Развитие КНР в 1990 гг. €

Студенческие волнения 13 мая – 4 июня 1989 года на площади Тяньаньмэнь в Пекине

Дэн Сяопин (1904- 1997) В 1989 году совершил перестановки в руководстве КНР:

• Цзян Цзэминь - генеральный секретарь КПК с июня 1989 по 2002. Председатель КНР до 15 марта 2003

• Ли Пэн – премьер госсовета

Подавление демократического движения студентов на площади Тяньаньмэнь усилило критику КНР в мире. Правительства большинства стран мира выразили протест и соболезнование китайским диссидентам. Руководители крупных коммерческих и промышленных компаний Запада и Японии, вынуждены были последовать примеру своих правительств и заявить о сворачивании или замораживании своей деятельности в КНР.

Резко сократился приток инвестиций из Японии и США. Это особенно больно ударило по внешней торговле КНР, поскольку Япония была крупнейшим торговым партнером Китая. Да и рынок США сыграл важную роль в расширении китайской торговли в 1980-е гг.

1990-1991 гг. были самыми трудными для Китая. Сказывалась изоляция. Однако этот же период сыграл важную роль в «охлаждении» «перегретой» китайской экономики и в углублении политики реформ.

С 1990 г. экономика Китая согласно стратегии «вырастания из плана» начинает полный поворот к рынку как целевой модели преобразований. Ключевое звено: создание рыночной банковской системы и рынка акционерного капитала

На этом этапе выяснились отличия китайской модели социалистической экономики от советской. 1. Экономика КНР лишь в теории были организована по иерархическому принципу. На практике она имела региональную структуру (Возможно результат "большого скачка" и "культурной революции", во время которых центр, увлекаясь идеологическими кампаниями и политикой, отдавал повседневное руководство экономикой в руки местных партийных элит). Однако центр все-таки сохранил свою регулирующую роль.

2. Второе отличие китайской экономической системы от советской заключалось в том, что в КНР не было создана система жестко-централизованной экономической цепочки

3. Третье отличие – в КНР не было такой высокой концентрации производства как в СССР. В конце 1970-х гг. в среднем на предприятии в СССР работало 800 чел. На Западе – 90 чел. В Китае еще в годы «большого скачка» было создано множество маленьких предприятий 20-100 чел. Известно, что на большом предприятии тяжело поддержать финансовую дисциплину

ПРОМЫШЛЕННЫЙ БУМ 1990-х

Главная причина промышленного бума 1990-х гг. – экономика Китая получала огромные иностранные инвестиции: 30-40 млрд. долл. в год

Государственные банки Китая выдавали деньги предприятиям займы, которые таковыми не являлись. Эти деньги не были обеспечены банковскими активами. Это были деньги вкладчиков, т.е. крестьян, которые разбогатели на первом этапе реформ. Всего на личных сберегательных счетах в середине 1990-х было 240 млрд. долл.

РЕФОРМЫ ЦЗЯНА ЦЗЭМИНЯ

Период пребывания у власти Цзян Цзэминя вошел в историю КНР как один из самых спокойных и благоприятных, хотя во главе партии и страны Цзян оказался сразу после бурных студенческих выступлений 1989 года.

Именно Цзян Цзэминь, провозгласивший лозунг “стабильности и развития”, сплотил вокруг себя умеренных реформаторов и утихомирил воспрянувших было консерваторов.

Многие сегодня считают достоинством, а отнюдь не бедой Китая 1990 годов, что страна целиком сосредоточилась на экономических преобразованиях

Дэн Сяопин умер 19 февраля 1997 года

На XVI съезде КПК в 2002главный лозунг, который предложил Цзян Цзэминь – «сяокан» – «зажиточность»

К 2020 году предполагается увеличить ВВП КНР в 4 раза по сравнению с 2000-м. В середине века Китай должен стать "богатой, могущественной, демократической и цивилизованной социалистической страной". Решение всех этих задач мыслится на путях сочетания индустриализации и информатизации, дальнейшей урбанизации страны, в которой большинство населения (70%) все еще живет в деревнях. Китай будет и далее привлекать инвестиции и в то же время сам будет проводить "стратегию выхода за рубеж", то есть вкладывать свои деньги в другие страны, когда это выгодно

