Многостороннее международное регулирование таможенного дела
Развитие международного сотрудничества является одним из направлений стратегии развития таможенной службы России. Целью сотрудничества Федеральной таможенной службы с международными организациями является модернизация таможенной службы России, а также продвижение ее интересов в мировом таможенном сообществе. Сотрудничество России с международными организациями и таможенными службами других стран по таможенным вопросам способствует развитию таможенного дела в соответствии с общепринятыми нормами и практикой. Руководство и координацию этой деятельностью в ФТС России осуществляет Управление таможенного сотрудничества.
Международное таможенное сотрудничество Российской Федерации развивается по трем направлениям:
- сотрудничество с международными организациями;
- взаимодействие со странами Содружества независимых государств;
- расширение связей со странами дальнего зарубежья.
Особое место в таможенных отношениях занимает Всемирная таможенная организация (WCO), объединяющая в своем составе 177 стран, на долю которых приходится более 98 % мировой торговли. Россия является членом этой организации и одним из наиболее крупных плательщиков взносов в её бюджет, исчисляемый в бельгийских франках. Общая сумма взносов остается неизменной с 1993 года (с поправкой на инфляцию) и составляет 482500 тыс. бельгийских франков. Размер взноса каждой страны-участницы устанавливается по специальной таблице и зависит от ее национального дохода и ее роли в расходах ООН.
Высшим органом WCO является Сессия, которая собирается один раз в год. Каждая страна имеет один голос. Управленческие функции в промежутках между сессиями выполняют Политическая Комиссия и Финансовый Совет. Россия представлена в этих органах. Политическая Комиссия определяет наиболее важные стратегические задачи деятельности WCO. Политическая комиссия и Финансовый комитет подготавливают различные материалы и рекомендации для утверждения Высшим органом WCO.
Исполнительными органами являются секретариат, постоянно действующие комитеты.
В рамках WCO действуют около 20 конвенций, 50 рекомендаций и более десятка международных норм по отдельным таможенным вопросам. Каждый год секретариат WCO организует около 25 конференций и 5 технических семинаров по всему миру.
Конвенции и рекомендации WCO не носят обязательного характера. Если какая-либо страна их не применяет, то никаких санкций против нее не принимается. Многие государства используют свою национальную практику или практику своего таможенного союза, или любого другого таможенного объединения. Документы WCO служат правовой основой для максимальной мировой унификации таможенной практики, и WCO убеждает страны применять их как можно чаще, поскольку главное требование к таможне – принимать торговцев одинаково во всех уголках земного шара.
WCO поддерживает отношения с другими международными организациями, такими как ООН, Всемирная торговая организация, Международный валютный фонд. WCO стремится участвовать в разработке международных программ совместно с данными организациями, а также разрабатывает специальные программы. Примером может быть программа «Борьба с коррупцией и отмыванием грязных денег» (“Integrity”). Она предполагает исследование не только процессов, проходящих внутри таможенной службы, но и ее взаимодействия с другими службами (налоговой службой и налоговой полицией, банками и др.). Эта программа включает эффективные варианты борьбы с коррупцией в различных таможенных службах мира.
Основная цель WCO – это содействие в создании и развитии современных эффективных многофункциональных таможенных служб во всех странах мира, создание «глобальной сетевой таможни».Задачами WCO являются:
- сотрудничество между таможенными администрациями;
- интеграция самого передового опыта таможен разных государств и создание общей стратегии будущего;
- продвижение новых технологий, изучение и анализ мировых экономических и информационных процессов для определения стратегического направления, которое необходимо учитывать в своей повседневной деятельности (например, последствия развития Интернет, эффективное противостояние электронному криминалу и др.);
- координация усилий таможенных служб разных стран в борьбе с незаконным оборотом наркотиков и другими таможенными правонарушениями;
- защита окружающей среды, борьба с незаконным перемещением промышленных отходов. Прекращение экологической преступности - приоритетное направление деятельности;
- постоянный контроль за реализацией наиболее важных соглашений международных договоров, на что уполномочена WCO (обновленного варианта Киотской конвенции, Конвенции по гармонизированной системе, Найробийской конвенции и других);
- расширение сотрудничества между таможенными органами и бизнес - сообществом.
