Характеристика Международного трибунала по Руанде
РЕФЕРАТ
Правовые основы деятельности и характеристика Международного трибунала по Руанде
тема работы
Руководитель: А.В. Метелкин
инициалы, фамилия
Студент: З.М. Алиев
инициалы, фамилия
Красноярск 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………...…………..4
1 Правовые основы Международного трибунала по Руанде………..……….....4
2 Характеристика Международного трибунала по Руанде……………………...5
Заключение…………………………………………………………………………..7
Список использованных источников…………………………………………......8
Введение
Международный трибунал по Руанде (МТР) — вспомогательный орган Организации Объединённых Наций, учреждён для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид, совершенный на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за геноцид, совершенный на территории соседних государств, в период с 1 января 1994 года по 31 декабря 1994 года. Международный трибунал по Руанде учреждён на основе следующих резолюций Совета Безопасности ООН:
· Резолюция Совета Безопасности № 955 от 8 ноября 1994 года (S/RES/955 (1994)*),
· Резолюция Совета Безопасности № 978 от 27 февраля 1995 года (S/RES/978 (1995)),
· Резолюция Совета Безопасности № 1165 от 30 апреля 1998 года (S/RES/1165 (1998)).
При этом Международный трибунал по Рунаде призван, не только преследовать виновных, в актах геноцида, но и способствовать примирению и восстановлению справедливости и законности в Руанде.
Месторасположение Судебных камер Трибунала — город Аруша (Объединенная Республика Танзания). Единая с Международным трибуналом по бывшей Югославии Апелляционная камера заседает в г. Гаага (Нидерланды). Трибунал состоит из следующих частей: Судебного органа, включающего три Судебных камеры (палаты) и одну Апелляционную камеру (палату), Обвинителя (Прокурора) и Секретариата.
В настоящее время в состав Трибунала входят 22 Судьи, отобранных по всему миру на конкурсной основе: из них 12 постоянных Судей и 10 временных Судей (судей ad litem).
Правовые основы Международного трибунала по Руанде
30 апреля 1994 года Председатель Совета Безопасности в своем заявлении осудил нарушения международного гуманитарного права в Руанде и поставил вопрос о необходимости расследования серьезных нарушений гуманитарного права. В резолюциях 918 и 925 (1994 г.) Совет Безопасности вновь осудил продолжающиеся массовые убийства на территории Руанды. 1 июля 1994 года в резолюции 935 Совет Безопасности установил, что геноцид и другие систематические и широкомасштабные нарушения международного гуманитарного права составляют угрозу международному миру и безопасности.
В сентябре1994 года победившая в конфликте мятежная сторона приняла, наконец, идею создания международного трибунала не смотря на первоначальное намерение ограничиться национальными судами.
В Совет Безопасности поступила просьба от руандийского правительства о создании Трибунала, с учетом которой 8 ноября 1994 года, Совет Безопасности резолюцией 955 учредил Международный уголовный Трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды, и граждан Руанды, ответственных за геноцид и другие подобные нарушения, совершенные на территории соседних государств в период с первого января по 31 декабря 1994 года.[1]
Характеристика Международного трибунала по Руанде
Сначала комиссия экспертов по Руанде предложила расширить юрисдикцию Трибунала по бывшей Югославии, включив в нее преступления, совершенные в Руанде. Однако это вызвало опасения, что таким образом исчезнет различие между постоянным судом и механизмом ad hoc, и было принято решение о создании отдельного органа. Тем не менее, Трибунал по Руанде является точной копией Трибунала по бывшей Югославии с небольшими уставными отличиями. Это сделало ненужной подготовку специального проекта Устава. Такое решение было вполне логичным, т.к. трибуналам предстояло решать одинаковые процессуальные проблемы. Исходя из соображений практичности и административной эффективности было решено, что Прокурор Трибунала по бывшей Югославии будет также Прокурором Трибунала по Руанде, также как и члены Апелляционной камеры.
Различия между двумя Трибуналами заключаются в следующем. В соответствии со ст.1-4 Устава, Трибунал по Руанде компетентен рассматривать дела о совершении геноцида, преступлений против человечности и военных преступлений. Ст.3 о преступлениях против человечности исходит из общепризнанного понимания этих преступлений - в ней отсутствуют в качестве условия связь преступления с вооруженным конфликтом и содержится важный квалификационный признак широкомасштабного и систематического характера нарушений.
