Тема 2. Личность: индивидуальное поведение в организации

Раздел 1. Организационное поведение: основы теории

(базовый модуль № 1)

Тема 1. Введение в организационное поведение. Развитие теории

Наука об организационном поведении предоставляет набор используемых на различных уровнях анализа инструментов. Например, она позволяет менеджерам анализировать поведение индивидов в организации, способствует пониманию проблем межличностных отношений при взаимодействии двух индивидов (коллег или пары «начальник—подчиненный»). Кроме того, знания об ОП чрезвычайно полезны при рассмотрении динамики отношений внутри малых групп (как формальных, так и неформальных). В ситуациях, когда необходима координация усилий двух и более групп (например, технических служб и отдела продаж), менеджеров интересуют возникающие межгрупповые отношения. И наконец, организации могут рассматриваться и управляться как целостные системы, основу которых образуют внутриорганизационные отношения (например, стратегические альянсы и совместные предприятия).

Цели дисциплины (Ньюстром, Дэвис):

- систематизированное описание поведения людей в различных возникающих в процессе труда ситуациях;

- объяснение причин поступков индивидов в определенных условиях;

- предсказание поведения работника в будущем;

- овладение навыками управления поведением людей в процессе труда и их совершенствование.

Природа организации формируется в процессе взаимодействия различных сил, многообразие видов которых может быть классифицировано по четырем направлениям — люди, организационные структуры, технологии и внешняя среда, в которой действует данная организация (рис. 1.1).

Тема 2. Личность: индивидуальное поведение в организации - student2.ru

Рис. 1.1.Основные определяющие организационное поведение силы

Отличительные черты науки об организационном поведении:

— междисциплинарный характер (объединяет поведенческие науки (психологию, социологию) с другими дисциплинами — менеджментом, экономической теорией, экономико-математическими методами, кибернетикой (из которых заимствуются любые, способствующие улучшению взаимоотношений между людьми и организациями, идеи);

— системность, опирающаяся на результаты исследований и концептуальные разработки (проведение исследований, выдвижение гипотез);

— постоянно возрастающая популярность теорий и исследований у практикующих менеджеров.

Таблица 1.1.

Базисные концепции организационного поведения

Человеческая природа Природа организации
♦ Индивидуальные особенности ♦ Социальные системы
♦ Восприятие ♦ Взаимный интерес
♦ Целостность личности ♦ Этические принципы
♦ Мотивированное поведение  
♦ Стремление к соучастию  
♦ Ценность личности  

Таблица 1.2.

Основные теоретические подходы, на которых основывается организационное поведение

Школа человеческих отношений Ориентированный на человеческие ресурсы (поддерживающий) Изучается мотивация, эффективность труда Поддерживается рост и развитие работника
Ситуационный Дает варианты стратегии поведения в зависимости от обстоятельств
Ориентированный на результаты Программы ОП оцениваются по их результатам
Системный Все части организационного взаимодействия должны быть увязаны в комплексе (принятие решений)

Тема 2. Личность: индивидуальное поведение в организации - student2.ru

Рис. 1.2.Система организационного поведения

Организационное поведение –

- это управленческая деятельность, описывающая, объясняющая, предсказывающая и регулирующая поведение сотрудников в организации (Ф. Лютенс)

- это академическая дисциплина, изучающая поведения сотрудников и групп в организации, которая помогает руководителю принимать правильные решения в работе с людьми в сложной и динамичной среде (Дж. Хант, Р. Осборн)

- дисциплина, изучающая людей и их взаимоотношения в организации с целью объединения нужд и устремлений каждого сотрудника с нуждами и целями организации в целом (С. Коссен)

- поведение работников, вовлеченное в определенные управленческие процессы, имеющие свои циклы, ритмы, темпы, структуру отношений, организационные рамки и требования (Ю.Д. Красовский).

