Этапы становления и развития уголовного законодательства об ответственности за контрабанду
Основные этапы становления и развития уголовного законодательства об ответственности за контрабанду огнестрельного оружия и боеприпасов:
первый этап - с конца XIV в. и до первой половины XVIII в. Это был этап формирования таможенного дела, включая и борьбу с контрабандой огнестрельного оружия и боеприпасов, в развивающемся российском государстве и его централизации, особенно, после выхода в свет Царской уставной грамоты с боярским приговором от 25 октября 1653 г. и Новоторгового устава 1667 г. На этом этапе возникает новая, более совершенная система таможенных органов и происходит постепенный переход к единой рублевой пошлине;
второй - с первой половины XVIII и до 1917 г. В этот период происходит дальнейшее развитие законодательной базы для противодействия рассматриваемым преступлениям и совершенствование таможенной службы, особенно, после создания Коммерц-коллегии, принятия протекционистского тарифа 1724 г., а также Морского регламента или устава, упразднения внутренних таможен в 1753 г., и принятия нескольких Таможенных уставов, таможенных тарифов, Положения о контрабанде 1907 г. и других законодательных актов в этой области;
третий этап - с 1917 г. до начала 90-х годов XX века. Это советский этап, который характеризуется введением монополии внешней торговли, закрытостью экономики и установлением жесткого режима охраны государственной границы бывшего СССР. Таможенное законодательство развивается на этом этапе в направлении неукоснительного обеспечения монополии внешней торговли, а таможенная служба постепенно превращается лишь в орган регистрации и контроля за соблюдением порядка перемещения через государственную границу грузов и пассажиров.
Ее роль в механизме осуществления внешнеэкономической деятельности была в эти годы сведена к минимуму;
четвертый этап - с начала 90-х годов XX века по настоящее время. Этот современный этап характеризуется, прежде всего, разработкой и принятием действующего УК РФ 1996 г., в котором состав контрабанды из разряда государственных преступлений перенесен в другую главу, и теперь она признается преступлением в сфере экономической деятельности.
Контрабанда по действующему УК РФ является одним из самых опасных преступлений в сфере экономической деятельности. С учетом положений, содержащихся в ч. 1 и ч. 2 ст. 188 УК РФ, она определяется, как незаконное перемещение через таможенную границу Российской Федерации в крупном размере товаров или иных предметов, либо независимо от размера отдельных предметов, запрещенных или ограниченных в гражданском обороте и специально перечисленных в уголовном законе, если это деяние было совершено помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо путем обманного использования документов или средств таможенной идентификации, а также не декларирования или недостоверного декларирования.
Контрабанда огнестрельного оружия и боеприпасов относится к числу многообъектных преступлений. Основной непосредственный объект - это общественные отношения, обеспечивающие порядок осуществления внешнеэкономической деятельности, а прежде всего, установленный порядок перемещения товаров и иных предметов через таможенную, границу России, также порядок формирования доходной части бюджета за счет таможенных платежей. Дополнительным непосредственным объектом контрабанды огнестрельного оружия и боеприпасов является общественная безопасность, то есть совокупность нормативно урегулированных общественных отношений, обеспечивающих жизнедеятельность (систему условий для труда, быта и отдыха) неопределенного множества лиц. Общественную безопасность предлагают признать основным непосредственным объектом рассматриваемого преступления и в этой связи считают обоснованным выделить квалифицированный вид контрабанды, предусмотренный ч. 2 ст. 188 УК РФ, в самостоятельный состав и наряду с экономической контрабандой предусмотреть в уголовном законе контрабанду предметами, изъятыми из свободного обращения или ограниченными в нем. Такую норму, устанавливающую ответственность за данный вид контрабанды, предлагают сформулировать в самостоятельной статье и поместить в другом разделе (в главе 24) УК РФ.
Конструктивным признаком контрабанды данного вида является ее предмет - огнестрельное оружие или боеприпасы. Законодательные (легальные) определения данных понятий даны в ст. 1 Федерального закона РФ от 13 декабря 1996 г. «Об оружии».
