Теории происхождения государства. Объяснение с помощью объективных факторов Объяснение с помощью
Объяснение с помощью объективных факторов |
Объяснение с помощью сверхъестест-венных сил |
Объяснение с помощью субъективных факторов (управленческих) |
Ирриа-цион-ная теория |
Теоло-гичес-кая теория |
Эко-номи-ческая теория |
Марк-сист-ская теория |
Органическая теория |
Диффузионная теория |
Теория специализации |
Теория наси-лия |
Рассо-вая теория |
Дого-ворная теория |
Психо-логи-ческая теория |
Патри-мони-альная теория |
Патри-архаль-ная теория |
Инцест-ная теория |
Спортивная теория |
Ирригационная теорияобъясняет возникновение государства необходимостью создания специального аппарата для поддержания ирригационных сооружений в древних земледельческих цивилизациях. Диффузионная теориясвязывает возникновение государства с процессом распространения управленческих навыков и государственнических начал от одного народа к другому.
Экономическая теория отдает предпочтение экономическим факторам, связывая их с доминированием во власти в разные исторические эпохи разных социально-профессиональных групп и сознание различных типов.
Марксистская теорияконкретизирует влияние экономических факторов, формулируя учение об общественных формациях, каждой из которых соответствует своя государственно-политическая надстройка.
Органическая теорияуподобляет общество организму с возрастающим по сложности строения числом функций.
Теологическая теорияпровозглашает, что государство является творением Бога.
Теория насилияполагает, что государство образовалось в процессе завоевание одних племен и народов другими.
Расовая теорияделит человечество на высшие и низшие расы, иными словами на управляющих и управляемых.
Договорная теориясчитает государство продуктом общественного договора для ликвидации разрушительных споров между индивидами, которые во имя общественного благо отказываются от части своих прав.
Психологическая теорияапеллирует к разным типам психики индивидов, одни из которых готовы подчиняться, а другие готовы управлять.
Патримониальная теория отождествляет власть над территорией с властью над ее жителями, что способствует превращению племенных вождей в государей.
Патриархальная теорияприравнивает вождей племен и народов с патриархами, которые проявив заботу о соплеменниках и организовав торговлю между племенами фактически содействовали общественному благу и рождению государства.
Инцестная теория ограничивает возникновение государства необходимостью создания специального аппарата у племен и народов для предотвращения кровосмесительных браков.
Спортивная теорияинтерпретирует появление государства благодаря возникновению группы лиц в племени, ответственных за военное воспитание и спортивные состязания.
Теория специализации, автором которой выступает Т. В. Кашанина, стремится синтезировать различные точки зрения. Указывая на то, что специализация – это всеобщий закон развития (как в биологическом, так и в социальном мире), видный российский правовед подчеркивает: «Государство – это результат возникновения, наряду со специализацией в производственной сфере (экономической специализацией), специализации в сфере управленческой (политической специализации)». При этом стартовой причиной специализации становится возникновение конкуренции при появляющемся дефиците ресурсов в связи с увеличением плотности населения и возрастанием взаимосвязи между людьми. Иными словами, «Слабо конкурирующие особи начинают все новую и новую специализацию; … ибо, если они предпочли бы осваивать уже существующие профессии, то столкнулись бы с новыми конкурентами и борьба бы не прекратлась, а только переместилась бы. Чем плотнее и развитее общество, тем яростнее борьба, тем быстрее, разветвленнее и глубже специализация»[2].
Теорию происхождения права можно свести к следующим:
- Примирительная теория (она больше свойственна европейским специалистам) рассматривает право как механизм выработки консенсунса в обществе
- Регулятивная теория (ее сторонники проживают в России и странах Азии) акцентирует внимание на праве как регуляторе общественных отношений и особой роли государства в сложных суровых климатических условиях
- Для приверженцев Теологической теории право, как и государство есть дело рук Божьих
- Теория естественного права (юснатурализм)приравнивает право к естественным правам человека, данным ему природой
- Историческая теория родилась в недрах германской исторической школы права и интерпретирует право как продукт народного духа, имеющего четкие культурно-территориальные очертания
- Классовая теория видит в праве инструмент господства собственников над несобственниками, способ классового принуждения
- Теория специализации (по Т. В. Кашаниной), предполагает, что «возникновение права было направлено на достижение в обществе, дифференцированном не только на уровне коллективов, но и на уровне отдельных личностей, каждый из которых обладает особыми интересами, мира и стабильности».Доправовые средства социального регулирования – обычаи религия, перестали довлетворять общество по мере его развития. Поэтому появляется право – оно «направлено прежде всего на защиту индивидуальных, а не коллективных интересов, которые ставились во главу угла общиной или церковью». Оно является универсальным, имеет точную формальную определенность, его сопровождает государственное принуждение[3].
