Логическое и специально-юридическое толкование ст. 120 Конституции РФ
1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.
2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.
Независимость судей - важнейший принцип российского правосудия. Поэтому наряду с Конституцией и в соответствии с ней этот принцип получил отражение в федеральных конституционных законах о судебной системе Российской Федерации (ст. 5); о Конституционном Суде (ст. 5, 13); об арбитражных судах (ст. 6); о военных судах (ст. 5), а также в федеральных законах о статусе судей (ст. 1, 9, 10) и о мировых судьях (ст. 2).
Определенное развитие положения ч. 1 ст. 120 Конституции получили в ч. 1 ст. 5 Закона о судейской системе, в которой подчеркивается, что суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону. Закон же о статусе судей констатирует: в своей деятельности по осуществлению правосудия суды никому не подотчетны.
Значение независимости судей как принципа правосудия состоит в создании для судей таких условий осуществления их деятельности, при которых они могли бы рассматривать дела и принимать по ним самостоятельные решения на основе Конституции, других федеральных законов, а в определенных случаях - и законов субъектов Российской Федерации. Благоприятная обстановка, в которой суд может осуществлять правосудие в соответствии с законом, руководствуясь своим внутренним убеждением, может быть обеспечена только в том случае, если суд огражден от какого-либо воздействия, давления на него со стороны. Без этого не может быть реальной самостоятельности судебной власти при осуществлении правосудия, которая провозглашена ст. 10 Конституцией Российской Федерации.
Констатируя независимость судей, присяжных, народных и арбитражных заседателей, Закон о судебной системе указывает, что гарантии их независимости устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом. К числу средств обеспечения независимости судей Закон о судебной системе, Закон о статусе судей и другие федеральные законы относят: а) наличие особой процедуры осуществления правосудия; б) установление под угрозой ответственности запрета на вмешательство кого бы то ни было в деятельность по осуществлению правосудия; в) установление порядка приостановления и прекращения полномочий судьи; г) право судьи на отставку; д) неприкосновенность судьи с обеспечением особого порядка возбуждения уголовного дела в отношении него и привлечении в качестве обвиняемого по другому делу (ч. 3 ст. 16 Закона о статусе судей, ст. 448 УПК РФ), а также установлением особого порядка привлечения судьи к административной ответственности (ч. 4 ст. 16 Закона о статусе судей в ред. Закона N 16-ФЗ от 15.12.2001 - СЗ РФ. 2001. N 51. ст. 4834); е) систему органов судейского сообщества; ж) представление судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу; з) наличие особой защиты государством не только судьи, но и членов его семьи, а также имущества; и) обеспечение права судей на хранение и ношение огнестрельного оружия в соответствии с Законом "Об оружии (ВВС. 1993. N 24. Ст. 860).
Кроме того, к гарантиям независимости судей следует отнести создание автономной системы обеспечения деятельности судов. Законом о судебной системе (ст. 30) установлено:
а) обеспечение деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации осуществляется аппаратами этих судов;
б) обеспечение деятельности других судов общей юрисдикции осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации;
в) обеспечение деятельности других арбитражных судов осуществляется Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.
Важным средством обеспечения независимости судей и судов, их деятельности по осуществлению правосудия является установленный порядок финансирования. В соответствии с этим порядком (ч. 2 ст. 33 Закона о судебной системе) финансирование Конституционного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции, арбитражных судов и мировых судей осуществляется на основе утвержденных федеральным законом нормативов и указывается отдельными строками в федеральном бюджете.
К числу гарантий независимости судей, как представляется, следует отнести установление специального порядка наделения полномочиями судей (п. "е" ст. 83, п. "ж" ст. 102 Конституции РФ; ст. 13 Закона о судебной системе) и их несменяемости (ст. 121 Конституции РФ; ст. 15 Закона о судебной системе; ст. 12 Закона о статусе судей).
Создание гарантий независимости судей извне, однако, не решает в полной мере проблемы независимости судей, так как таким образом не исключается опасность влияния или давления на судей со стороны председательствующего или других судей, входящих в состав судейской коллегии. Вот почему процессуальный закон, в особенности уголовно-процессуальный, предусматривает средства, предупреждающие столь неблагоприятные для правосудия ситуации. Для этого в УПК предусмотрено постановление приговора в специальном помещении - совещательной комнате. Во время совещания судей в совещательной комнате могут находиться лишь судьи, входящие в состав суда по данному делу (ч. 1 ст. 298 УПК). При этом в ходе совещания судей председательствующий (в коллегии присяжных - старшина) подает свой голос последним (ст. 301, 342 УПК). Кроме того, закон запрещает судьям разглашать суждения, имевшие место во время совещания судей (ч. 2 ст. 298 УПК; ст. 15, 194 ГПК).
