Лекционные занятия (теоретический курс)
Судебная работа по разрешению экономических споров
Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза
Учебно-методический комплекс по дисциплине
ТЕОРИЯ ПРАВОСУДИЯ
Учебно-методические материалы по освоению дисциплины
(учебно-методические рекомендации для студентов
По изучению дисциплины)
Курс: 1
Семестр: 1
Форма обучения: очная, заочная
Срок освоения ООП: 2 года
Квалификация выпускника: магистр
Челябинск
Составители:
Фурсов Д. А. , доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского, арбитражного и административного процессуального права ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия»
Новикова Юлия Сергеевна, заведующая кафедрой теории и истории права и государства Уральского филиала ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия», кандидат юридических наук, доцент
_________ «____» _________ 2015 г.
Учебно-методические материалы по освоению дисциплины (учебно-методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины) разработаны в соответствии с ФГОС ВПО по направлению подготовки 40.04.01 Юриспруденция.
Обсуждены на заседании кафедры теории и истории права и государства Уральского филиала ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия», протокол № 2 от 06 октября 2015 г.
Заведующая кафедрой кандидат юридических наук, доцент Ю.С. Новикова
_________ «____» _________ 2015 г.
© Российская академия правосудия, 2012
© Российский государственный университет
правосудия, Уральский филиал, 2015
© Фурсов Д.А., 2012
© Новикова Ю.С., 2015
Оглавление
1. Общие положения. 4
2. Лекционные занятия (теоретический курс) 8
3. Семинарские (практические) занятия. 9
Общие положения
Теория правосудия, в отличие от его истории, представляет собой учебный курс, ориентированный на познание существенного в разноликом.
Теория правосудия имеет собственный предмет познания, который связан с закономерностями осуществления правосудной деятельности, но не в абстрактном мире, а применительно к исторической эпохе, тому или иному политическому режиму, благоприятствующему правосудию либо несовместимому с ним.
Предмет познания имеет для освоения учебного курса теории правосудия особое значение. Все рассматриваемые в нем явления анализируются исходя из трех уровней: доктринального, законодательного (правоприменительного) и реального.
То, что красиво выглядит в научной доктрине, может быть не понято либо не принято законодателем, а равно судебной практикой. Реальная каждодневная правоприменительная деятельность, не связанная с рассмотрением и разрешением судебных споров, но формирующая самые распространенные стереотипы, может кардинально отличаться от того и другого.
Следовательно, научные идеи далеко не всегда отражают реальную жизнь. Их нельзя смешивать и подменять одноименные явления трех разных уровней.
Теория правосудия оперирует и общими категориями (судебная власть, правопорядок, государственная служба, ветви судебной власти, статус судьи, судебная инстанция, цели судопроизводства и др.), которые необходимы для формирования доктринального знания, сквозного рассмотрения однопорядковых проблем в разных исторических либо национальных условиях.
Используемый понятийный и категориальный аппарат в теории правосудия наполняется новым содержанием. Под службой понимается не только должность в штатном расписании судебного учреждения, но и готовность служить людям бескорыстно и самоотверженно на порученном, доверенном участке. Служение людям должно пониматься как добровольно принятое на себя послушание.
Если чиновник, включая представителя судебного ведомства, проявляет безразличие к человеческим судьбам, то перед нами не государственный человек и даже не профессионал, а проходимец, желающий получать только льготы, связи, престиж и привилегии, прикрывающий свои корыстные цели занимаемой должностью.
Методы познания, используемые в учебной дисциплине, заслуживают особого внимания. Они отличаются как разнообразием приемов, так и направленностью на познание материи разного качества.
В учебной дисциплине используется большое количество общенаучных методов, которые имеют для данного учебного курса познавательное значение.
При изучении курса теории правосудия следует особое внимание обратить на содержание таких институтов, как судебная власть (ее признаки), судебная реформа (предпосылки и достижения), судебная система (ее достоинства и возникающие проблемы), структура судебного учреждения и управление его деятельностью, правовой статус судьи, органы судейского сообщества, общие и специальные основания дисциплинарной ответственности судей, правосудие и судопроизводство (в их соотношении), конечные и промежуточные цели судопроизводства, независимость суда и условия ее реализации, соотношение истины, правды и правосудия, злоупотребление процессуальным правом, правотворческое значение судебной практики и роль судебного прецедента, проблемы обеспечения единства судебной практики, способы преодоления судебных ошибок проверочными судебными инстанциями.