Цзян Цзэминь вошел в историю как теоретик КПК

Идеологической основой развития КПК стали «теория Дэн Сяопина»(Дэн утверждает, что Китай находится на первой ступени развития социализма, что долгом партии является развитие «социализма с китайской спецификой». Идеологические принципы стали играть минимальную роль в экономике, что со временем доказало свою эффективность) и «установки Цзян Цзэминя»под названием «три представительства»

Тройно́е представи́тельство или концепция «трёх представительств» — идея, сформулированная на XVI съезде КПК (ноябрь 2002 года) в докладе Цзян Цзэминя.

КПК, согласно новой концепции, должна представлять интересы развития передовых производительных сил, передовой китайской культуры, коренные интересы самых широких слоёв китайского населения. Таким образом, даже на идеологическом уровне Компартия Китая из партии, выражающей интересы трудового населения, стала партией, представляющей интересы «широких слоёв» трудового населения. Данная концепция открыла дорогу для вступления в Компартию представителей и средней, и крупной буржуазии.

Впервые концепция «трёх представительств» была обнародована 25 февраля 2000 года в выступлении Цзян Цзэминя во время инспекционной поездки в провинциюГуандун. Дальнейшее развитие получила в его докладе по случаю 80-летия КПК 1 июля 2001.

КПК представляет самое передовое в китайском обществе, в том числе передовых предпринимателей. «Нельзя по-упрощенчески брать за критерий политической прогрессивности либо отсталости людей размер их имущества», - заявил Цзян.

Ху Цзиньтао избран генеральным секретарем КПК в 2002, а с 15 марта 2003 – председателем КНР. Ху довольно быстро дал понять, что радикальных реформ по западному образцу проводить не будет и намерен твердо придерживаться заданного ранее курса. Тем не менее, в конце его правления (март 2012 года) была проведена по западному образцу модернизация Уголовно-процессуального кодекса - бремя доказывание возложено на прокуратуру (по частному обвинению на частного обвинителя), введено обязательное исключение доказательств, полученных незаконным путем (под пытками, с использованием насилия, угроз и т.п.), введена защита свидетелей[20]. Он развернул кампанию по изучению доктрины Цзяна о «трех представительствах», тем самым укрепляя преемственность и утверждая авторитет партии [58]. На шестнадцатом съезде партии эта доктрина, предписывающая включение в состав КПК китайских предпринимателей, получила отражение в уставе партии, а сам Цзян был включен в число главных идеологических авторитетов.

При Ху была развернута политическая кампания, в рамках которой все члены партии были обязаны изучать идеологические материалы и письменно свидетельствовать лояльность руководству. Внутри партии председатель КНР умело находил баланс между противоборствующими фракциями. Он поощрял оба главных направления: «правое», которое выступало за большую открытость общества, ускорение реформ банковской системы и частной собственности, и «левое», которое боролось за сокращение реформ и иностранного влияния, перераспределение богатства, субсидирование бедных крестьянских слоев.

Внутриполитический курс Ху имел две главных составляющих: продолжение реформ в экономике и сохранение традиционной политики КПК в общественной сфере. Экономическая либерализация сочеталась с достаточно жестким социальным контролем, цензурой и пресечением любых угроз власти Компартии. Большое внимание Ху уделял ограничениям на распространение информации в интернете, в частности в блогах китайских пользователей.

Во внешней политике китайское руководство проводило умеренный курс, поддерживая шестисторонние переговоры по урегулированию северокорейской ядерной проблемы и избегая «торговых войн» с США и Европой . В отличие от Цзяна, который концентрировал внешнеполитические усилия на США, Ху постарался создать противовес путем сближения с ЕС и странами других регионов. Европейцы на сближение не пошли, зато были налажены связи с Венесуэлой, Ираном, Канадой и Австралией.