Помимо деяния для состава контрабанды обязательны еще два признака объективной стороны: а) место ее совершения - таможенная граница РФ; б) способы, предусмотренные в диспозиции ч. 2 ст. 188 УК РФ, - перемещение предмета осуществляется помимо или с сокрытием от таможенного контроля, или с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряжено с недекларированием или недостоверным декларированием. Эти два факультативных признака объективной стороны в рассматриваемом составе являются обязательными.
В ст. 6 Федерального закона РФ «Об оружии» однотипные ограничения и запреты в обороте гражданского и служебного оружия установлены лишь на все виды боевого, служебного и гражданского огнестрельного длинноствольного оружия с емкостью магазина (барабана) более 10 патронов, имеющего длину ствола со ствольной коробкой менее 500 мм и общую длину оружия менее 800 мм. Таким образом, названный закон разрешил приобретать и хранить огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие для самообороны, однако запретил его ношение, за исключением случаев перевозки и транспортировки (ст. 6).
В таком же правовом режиме находится и оборот патронов к огнестрельному гладкоствольному длинноствольному оружию.
Кроме того, Федеральный закон №162-ФЗ от 08 декабря 2003 г. внес принципиальное изменение в ч. 1 ст. 222 УК РФ и декриминализировал незаконный оборот гладкоствольного огнестрельного оружия.
Контрабанда огнестрельного оружия и боеприпасов к нему практически в подавляющем большинстве случаев сопряжена с их незаконным приобретением, хранением, перевозкой или ношением и потому квалифицируется по совокупности преступлений (ч. 2 ст. 188 и соответствующая норма, предусмотренная в ст. 222 УК РФ).
Как показывает анализ практики расследования рассматриваемого квалифицированного вида контрабанды (ч. 2 ст. 188 УК РФ), наряду с огнестрельным оружием, в процессе таможенного контроля иногда обнаруживаются и разнообразные предметы, конструктивно и (или) функционально подобные ему, - различные стреляющие устройства (строительно-монтажные пистолеты, ракетницы, ружья для подводной охоты, устройства для забоя скота, стартовые или сигнальные пистолеты и револьверы и т.п.); предметы, имитирующие огнестрельное оружие (муляжи, макеты, игрушки и др.). Поэтому во всех случаях, когда относимость объекта к огнестрельному оружию сомнительна и неочевидна, а также в целях установления его групповых признаков, способа изготовления и, решения других вопросов обращаются к помощи сотрудников судебно-экспертных учреждений, обычно специалистов (экспертов) - криминалистов.
Более распространенным, чем огнестрельное оружие предметом контрабанды являются боеприпасы, ответственность за которую предусмотрена ч. 2 ст. 188 УК РФ.
Все многообразие объектов, охватываемых понятием «боеприпасы», можно разделить на две группы: боеприпасы к огнестрельному оружию и боеприпасы взрывного (в т.ч. термического) действия.
Основную массу контрабандных боеприпасов к огнестрельному оружию составляют боеприпасы к стрелковому огнестрельному оружию, которые принято называть патронами, т.е. устройствами, предназначенными для выстрела из оружия, объединяющими в одно целое при помощи гильзы средство инициирования, метательный заряд и метаемое снаряжение. При этом следует подчеркнуть, что в криминалистике и судебной экспертизе патроны к огнестрельному стрелковому оружию рассматриваются как относительно самостоятельная разновидность боеприпасов.
Однако патроны, как традиционный объект криминалистического исследования, не исчерпывают весь перечень боеприпасов к огнестрельному оружию, являющихся предметом контрабанды. В него, наряду с патронами, входят также боеприпасы ствольной (артиллерийские и минометные выстрелы), реактивной артиллерии и гранатометные выстрелы. Ассортимент современных боеприпасов артиллерии, а также гранатометных выстрелов достаточно обширен.
Таким образом, уголовно-правовое понятие контрабанды огнестрельного оружия и боеприпасов на всех этапах исторического развития России было обусловлено, прежде всего, объективными общественными потребностями экономического и политического характера, а вот результативность борьбы с ней собственно уголовно-правовыми средствами в отрыве от других имеющихся в распоряжении государства способов противодействия ей всегда была невелика.