По основным направлениям таможенной деятельности созданы Комитеты (рабочие органы Совета). Такие Комитеты работают по таможенным процедурам, таможенной стоимости, правилам определения страны происхождения товаров, гармонизированной системе описания и кодирования товаров и другим.
Комитет по номенклатуре товаров наблюдает за выполнением положений Международной Конвенции «О гармонизированной системе описания и кодирования товаров». Задача Комитета – обеспечить единообразие в толковании и применении номенклатуры товаров. С этой целью он распространяет методические и справочные материалы, подготавливает проекты поправок к Конвенции, изучает национальные методики и практику классификации товаров в таможенных целях.
Комитет по оценке товаров в таможенных целях наблюдает за выполнением Конвенции по оценке товаров, обеспечивает одинаковый подход к толкованию и применению принципов определения стоимости товаров, являющихся предметом мировой торговли. Комитет обязан изучать национальные правила, процедуры и практику стран-участниц Конвенции в отношении оценки товаров. Этот Комитет рассматривает также законы стран-участниц в области методов таможенной оценки и занимается определением терминов и понятий для таможенных целей.
Постоянный технический комитет занимается специальными вопросами таможенного дела в интересах как международных организаций, так и таможенных служб, заинтересованных в обмене опытом и таможенном сотрудничестве., таким как: развитие связей со смежными международными организациями; обмен наблюдателями с ЕС, ВТО, АСЕАН; сотрудничество экспертов; гармонизация и унификация таможенных систем; разработка таможенных норм и создание глоссария, который бы обеспечил единообразие таможенной терминологии.
Образован Комитет по борьбе с контрабандой, действует также Департамент информации и связи. Оперативная служба по борьбе с контрабандой основана на структуре одиннадцати региональных узлов связи по правоохранительным вопросам (BRLR) и Таможенной правоохранительной сети, развернутой на базе Интернет (CEN).
В своей работе WCO использует региональный подход. Все государства – члены WCO объединены в региональные группы: Америка и Карибский бассейн; Европа; Северная Африка, Ближний и Средний Восток; Западная и Центральная Африка; Восточная и Южная Африка; Дальний Восток, Южная и Юго-Восточная Азия; Австралия и Океания. Каждый регион возглавляет региональный представитель. Его задача – проведение линии WCO в отношении таможенных служб данного региона. Региональные группы занимаются обучением таможенников борьбе с таможенными правонарушениями, обменом делегациями между национальными таможенными службами и административными органами WCO. Европейский регион является крупнейшим в WCO, имеет наибольшее представительство в Политической комиссии и Финансовом комитете. В этом регионе состоят все страны – члены СНГ.
На территории каждого из своих членов WCO пользуется необходимыми правами для осуществления своих функций. Организация вправе совершать сделки, приобретать и отчуждать движимое и недвижимое имущество, возбуждать судебные преследования. Собственность и активы WCO обладают иммунитетом к обыску, конфискации и к любой иной форме вмешательства со стороны властей. WCO может иметь средства и производить финансовые операции в любой валюте. Кроме того, средства, доходы и другая собственность WCO освобождаются от всех видов прямых налогов, таможенных пошлин, запретов и ограничений в отношении экспорта и импорта товаров и печатных материалов, принадлежащих WCO. Официальная корреспонденция WCO не подлежит цензуре.
В последнее время WCO уделяет большое внимание повышению компетенций и эффективности функционирования таможенных служб мирана основе комплексного исследования больших информационных массивов, выработке с учетом сделанных выводов стратегических решений, широкого распространения знаний. WCO принято решение 2011 г. провести под лозунгом «Знания как катализатор эффективности таможенного администрирования». Выработана стратегия модернизации таможенных служб. Ее основной принцип – это выделение общих признаков, единой основы для таможен различных стран. В 2008 г. утверждена концепция Таможня 21- го века. Конкретные особенности отдельных стран учитываются в процессе реализации общей стратегии. Модернизация таможенных служб предполагает широкое использование программно-целевого подхода. Разработан пакет целевых программ, при их комплексном использовании которых может быть получен наибольший эффект. «Ориентационная программа о роли таможни в рыночной экономике» предназначена для высших руководящих должностных лиц страны, для более глубокого понимания ими значимости таможенной службы для хозяйства, торговли, бюджета. Программа «Диагностика и планирование таможенной службы» позволяет определить проблемы и приоритеты, разработать систему мер по комплексному развитию таможенной службы с учетом внутренних (национальных) и интернациональных факторов. Для реализации стратегии модернизации предложены также программы: «Развитие системы тренингов в специальной подготовке таможенных кадров»; «Оценка деятельности руководителей таможенной службы различных рангов»; «Борьба с коррупцией и отмыванием грязных денег» и другие.