Традиционно важной для китайской политики и китайско-американских отношений оставалась тема Тайваня. В начале работы Ху во главе страны наблюдатели отмечали, что от него следовало ожидать более жесткой линии в этом вопросе, чем та, которую проводил Цзян. Впоследствии китайский лидер неоднократно демонстрировал решимость всеми силами противостоять «сепаратистским силам» Тайваня и продолжать курс на воссоединение Китая. В частности в рамках осуществления этой политики 14 марта 2005 года в КНР вступил в силу "Закон о противодействии расколу государства". 2009 г – УЛУЧШЕНИЕ ОТНОШЕНИЙ С ТАЙВАНЕМ

При Ху продолжалось укрепление статуса Китая как экономической сверхдержавы. В 2011 году КНР обошла Японию по размеру валового внутреннего продукта, составившего 5,8 триллиона долларов, и вышла на второе место по этому показателю после США. Отмечались и другие успехи: Китай вышел на первое место в мире по протяженности скоростных линий железных дорог и начал активные инвестиции в экономику Африки, став самым крупным торговым партнером стран этого континента. Вместе с тем, эксперты отмечали, что хотя Ху и объявил целью создание «гармоничного» общества, сконцентрировав усилия по модернизации экономики не только шанхайского региона, но и отсталых центральной и западной частей Китая, эта задача не была выполнена, в Китае выросло социальное расслоение, а китайское руководство из опасения за внутреннюю стабильность было вынуждено увеличивать траты на армию и полицию. Кроме того, после мирового экономического кризиса 2008—2009 годов китайская экономика замедлила темп роста: если с 1970-х годов рост ВВП составлял не менее 10 процентов в год, то в 2012 году он по прогнозам должен был составить 7,5 процента. Опасения у инвесторов вызывал и кризис на рынке строительства и недвижимости КНР.

ДОП

За годы реформ ВВП на душу населения в Китае вырос примерно в 5-6 раз. За счет чего Китай добился столь впечатляющих результатов? За счет социалистической или рыночной ориентации? За счет государственного или негосударственного секторов экономики? По данным Института экономического анализа, к 1998 г. доля занятых в госсекторе Китая сократилась с 94,9% до 18%. Китайцы сократили налоги и госрасходы почти втрое. Сократились госрасходы на субсидии (с 4% ВВП до 0,9%), дотации, оборону, экономику, инвестиции. В Китае резко сократился вклад госсектора в экономику (осталась за ним лишь четверть промышленного производства). Все это - несомненные признаки рыночной либерализации экономики. Китайцы снизили инфляцию до величины меньшей 2%, сделав юань одной из самых устойчивых валют в Азии. Собственно, китайцы самостоятельно у себя свершили многое из того, что требует современная экономическая теория. И проделали это жестко, без колебаний, используя всю мощь тоталитарного государства.

Власти Китая начали летом 2007 кампанию по экономическому запугиванию Соединенных Штатов, намекнув, что, если Вашингтон попытается добиться ревальвации юаня, наложив на Китай торговые санкции, Китай, в свою очередь, может избавиться от своих колоссальных запасов американской валюты и ценных бумаг. Резервы иностранной валюты, составили 1,33 трилл. долларов в 2007. А в 2009 – более 2 трилл. долларов.

25. Особенности развития Кореи с середины XIXв. до 1910 гг.

К середине XIX в. Корею охватило множество внутренних социально-экономических и внешнеполитических проблем и она не была готова вступить в новую капиталистическую эру. Государственная власть ослабла, казна испытывала острый хронический дефицит, усиливались сепаратистские тенденции, росло массовое разорение крестьянства. Социально-экономический кризис усугубился природными катастрофами: наводнениями, неурожаями, вследствие которых страну охватывали голод и эпидемии. В этот период западные державы, приступив к активным действиям по колонизации восточной Азии, вынудили Корею отказаться от проводимой ею в течение нескольких веков политики строгой самоизоляции.

Наши рекомендации