Теоретические взгляды на государственное регулирование экономики

Главное меню

  • Главная
  • Древо навигации
  • Написать администраторам
  • Ищу материалы
  • У меня есть
  • Лабораторные работы
  • Рукописные лекции
  • Разные полезности
  • Полезные ресурсы
  • Образовательные сайты



Лекции

16.08.2010 19:18

Экономические дисциплины - Государственной регулирование экономики

Государственное регулирование экономики.

Скачать с сервера

Тема: «Государственное регулирование экономики.

Основные понятия и содержание.

Как наука свое начало берет в конце 17 – начале 18 вв. Наиболее научным было учение меркантилистов (пионеры нормативно экономической теории). Они писали, что только дельное руководство способно обеспечить порядок в хозяйственной сфере. К тому же они видели в государственном руководстве и средства для обеспечения социальной справедливости. Необходимость выполнения государством определенных функций не отрицал никто и никогда, за исключением некоторых экзотических (больше политических, чем экономических) теорий. Значительное расхождение во мнениях есть в силе участия или воздействия государства на национальную экономику, на экономические отношения между субъектами экономики. Здесь теории, которые существовали или существуют, мнения отдельных людей и ученых, их спектр широк – от почти полного отрицания роли государства в экономике до государственного монополизма в экономике. Наименьшую роль государству в экономических отношениях отводили и отводят классики, а сейчас неоклассики.

Классики всегда отводили государству роль защитника частной собственности, той основы, базиса свободной конкуренции. Другая крайность – это тоталитарные государства с централизованным планированием и управлением. Сейчас их осталось очень мало (Северная Корея, Куба). Много различных полутонов от этих двух крайностей.

Любая национальная экономика развивается циклически. Существуют периоды рецессии (спада), которые сменяются периодами подъема (роста).

В зависимости от стадии цикла большую роль играют либо одни, либо другие экономические теории и соответственно их практическое воплощение. В частности, как правило, в условиях подъема экономики большой популярностью пользуется теории, в которых роль государства в экономике уменьшается и наоборот в периоды рецессии большей популярностью пользуются теории, в которых роль государства в экономике увеличивается.

До великого кризиса 28 – 32 гг. прошлого века абсолютное первенство занимала классическая теория, родоначальник которой А. Смит (в основе – идея об автоматических регуляторах экономики, которые объективно, в независимости от воли людей приводят экономику в равновесие причем на уровне полного использования ресурсов. Это уровень, на котором наиболее эффективна национальная экономика.

Классическая теория не смогла объяснить истоки великого кризиса, и самое главное не смогла показать пути выхода из этого кризиса. Дать объяснение истокам кризиса и показать каким образом государство может выйти из кризиса дала кейнсианская теория (равновесие возникает не всегда на уровне полной занятости – идея Кейнса).

Современное рыночное хозяйство регулируется косвенными или экономическими и приемами (административными) методами. В рыночной экономике преобладают экономические регуляторы. В целом они носят не разрушающий характер и поэтому гибко вписываются в рыночную систему, позволяя государству при этом оказывать действенное влияние на происходящие в национальной экономике процессы. С помощью экономических методов можно например притормозить или стабилизировать инфляцию, ускорить или затормозить экономический рост, дать импульсы к новому качеству экономического роста.

Разграничение экономических и административных методов достаточно условно. Любой экономический регулятор несет в себе элементы администрирования (контролируется какой-либо государственной службой).

Экономические методы не сужают экономическую свободу субъектов, а иной раз даже расширяют экономическую свободу. Это связано с тем, что любой экономический регулятор является дополнительным стимулом для субъекта в рыночной экономике. Так как они являются стимуляторами, они расширяют экономическую свободу.

Административные методы сужают экономическую свободу.

Теоретические взгляды на государственное регулирование экономики.

Развитие капитализма привело к тому, что создание гигантских предприятий было невозможно, возникало большое число малых предприятий.