Всемирная таможенная организация стремится к глобальному реформированию таможенных служб мира на четко определенных требованиях и целях при рациональном расходовании ресурсов. Приоритеты организации на современном этапе: прозрачность, анализ рисков, автоматизация процедур, сокращение времени таможенного контроля. Одной из проблем информационного обмена между государствами для таможенных целей является различие программных продуктов. Необходимо сопрягать национальные информационные системы. С этой целью WCO завершила разработку модели таможенных данных. Заинтересованные страны могут получить программу перевода таможенной службы на электронную базу данных WCO. В 2008 году ФТС обеспечила присоединение Российской Федерации к рекомендациям WCO: «О необходимости развития и укрепления роли таможенных администраций в сфере борьбы с отмыванием денег и легализацией доходов, полученных преступным путем» и «О противодействии трансграничным правонарушениям в сфере экологии». WСO тесно сотрудничает с такими неправительственными организациями, как Международная авиатранспортная ассоциация (ИАТА), Международная ассоциация портов и гаваней, Международная палата судоходства и другими.
Для реализации стратегических направлений развития таможенной службы Российской Федерации (по программам технического содействия) привлекаются консультационные услуги и финансовые средства Европейского Союза (ЕС), развивается сотрудничеств с таможенными службами стран – членов ЕС и других зарубежных стран в борьбе с экономическими преступлениями и правонарушениями, по обмену статистическими данными о внешней торговле, обеспечению совместимости информационных систем, унификации документов. Для формирования единства в таможенном пространстве развивается сотрудничество в области гармонизации и упрощения таможенных процедур, совместимости транзитных систем России и Европейского Сообщества, организации информационного обмена, развития таможенной инфраструктуры, консалтинга и обучения кадров. Согласованы три приоритетных направления взаимодействия по преодолению существующей проблемы на совместной границе. К их числу относятся:
– содействие взаимной торговле путем выработки и принятия законодательных, административных и практических мер по урегулированию ситуации на границе России – ЕС;
– реализация проектов по обмену таможенной информацией;
– развитие пунктов пропуска и таможенной инфраструктуры на границе между РФ и ЕС.
проекта ТАСИС «Модернизация таможенной транзитной системы»,
Одним из важнейших направлений сотрудничества России и Европейского союза в таможенном деле является развитие российской таможенной инфраструктуры на северо-западном направлении. Так, в частности, на средства Евросоюза обустроены пункта пропуска: в мае 2008 года введён в эксплуатацию на российско-литовской границе МАПП «Чернышевское», ведётся строительство на российско-польской границе МАПП «Мамоново-Гжехотки».
Большое значение имеет для России сотрудничество в рамках АТЭС – межправительственного форума, включающего 21 страну, членом которого Россия стала в 1998 году. Азиатско-Тихоокеанский регион представляет собой наиболее динамично развивающийся сегмент мировой торговли. Долговременными целями АТЭС являются формирование системы свободной торговли и инвестиций в регионе Тихого океана путем постепенного устранения барьеров на основе норм и принципов Всемирной торговой организации. Комитет по торговле и инвестициям АТЭС занимается вопросами стандартизации и таможенных процедур в интересах стран – участниц форума.
Россия в таможенных целях взаимодействует с такими международными организациями, как Международная организация стандартизации (ИСО), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), деятельность которой направлена на защиту интересов развивающихся стран, в частности, на разработку общей системы преференций. По вопросам ввоза, вывоза, розыска и возвращения культурных ценностей Россия также взаимодействует с международными организациями ЮНЕСКО, Интерполом, Международным советом музеев и другими.