потенциал; возможность выстроить общеправоеую концепцию на базе научного понятийного аппарата.
К отрицательным характеристикам относятся: определенная искусственность, тенденциозность (не всегда идеологического характера), обусловленная избыточным многообразием факторов, которые следует учитывать; некритичное принятие понимания природы права, правовой и государственной жизни (в основном политологического или философского понимания); манипулятивный характер социологического знания правовой жизни, в особенности но групповом и индивидуальном уровне.
Таким образом можно сказать следующее:
Многообразие методологий не беспредельно. Необходимость и применимость тех или иных методологий к проблемам теории государства и права может быть обоснована только в случае, если они ведут к различным мировоззренческим позициям и, в частности, к специфическому пониманию предмета (в нашем случае – к типу правопонимания).
Каждая из рассмотренных методологий имеет как достоинства, так и недостатки.