В 19 в. постоянно начали происходить отклонения от модели, которую описал А. Смит.

А. Смит утверждал, чем меньше государство вмешивается в экономику, тем лучше. Задача государства в классической теории – защита свободной конкуренции и частной собственности. Государству отводились не регулирующие, а больше контролирующие и распорядительные функции (функции защиты).

Однако рыночный конкурентный механизм в некоторых сферах принципиально не мог работать эффективно. Во-первых это касается общественных товаров, то есть товаров и услуг, которые потребляются коллективом (национальная оборона, образование, культура, транспортная инфраструктура). Во-вторых, к числу проблем, которые мы решаем рыночным конкурентным механизмом относятся внешние или побочные эффекты (экстернаты). Когда производство какого-либо продукта приводит к загрязнению окружающей среды и всвязи с этим требуются дополнительные затраты.

Внешние или побочные эффекты можно регулировать опираясь на прямой контроль государства, но это должно являться только основой-базисом и бороться с побочными эффектами можно только в том случае, если создается система экономических регуляторов.

Экономическая практика выявила уже в 19 в. и подтвердила в 20 в., что существуют ситуации, которые получили название фиаско рынка, то есть когда рыночная координация не обеспечивает эффективного использования ресурсов. (Что, как, для кого производить автоматически не решается).

Фиаско рынка проявляется не только в случае, связанным с внешними эффектами и общественными товарами. Важнейшая причина, обуславливающая фиаско рынка – это свойственная рынку тенденция монополизации. Кроме того, рыночный механизм слеп к проблемам справедливости и равенства. Если рыночное распределение ничем не ограничивается, то это приводит к резкой дифференциации доходов и социальной незащищенности. Если распределение доходов не устраивает все население, то это приводит к социальным взрывам. В связи с этим корректировка распределения доходов является одной из важнейших задач государства.

Еще одна важная задача, которая не решается сама собой – это проблема безработицы. Смягчение последствий безработицы – важнейшая задача государства.

Осознание того, что рыночный механизм не всегда эффективен и привело к кейнсианской революции. Кейнс и его последователи доказали невозможность самоисцеления экономического спада, доказали необходимость государственной политики, как средства способного уравновесить совокупный спрос и совокупное предложение.

Результатом этих идей был новый курс Рузвельта, с помощью которого он вывел систему из кризиса 28-32 гг. Он провел фактическую централизацию банковских систем, осуществил ее ревизию, освободился от слабых банков, запретил вывоз золота, ввел государственный контроль над ценами, обеспечил кредитование фермеров и так далее.

Начиная со второй половины 20-ч гг. прошлого века активно стали обсуждать негативное влияние чрезмерного государственного регулирования на производство и предложение товаров. Возникли неоклассические теории монетаризма (теория предложения). Наиболее активными сторонниками идей неоклассиков являлись премьер министр Англии Течер и президент США Рейган.

Если на рынке отдельных товаров мы анализируем спрос и предложение в таких параметрах, как цена и количество, то для анализа рынков на макроуровне используются обобщенные показатели, такие как:

  • общий объем выпуска товаров и услуг (валовой национальный продукт-ВНП)
  • а вместо цен на отдельные товары, используют единую совокупную цену, некоторую среднюю цену всей совокупности товаров и услуг.

Совокупное предложение – все товары и услуги, которые производит экономика – реальный объем производства при каждом возможном уровне цен.

Совокупный спрос - объем товаров и услуг, которые потребители (граждане, предприниматели, правительство) планируют приобрести при любом возможном уровне цен.

