Формы территориального устройства: понятие, виды
Форма территориального (государственного) устройства — это элемент формы государства, характеризующий территориальную организацию власти (распределения власти в центре и на местах)
Различают следующие формы территориального устройства:
1) унитарная (простая форма) – единое госуд-во, составные части которого не обладают суверенитетом; в нем существует единая система высших органов и единая система законодательства, как, например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии.
Особенности:
1. Все органы формируются по единой системе
2. Единая территория
3. Единое гражданство
4. Одноканальная налоговая система
5. Единые ВС
6. Единое законодательство
Унитарные государства бывают по степени централизованности:
Строгоцентрализованные(нет местного самоуправления – Тайланд), децентрализованные (функции местного госуд. управления осущ. органы местного самоуправления, крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы – новая Зеландия), относительно децентрализованные (сочетание местного управления и местного самоуправления – Франция)
По составу: однородные (все админ. единицы обладают одинаковыми полномочиями) и неоднородные – единицы с привилегиями (автономии)
Автономии бывают: территориальные (административные, политические), национально-территориальные (в состав Дании входит Гренландия), корпоративные, персональные (малая народность имеет право формировать законосовещательные органы), областные (в составе регионалистских гос-в) – гос-во, состоящие из одних автономий (Испания - каталонцы, баски, орагонцы, итальянцев нет как таковых)
2) федеративная (сложная ф.) - союзное государство, части которого (субъекты) обладают некоторыми признаками суверенитета, реализуемого при условии сохранения целостности страны. Особенности:
1. Двухуровневый гос. аппарат: федеральный и региональный
2. Территория складывается из ее субъектов
3. Двухуровневое законодательство
4. Единое гражданство
5. Двухканальная налоговая система (2 боюджета)
Виды Фед. по составу субъектов:
Национальные (субъект состоит из нац-х образований – Бельгия)
Территориальные (по географ. признаку – США)
Смешанные (террит. и нац-е субъекты – Россия)
В настоящее время в мире существуют 24 федеративных государства.
3) конфедерация (сложная ф.) – союз (как правило временный) суверенных гос-в, созданный на добровольной основе для достижения политических, экон-х и военных целей(форму объединения, государств, сохраняющих свой суверенитет). В рамках конфедерации могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и лишь координирующего свойства.
Особенности:
1. Отсутствует единый гос аппарат
2. Нет единой территории
3. Нет единой налог. системы
4. Нет единого гражданства
5. Нет единых ВС
Конфедерация представляет собой непрочные государственные образования и существует сравнительно недолго: они либо распадаются (как это произошло с Сенегамбией — объединением Сенегала и Гамбии в 1982—1989 гг.), либо преобразуются в федеративные государства (как это, например, произошло со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский союз, существовавшей в 1815— 1848 гг., трансформировалась в федерацию).
Появилась новая форма ассоциированного государственного объединения — содружество государств. Примером может являться СНГ (Содружество Независимых Государств). Эта форма еще более аморфная и неопределенная, чем конфедерация.
Унитарное государство
Форма территориального (государственного) устройства — это элемент формы государства, характеризующий территориальную организацию власти (распределения власти в центре и на местах)
унитарная (простая форма) самая распространенная – единое госуд-во, составные части которого (администр. единицы) не обладают суверенитетом, например, в Польше, Венгрии, Болгарии, Италии.
Особенности:
2. Все органы формируются по единой системе
2 Единая территория
3 Единое гражданство
4 Одноканальная налоговая система
5 Единые ВС
6 Единое законодательство
Виды унитарных гос-в: по степени централизованности:
Строгоцентрализованные(нет местного самоуправления – Тайланд), децентрализованные (функции местного госуд. управления осущ. органы местного самоуправления, крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы – новая Зеландия), относительно децентрализованные (сочетание местного управления и местного самоуправления – Франция)
По составу: однородные (все админ. единицы обладают одинаковыми полномочиями) и неоднородные – единицы с привилегиями (автономии)
Автономии бывают:
административно-территориальные - может быть и так, когда автономные образования входят не напрямую в унитарное государство, а в состав административно-территориальных единиц, в наименовании административно-территориальной единицы отражаются чаще всего географический фактор, название главного города соответствующей территории. Административно-территориальные единицы не имеют признаков государства или государственного образования, хотя и могут обладать значительной самостоятельностью в решении вопросов жизни соответствующей территории.