Предпосылкой действенности установленных федеральными законами гарантий независимости судей и судов является установление запрета на издание законов и других нормативных актов, отменяющих или умаляющих самостоятельность судов, независимость судей (ч. 4 ст. 5 Закона о судебной системе).
Основываясь на положениях части 2 комментируемой статьи, Закон о судебной системе констатирует, что суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции РФ, федеральным законом, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору, конституции (уставу) субъекта РФ, закону субъекта РФ, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу. Приведенные положения Конституции и федерального конституционного закона имеют принципиальное значение. С одной стороны, они подчеркивают независимость органов судебной власти от учреждений, являющихся носителями других ветвей власти - законодательной и исполнительной. С другой стороны, они (положения ч. 2 ст. 120) констатируют способность судов к принятию самостоятельных решений. В то же время способность судов к подобным действиям означает наделение их законодательным актом высшей юридической силы полномочиями по контролю за законностью актов, принимаемых государственными и иными органами, а также должностными лицами. Одновременно, анализируя указанные положения, можно отметить, что Конституция РФ ориентирует не только суды, но и другие государственные органы (и не только государственные) на совершение действий и принятие решений, строго соответствующих закону.
85. На примере ст. 24.1-24.3 КоАП РФ раскройте содержание принципов правового института (отрасли права)
Важнейшей задачей производства по делам об административных правонарушениях является выяснение обстоятельств дела отвечающее принципам всесторонности, полноты, объективности и своевременности. Только руководствуясь данными принципами можно в полной мере установить наличие или отсутствие тех обстоятельств (юридических фактов), которые являются основанием для принятия решения по существу. Поэтому обстоятельства установленные при рассмотрении дела указываются в постановлении по делу об административном правонарушении.
Разрешение дела должно осуществляться в соответствии с законом. Это значит что постановление по делу должно иметь четкие и ясные нормативные основания. Должна быть дана правовая квалификация установленных обстоятельств по делу. Поэтому в постановлении по делу должна быть указана статья комментируемого Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу.
Важной задачей является обеспечение исполнения вынесенного постановления.
Производство по делам об административных правонарушениях не может быть эффективным без исполнения постановлений по делу. Решению этой задачи и посвящен раздел V настоящего Кодекса - Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях
Производство по делам об административных правонарушениях имеет и профилактическое значение. Поэтому оно ставит задачу выявить причины и условия, способствовавшие совершению административных правонарушений. Реализация этой задачи выражается в возможности вносить в организации и должностным лицам представления о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Производство по делам об административных правонарушениях ведется от имени государства, Российской Федерации. Поэтому оно ведется на государственном языке - русском языке.
Статья 68 часть 2 Конституции РФ установила что республики в составе Российской Федерации вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации. На основании вышеизложенного установлено что наряду с государственным языком Российской Федерации производство по делам об административных правонарушениях может вестись на государственном языке республики.
Важнейшей гарантией обеспечения прав и законных интересов лиц участвующих в производстве по делу об административном правонарушении (для которых русский язык или государственный язык республики не является родным) является право пользоваться родным языком либо свободно выбирать другой язык общения, а также пользоваться услугами переводчика. Эта гарантия обеспечивается возможностью привлечения в качестве участника производства по делу об административных правонарушениях переводчика.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях является открытым. Это в полной мере отвечает требованиям гласности и публичности в деятельности государственного аппарата. Кроме того это способствует общественному контролю за рассмотрением дел и их воспитательному воздействию.
Закрытое рассмотрение возможно в том случае если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны. Порядок отнесения тех или иных сведений к государственной тайне регламентирован Законом РФ от 21 июлю 1993 N 5485-1 "О государственной тайне", Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 года N 1203 о перечне сведений, отнесенных к государственной тайне. Закон содержит перечень сведений, которые не могут быть отнесены к государственной тайне. Например, это сведения о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина и т.д.
Закрытое рассмотрение возможно также в тех случаях когда этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу, членов их семей, их близких. Данная мера нацелена на всестороннее, полное, объективное выяснение всех обстоятельств дела, что возможно только тогда когда все участники производства по делу об административном правонарушении не будут находиться под давлением страха за свою жизнь и жизнь близких и честно исполнят свои обязанности.
Защита чести и достоинства лиц, участвующих в деле, членов их семей, их близких также может быть основанием принятия решения о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении.
Решение о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении должно быть мотивировано. Оно выносится судьей, органом, должностным лицом, рассматривающим дело в виде определения.