Под воздействием различных факторов совокупный спрос и совокупное предложение могут изменяться (перемещение кривых совокупного спроса и совокупного предложения). Причина, которая обуславливает сдвиг и формы кривых AD и AS не ограничивается только теми причинами, которые действуют на рынках отдельных товаров. Например: на совокупный спрос оказывает влияние не только доход населения, но так же и оказывает влияние факторы, под воздействием которых изменяются инвестиционные расходы:

  • банковская процентная ставка пи кредитам и депозитам.
  • уровень налогов.
  • темпы научно-технического прогресса, темпы замещения одних товаров другими.
  • изменение в государственных расходах оказывает влияние на AD.
  • соотношение между экспортом и импортом.

(вверх вправо или вниз влево кривая AD может перемещаться под воздействием этих факторов)

Факторы, влияющие на совокупное предложение, в основном связаны с издержками производства:

  • наличие внутренних ресурсов национальной экономики (добыча нефти в Саудовской Аравии и России – большие издержки и разница в издержках)
  • изменение цен на ресурсы
  • степень монополизации производства
  • уровень налогов
  • темпы роста производительности труда и т.д.

Эта кривая (AS) на вертикальном участке соответствует полному использованию ресурсов, в первую очередь, трудовых. В определенный конкретный момент времени область справа от кривой AS для экономики закрыта и передвинуться вправо кривая AS может в том случае, когда по каким-либо причинам объем ресурсов, которые могут быть вовлечены в хозяйственные процессы, будут увеличиваться.

Классическая модель

Экономисты, которые относятся к классической школе, исходя из того, что рыночной механизм обеспечивает полное использование ресурсов в экономике, причем, если возникает диспропорции, то они будут разрушены на основе автоматической саморегуляции рынка и благодаря этому при любых условиях будет достигнуто равновесие при полной занятости. Классической точки зрения, при которой достигается полная занятость, соответствует вертикальный отрезок кривой AS.

Совокупное предложение соответствует объему производства при естественном уровне безработицы. Изменение совокупного спроса имеет своим результатом только изменение цен, то есть не реальный объем производства, а следовательно и на занятость, изменение совокупного спроса влияние не оказывает.

Исходным здесь является предположение о зависимости совокупного спроса от совокупного предложения – главный постулат классической модели.

Идея о том, что изменение совокупного спроса порождает точно такое же изменение совокупного предложения лежит в основе классической макроэкономической модели – закон Сэя. Согласно этому закону предложение товаров создает собственный спрос и следовательно отсутствует возможность разрыва между совокупным спросом и совокупным предложением, что в свою очередь исключает возможность перепроизводства.

Статистика показывает, что на самом деле, действительно, совокупный спрос зависит от совокупного предложения. Увеличение объема производства (совокупное предложение) одновременно увеличивает доход, а, следовательно, увеличивает и спрос. Причем национальные счета в разных странах свидетельствуют о приблизительно равном объеме совокупного спроса и совокупного предложения. Равновесие будет устанавливаться автоматически между AD и AS.

Что будет если часть полученного дохода пойдет не на потребление, а на сбережение. Одним из важнейших постулатов классической теории является утверждение, что если деньги могут приносить доход в виде процентов, то ни один разумный человек не будет их хранить в ликвидной форме, таким образом, сбережения являются источником инвестиций. Если сбережения и инвестиции будут равны между собой, то равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением не нарушится. Решение об инвестиции принимается разными людьми, у которых разные цели.

Классики утверждают, что есть механизм, который способствует достижению равновесия между сбережениями и инвестициями. Этот механизм основан на колебаниях ставки процента. С установлением процентной ставки устанавливается равновесие между объемом сбережений и объемом инвестиций. Согласно классической теории колебание цен, сохраняющих равновесие в экономике, происходит на товарном и денежном рынке, но и на рынке ресурсов, а значит и на рынке труда.

Из классической концепции следует однозначный вывод о роли государства в экономике. Если денежный рынок обладает автоматическими регуляторами, что приводит к полному использованию ресурсов, то вмешательство государства является излишним. Поэтому в классической теории был сформулирован принцип нейтральности государства по отношению к экономике, то есть государство должно стараться не воздействовать на экономические субъекты, которые действуют в условиях конкуренции, и государство должно стараться свести к минимуму негативные последствия своей собственной деятельности.

