Органы судебной власти и законность в управлении
Основной функцией всей системы судебных органов является реализация задач правосудия. Оно осуществляется субъектами судебной власти в процессе конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ст. 118 Конституции Российской Федерации).
Осуществляя правосудие, органы судебной власти обеспечивают охрану прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений, организаций, государственных и общественных интересов, тем самым способствуя укреплению законности.
Отправление правосудия является основной, но не единственной функцией судов. В процессе своей деятельности они осуществляют и другую функцию, в частности — функцию судебного контроля законности издаваемых актов и совершаемых действий органов исполнительной власти, их должностных лиц.
Основное содержание судебного контроля как способа обеспечения законности в управлении состоит: в его правовой оценке действий и решений органов исполнительной власти, их должностных лиц; в выявлении нарушений законности, прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций; условий и причин их порождающих; принятии мер по восстановлению нарушенных прав и законных интересов; в привлечении виновных лиц к ответственности.
Субъектами судебного контроля являются: Конституционный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, арбитражные суды.
Важная роль в обеспечении законности в сфере управления принадлежит Конституционному Суду Российской Федерации. Его правовой статус определен Конституцией РФ (ст. 125), Законом РФ от 24 июня 1994 г. «О Конституционном Суде РФ».
Конституционный Суд Российской Федерации, являясь судебным органом конституционного контроля, разрешает в пределах своей компетенции исключительно вопросы права. Он разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации;
— федеральных законов;
— нормативных актов Президента Российской Федерации, обеих палат Федерального Собрания, Правительства Российской Федерации;
— конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов федерации;
— договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
— договоров между органами государственной власти субъектов РФ, и др.
Он также разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, высшими государственными органами субъектов федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает также дела, связанные с индивидуальными или коллективными жалобами граждан о нарушении их конституционных прав и свобод вследствие применения или подлежащего применению закона в конкретном деле. При рассмотрении таких дел он проверяет соответствие такого закона Конституции Российской Федерации.
Если при рассмотрении жалоб граждан, связанных с нарушением их конституционных прав и свобод, примененный в конкретном деле закон признает не соответствующим Конституции Российской Федерации, то решение Конституционного Суда является основанием для обязательного пересмотра данного дела соответствующим компетентным органом и восстановления нарушенного права.
Разрешая дела в пределах своей компетенции, принимая решения, которые обязательны на всей территории Российской Федерации для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений, Конституционный Суд Российской Федерации выполняет тем самым свою конституционную обязанность — обеспечение законности в Российской Федерации.
Суды общей юрисдикцииосуществляют судопроизводство по гражданским, уголовным, административным делам.
В процессе рассмотрения уголовных дел, в особенности тех, которые связаны с должностными преступлениями, суд с позиции законности исследует и дает правовую оценку действиям должностных лиц как работникам управленческого аппарата.
Если при рассмотрении гражданских и уголовных дел суд усмотрит нарушения законности, дисциплины в работе соответствующего органа, предприятия, учреждения, организации, выявив при этом условия и причины нарушений, он вправе вынести частное определение в адрес руководителя органа, предприятия, учреждения, организации либо в вышестоящие инстанции, которые должны в течение месяца рассмотреть его и сообщить суду о принятых мерах.
Частное определение является правовой формой реагирования суда на нарушение законности.
В необходимых случаях суд принимает меры к привлечению виновных лиц к ответственности. Суд рассматривает также жалобы лиц (физических и юридических) на постановления органов и должностных лиц о наложении административного взыскания.
Граждане также могут обратиться в суд с жалобой на действия или решения органов исполнительной власти, должностных лиц, в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; на него незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
Установив обоснованность перечисленных выше жалоб, суд признает обжалуемое действие или решение незаконным, обязывает удовлетворить требование граждан, отменяет примененные к нему меры ответственности.