Все они в том или ином виде закреплены в перечне вопросов, который предложен для подготовки к итоговому экзамену.
При изучении учебного курса «Теория правосудия» в условиях заочной формы обучения следует обратить, прежде всего, внимание на перечень рекомендуемой литературы. Он состоит из основного и дополнительного списка.
Основной список учебной литературы является минимально необходимым. Дополнительный список литературы позволяет глубже разобраться в отдельных тематических вопросах, входящих в программу учебного курса и, при наличии к тому возможностей, претендовать на более высокую оценку при сдаче экзамена.
Кроме того, дополнительный список литературы полезен тем магистрантам, которые проявят научный интерес к проблемам, требующим самостоятельного исследования, что может быть использовано при подготовке магистерской диссертации, в последующих научных изысканиях.
Список первоисточников включает не только монографическую литературу, но и нормативные правовые акты, практику различных ветвей судебной власти.
С учетом трехуровневого подхода к любому вопросу, изучаемому в учебном курсе «Теории правосудия», необходимости в реализации общеобразовательных и профессиональных компетенций, предусмотренных государственным стандартом, каждая научная идея должна быть изучена в контексте принятых законодателем нормативных правовых актов, в которых она нашла отражение, судебной, иной правоприменительной деятельности.
И, наоборот, любой эпизод правоприменительной деятельности должен найти оценку с точки зрения применимых норм материального и процессуального права, а также научной доктрины. Магистранту необходимо формировать собственные представления о том, как складывается судебная практика и как она должна складываться.
Этими обстоятельствами объясняется специфика учебного курса, содержание контрольного задания, ознакомительной судебной практики и перечня вопросов, которые предложены в настоящем учебно-методическом комплексе для подготовки к итоговому экзамену.
Магистрантам необходимо научиться ценить разнообразие научных подходов к решению одной и той же проблемы, анализировать различия в аргументации каждой точки зрения, овладеть приемами достижения самого лучшего результата профессиональной деятельности через разномыслие, обеспечения единства судебной практики.
В условиях заочной формы обучения необходимо изучать рекомендуемую литературу не только перед началом очередной сессии. Ее следует особенно вдумчиво осваивать в период прохождения практики с тем, чтобы реальную судебную деятельность сопоставлять с научной доктриной, познавать не только то, как она протекает, но и так, как должна осуществляться.
Подготовку к итоговому экзамену следует признать завершенной только в том случае, когда на каждый вопрос перечня, предложенного для подготовки, магистрант сможет дать исчерпывающие ответы с точки зрения научной доктрины, законодательной регламентации и судебной практики.
Основными формами преподавания учебной дисциплины «Теория правосудия» являются лекционные и семинарские занятия. При этом на проведение лекционных занятий отводится всего 2 часа аудиторного времени, проведение семинарских занятий – 6 часов. Таким образом, на лекции будут даны только общие понятия. Основное внимание студент должен уделить подготовке к семинарским занятиям по учебным планам, представленным в настоящем учебно-методическом комплексе.
Основной метод изучения курса для магистранта заочника- самостоятельная работа по овладению знаниями путем систематической работы с теоретическими трудами, учебной литературой, законодательством и другими источниками, рекомендуемыми в заданиях по соответствующим темам.
Сложность изучения программы учебного курса «Теория правосудия» в том, что кроме изучения нормативно-правовых актов, учебной и справочной литературы, студентам необходимо знать судебную практику Верховного Суда РФ, а также разъяснения Пленума Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ.
Кроме того, сложность освоения программы заключается в том, что в нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность судов Российской Федерации вносятся изменения, кардинально влияющих на ведение уголовного производства. На деятельность судебных инстанций влияет работа Конституционного Суда РФ, постановления которого действуют до внесения соответствующих изменений в нормативно-правовые акты.
Лекционные занятия (теоретический курс)
Общие рекомендации по подготовке к лекции: учебным планом предусмотрено проведение одного лекционного занятия на тему: «Познание правосудной деятельности», которое будет проходить в форме дискуссии. В ходе лекции студенту будет предложено ознакомиться с базовыми понятиями: «судебная власть», «правосудие», «судопроизводство», «методы познания правосудной деятельности» и др.
Следует отметить, что лекция носит вводный характер и нацелена на то, чтобы определить место дисциплины в структуре научного знания, заложить у студента основы философского понимания и осмысления правосудия, как одного из важнейших направлений деятельности государства в сфере охраны прав и свобод человека и гражданина и защиты и укрепления правопорядка в обществе.