Классическая теория не смогла объяснить экономическую ситуацию конца 20-х – начала 30-х гг. Логичное объяснение этому явлению дала альтернативная теория – кейнсианская.

Если классики считали, что цены являются подвижными и гибкими, то кейнсианская теория исходит из того, что цены на всех рынках изменяются слабо, особенно в краткосрочном периоде.

Если рассматривать исторический отрезок, когда возникла кейнсианская теория – первая треть 20 в., то наличие монополий и деятельность профсоюзов, которая привела к появлению закона «о минимальной заработной плате», привели к тому, что цены и заработная плата перестали быть подвижными.

Кейнсианская теория исходит так же из другой причинно – следственной связи между совокупным предложением и совокупным спросом. Кейнсианская теория утверждает, что совокупный спрос создает совокупное предложение. Следовательно, если совокупный спрос недостаточен, то и совокупное предложение не будет равно потенциальному, то есть предложению при полной занятости. А из-за того, что цены не являются гибкими такое положение может сохранятся сколь угодно долго.

Исходя из положения о том, что объем совокупного предложения определяется совокупным спросом, то можно утверждать, что снижение совокупного спроса от AD до AD1 приведет и к уменьшению реального объема производства и при этом экономика все равно будет находиться в состоянии равновесия, но на уровне не равном потенциальному объему производства.

Исходя из этого, Кейнс и его последователи сделали вывод, что государство должно способствовать выводу экономики из кризисного состояния. Главным инструментом для этого должна являться активная финансовая и денежно-кредитная политика.

В периоды кризиса, исходя из кейнсианской теории, рекомендуется увеличить государственные расходы, стимулировать частные инвестиции за счет снижения налогового бремени. В периоды экономического подъема рекомендуется увеличивать налоговое бремя и увеличивать процентные ставки (политика дорогих денег).

В отличии от классического тезиса о нейтральности государства, в кейнсианской теории сделана попытка доказать необходимость активного вмешательства государства в экономику.

Содержание и сфера государственного регулирования экономики.

Со второй половины 19 века рациональное производство достигло невиданных ранее размеров. Конец 19 века связан с очень быстрым развитием (со взрывом) научно-технических достижений, что коренным образом перестроило производственный базис. Значительно усложнились связи, как внутри организации, так и между ними и государством. Все это породило необходимость антицикличного регулирования, так как последствия кризисов стали неизмеримо больше, чем это было в прежний период. Это привело к возникновению специальных разделов в законодательстве (в частности, возникло антимонопольное законодательство). Кроме того, усиление государственного вмешательства в экономику диктовалось целями подготовки к войнам. В разных государствах разрабатывались целые системы мер, например: принудительное картелирование в Германии, государственный протекционизм в Японии.

Начали формироваться военно-промышленные комплексы. Государственное регулирование оказалось необходимым для осуществления социальной политики и для реализации стратегии социализации в широком смысле. Коллективное потребление ряда благ оказалось невозможным без использования государственных рычагов.

Государственное регулирование обусловлено появлением новых экономических потребностей, с которыми рынок по своей природе не может справиться.

Государственное регулирование (в широком смысле) – распространение макроэкономического воздействия политических структур на национальное хозяйство.

Нужно учитывать особенности, как развития экономики, так и национальные особенности каждого государства, что включает в себя: национальные традиции, рациональность ожидания населения, степень доверия правительству (все это вместе называется менталитет).

Государственное регулирование предполагает принуждение, при котором свобода индивидуального выбора заменена волей, выражающей, якобы, интересы большинства.

В лучшем случае государственное регулирование может более или менее эффективно перераспределять блага и услуги, непосредственно не преумножая их.