Конфликт в Руанде является внутренним вооруженным конфликтом. Согласно ст.4 юрисдикция Трибунала основывается на ст.3, общей для Женевских конвенций, и Дополнительном протоколе II. Она подтверждает принцип индивидуальной уголовной ответственности за серьезные нарушения их положений. Таким образом, в Уставе Трибунала по Руанде учредители пошли гораздо дальше, чем в Уставе Трибунала по бывшей Югославии.
Трибунал по Руанде имеет более широкую территориальную юрисдикцию, которая не ограничена территорией Руанды, а распространяется на территорию соседних государств в отношении серьезных нарушений международного гуманитарного права, совершенных гражданами Руанды (ст.7). Территориальная юрисдикция расширена путем применения принципа персональной юрисдикции, что полностью оправдано в данном случае.
С организационной точки зрения Трибунал по Руанде включает три Судебных камеры. Решение о создании третьей Судебной камеры было принято с Советом Безопасности с внесением соответствующих изменений в Устав резолюцией 1165 от 30 апреля 1998 года с целью ускорить рассмотрение дел большого количества обвиняемых, ожидающих суда много месяцев.
Как и Трибунал по бывшей Югославии Трибунал по Руанде сталкивается в своей деятельности с многочисленными трудностями. Однако в силу того, что основная часть обвиняемых принадлежит поверженному лагерю, лишенному власти, перспектив предания их суду гораздо больше. Сложность заключается как раз в большом количестве лиц, ожидающих суда. Судебная система страны разрушена - из 800 судей и адвокатов после 1994 года в стране осталось лишь 40. Трибунал вынужден заполнить создавшийся вакуум, в то же время, не преступая границ, очерченных Уставом, в отношении серьезности и тяжести преследуемых преступлений.
Как и в случае с Трибуналом по бывшей Югославии, деятельность Трибунала по Руанде находится под контролем Совета Безопасности. После утверждения Трибунала в 1994 оду Совет Безопасности не раз принимал решение, призванное обеспечить его эффективность (например, создание третьей Судебной камеры). Другие решения Совета Безопасности призваны обеспечить содействие государств Трибуналу. В частности, в резолюции 978 (1995 г.) Совет Безопасности призвал государство задерживать лиц, находящихся на их территории, в отношении которых имеются доказательства о причастности к совершению деяний, входящих в компетентность Трибунала.[2]
Заключение
К апрелю 2007 года Трибунал вынес 27 решений, касавшихся 33 обвиняемых в геноциде, преступлениях против человечности и военных преступлениях. Что касается конкретных лиц то среди них такие люди, как бывший премьер-министр Жан Камбанде за преступления против человечества. Среди доказанных эпизодов было поощрение человеконенавистнической пропаганды на радиостанции, призывавшей уничтожать граждан народности тутси. Джордж Рутаганде, в 1994 году возглавлявший отряды «Интерахамве» («молодёжного крыла» правящей тогда Партии «Республиканское национальное движение за развитие демократии»). К маю 2012 года Трибуналом окончательно были рассмотрены дела 58 обвиняемых, из которых 48 человек признаны виновными и осуждены к различным срокам тюремного заключения (включая одно лицо, осужденное на 9 месяцев тюрьмы за дачу Двое подозреваемых скончались до вынесения приговора, дела в отношении еще двух лиц были прекращены до суда ввиду недостаточности доказательств, Обвинительные акты, выпущенные в их отношении — отозваны. Наконец, дела трех подозреваемых переданы в национальные суды: два дела - во Францию, и одно ‐ в Руанду.
В настоящее время Трибунал близок к выполнению своей миссии и функционирует в соответствии со Стратегией завершения его работы, одобренной Советом Безопасности ООН в Резолюции 1503 (2003).
Роль международного трибунала оценивается в Руанде неоднозначно, поскольку судебные разбирательства в нём очень продолжительны, а в качестве меры наказания не может быть избрана смертная казнь. Для судов над лицами, не попавшими в сферу юрисдикции трибунала, рассматривающего дела только самых главных организаторов геноцида, в стране создана система местных и деревенских судов ”Гачача” вынесшие не менее 100 смертных приговоров.