Реконструировать процесс возникновения государства и права на самом деле достаточно сложно из-за отсутствия прямых письменных источников и необходимости опираться на косвенные данные. Эти процессы несомненно имеют неоднозначное, а многофакторное объяснение. Экономической предпосылкой возникновения государства стал переход от присвающего хозяйства к производящей экономике. Этот переход был связан с тремя стадиями общественного разделения труда:
- дифференциация земледелия и скотоводства – первое
общественное разделение труда
- далее следует отделение ремесла от других занятий
(появляется кузнечество, гончарное и ткацкое производство)
- следующий шаг – появление профессиональных торговцев
Прочие факторы:
- демографический
- климатический
- случайностный
- интеллектуальный
Политические предпосылкибыли связаны с необходимостью урегулирования споров между соплеменниками.
Идеологические (религиозные) предпосылки нашли выражение в тенденции перехода от политеизма к монотеизму, который закрепил основы государства.
Нельзя не упомянуть о психологических предпосылках – осознании соплеменниками своих общих интересов, особенно во время вражеских нашествий.
Конкретно первыми государствами стали древние земледельческие цивилизации в бассейне рек Тигр и Евфрат, Нил, Инд, Хуанхэ в IV –II тыс. до н.э. Далеко не каждая река в те далекие времена предоставляла оптимальные условия для орашаемого земледелия: значение имели скорость течения, пологость берегов, мягкость и другие условия. Каждая из этих цивилизаций имела свою особенность и динамику развития, но именно в этих цивилизациях был выработан материальный продукт в таких количествах, который позволял содержать государственный аппарат и стимулировал развитие социального неравенства в существенных размерах.
Происхождение правани коим образом не может предшествовать происхождению государства. На догосударственном уровне в среде индивидов существовали различные социальные нормы, т.е. правила поведения, определяющие взаимоотношения между людьми. Это могли быть ритуалы,т.е. правила поведения в которых акцент делался на внешнюю форму его исполнения отличавшегося красочностью и массовостью. Обряды также были связаны с символическим--и действиями, но они глубже проникали в психологическую сферу и преследовали воспитательные цели. Мифы - это сказочное выражение и научение должному и недолжному поведению. Обычаям, поскольку они складываются на протяжении жизни нескольких поколений уже присущ всеобщий характер. По сути дела они являются зародышами права, но не самим правом. В догосударственном состоянии получают распространение и религиозные нормы, а также моральные нормы, подходящие к явлениям с позиций добра и зла. Наконец, возможно люди прошлого уже выработали и нормы этикета, т.е. правила поведения, касающиеся благожелательного общения друг с другом[4].
Сейчас трудно судить, насколько расчлененными в действительности были социальные нормы в догосударственный период (например, российские археологи и этнографы В.П. Алексеев и А.И. Пиршец полагают, что примитивная догосударственная жизнь располагала только к нерасчлененным мононормам)[5]. Главное же, что следует подчеркнуть, так это то, что право не могло возникнуть до государства, оно родилось вместе с государством.
Черты архаичного (народного) права:
1. Преимущественно устный характер.
2. Разнообразие (непохожесть) норм, архаичность права соседних социумов.
3. Казуистический характер норм.
4. Объективистский характер права, т.е. отказ от установления вины и умысла.
5. Необязательность, альтернативность права, т.е. юрисдикция зависела от согласия сторон, которые могли решить спор силой.
6. Цель-примирение сторон, недопущение взаимного уничтожения родовых групп.
7. Коллективный характер ответственности, а впоследствии – поручительство.
8. Социальное неравенство.
9. Символичность и церемониальность доказательств (испытание огнем и водой, клятва, поединок, передача эквивалента – виры).
10. Отсутствие специальных юридических учреждений.