История свидетельствует о том, что длительное ограничение права экономического выбора порождает пассивность граждан, неспособность к самостоятельным действиям, угнетает их инициативу, порождает надежды на всемогущество власти. Однако это не говорит о том, что регулирующей роли следует избегать.

Например: нобелевский лауреат Бьюкенен определяет контуры необходимого государственного регулирования как некий гражданский договор по поводу управления товарами и услугами, потребляемыми совместно.

По мере совершенствования системы государственного регулирования вырисовываются два противоположных начала:

1 – давление фискальной директивной политики, которую олицетворяют чиновники, которые претендуют на монополию в области принуждения

2 – меры индикативного воздействия, осуществляемого в основном посредством кредитно-денежной политики

Эти меры направлены на создание условий, при которых экономический субъект сам выбирает путь, который соответствует государственным интересам.

Общеизвестно, что всегда особенно большое возбуждение вызывает рост численности чиновников.

Традиционным объектом государственного регулирования являются:

1) объекты государственной собственности

В руках государства, как правило, находятся жизненно-важные отрасли, инфраструктуры, транспорт, связь, энергетика, основные финансово-кредитные системы, часть военной промышленности.

2) национальное достояние, которое не является предметом купли-продажи и не приносит прибыли (парки, леса, воды)

Источником формирования государственной собственности выступает национализация и государственное предпринимательство.

В собственности государства могут находится предприятия, а также пакеты акций предприятий, доли в уставном капитале предприятий.

Если предприятие находится в государственной собственности, то в соответствии с ГК РФ – это унитарное предприятие, а имущество, принадлежащее на правах собственности государству, может передаваться таким предприятиям в хозяйственное ведение, и могут быть казенные предприятия, когда имущество передается в оперативное управление.

В независимости от того, что собой представляют предприятие, которому передано государственное имущество, оно все равно является субъектом рыночных отношений, то есть оно работает на коммерческих началах. Как показывает история, прямое государственное участие в процессе воспроизводства вряд ли можно представить в виде разрастающегося процесса. Даже в отраслях, которые составляют инфраструктуру государства, начинают появляться гос-ва частные и, как правило, это является следствием того, что утверждается, что эти отрасли государству невыгодны из-за низкой рентабельности, а значит, неизбежна их бюджетная поддержка.

Государственное предпринимательство, как правило, расширяется во время войн, во время подготовки к войнам, используется для повышения занятости – организация общественных работ.

Многое зависит от социально-политического климата в стране, позиций партии, которая находится у власти.

Государственное предпринимательство является сферой столкновения теоретических концепций по поводу участия государства в экономической жизни страны. В любой стране всегда сталкиваются силы, которые подталкиваются государственниками с теми силами, которые выражают интересы рыночные. Иногда делаются попытки симбиоза этих теоретических представлений (этим занимался Самуэльсон).

Соотношение между рынком и государственным вмешательством всегда измеряется применительно к ситуации. Причем поглощение одного из полюсов другим непродуктивно и даже опасно.

Например: курс на приватизацию проводили правительства Рейгана и М.Течер; его можно обнаружить в японской административной реформе. Эту же политику, которая началась в конце 70-х все признают достаточно успешной.

Любопытной с точки зрения роли государства является шведская модель. В Швеции, как правило, у власти стоят социал-демократы. Их политика исходит из того, что собственность не является определителем общественного строя, то есть при практически одинаковом типе собственности возможны различные формы распоряжения национального дохода. В руках государства находится не более 5% основных производственных фондов, но государство перераспределяет около 80% национального дохода, причем 40% направляется исключительно на социальные цели. Это явление называется шведский «социализм»

Шведский «социализм» можно представить в виде двухъярусной структуры. В фундаменте – производстве – господствует частная собственность и рыночная конкуренция, а в сфере распределения, в социальных делах и в инфраструктуре действует государство.

В США – 12% основных производственных фондов находится в руках государства.

Наши рекомендации