Этапы становления организационного поведения как науки:

В рамках естественнонаучного цикла:

- механический детерминизм – человек – машина, винтик системы (Ф.У. Тейлор, Г. Гант, А. Файоль, Г. Эмерсон);

- биологический детерминизм (Ч. Дарвин) – поведение – результат борьбы за выживание, организация – живой организм (органический подход);

В рамках психологии:

- бихевиоризм – наука о поведении (амер. психолог Дж. Уотсон, В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, затем – Б. Скиннер, Дж. Хоманс) – поведение основано на воздействии «стимул – реакция» и формируется под воздействием внешних факторов (поиск «волшебной кнопки»), а только потом внутренних (мотив);

- гештальтпсихология (М. Вертгеймер, К. Левин) – поведение людей подобно взаимодействию частиц в поле (физика). Гештальт-психология возникла из исследований восприятия. В центре её внимания — характерная тенденция психики к организации опыта в доступное пониманию целое (феноменология).

- когнитивная психология (последовательница бихевиоризма) – изучает познавательные процессы психики (память, внимание, чувства, представление информации, логику, воображение) – Дж. Миллер, У. Найссер;

- теория психоанализа (З. Фрейд, К. Юнг) и неофрейдизм (Э. Фромм) – учет в поведении бессознательного (подсознательного), его раскодировка;

- психология гуманизма (Г. Мюррей, Г. Мерфи) – опирается на экзистенциализм;

- социальная и культурная антропология – наука об изучении человеческих сообществ и их культуры;

В рамках социологии:

- Теория социального действия: организационное поведение рассматривается как следствие рациональных (ограниченно рациональных) скоординированных коллективных действий, при которых каждый индивид (группа) учитывает участников взаимодействия (М. Вебер).

- нормативно-институциональный подход: организационное поведение рассматривается в контексте функционирования единой социальной системы и трактуется как результат принятия индивидом установленных в социуме норм, ролевых требований и санкций за нестандартное поведение, что обеспечивает необходимый уровень предсказуемости и порядка (Т. Веблен).

- Функционалистский подход: поведение индивида (группы) рассматривается в рамках единой социальной системы; предполагается, что взаимодействующим индивидам (группам) свойственно изначальное стремление к сохранению и укреплению социальной целостности; все процессы осуществляются в целях выживания социальной системы, обеспечения интеграции, сотрудничества, равновесия (Т. Парсонс).

- Интеракционистский подход: организационное поведение описывается через призму процессов взаимодействия, когда индивид (группа) вынужден в своем по- ведении учитывать систему ожиданий (ролевых предписаний) (Дж Г. Мид);

- Конфликтный подход: организационное поведение рассматривается в терминах столкновения противоположных интересов и позиций участников взаимодействия, через призму борьбы за дефицитные материальные и социальные ресурсы; конфликт трактуется как нормальное явление, лежащее в основе изменений и повышения степени интеграции социальной системы (К. Маркс, Р. Парк, Р. Дарендорф);

- Модели социального обмена: взаимоотношения индивидов, групп и организаций описываются как рациональное поведение, под которым понимают взаимовыгодный обмен видами деятельности и вознаграждениями (Дж. Хоманс);

- Феноменологический подход: организационное поведение трактуется как следствие сознательного, постоянно корректируемого взаимодействия различных субъектов, которые преследуют свои цели, временно объединяются в коалиции или конфликтуют между собой и постоянно конструируют и интерпретируют конкретную ситуацию средствами наличной и создаваемой культуры (Г. Гуссерль, А. Шюц);

- Инвайронментальный подход (социальная экология): человеческое поведение рассматривается как поиск наиболее рационального способа взаимодействия с внешним окружением.

В рамках школа человеческих отношений в управлении:

Ф. Ротлисбергер (1939) – считается автором «термина организационное поведение»,

Ч. Барнард (1938),

Э. Мэйо (1945),

П. Друкер (1945),

Д. Макгрегор (1960),

Р. Ликерт (1961)

Тема 2. Личность: индивидуальное поведение в организации

Управление личностью.

Психология, изучая человека, в первую очередь обращает внимание на фундамент - это психические процессы: ощущения, восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь, которые выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности.

Психические явления - это постоянные регуляторы деятельности, возникающей в ответ на раздражения, которые действуют сейчас (ощущение и восприятие) и были когда-то в прошлом опыте (память), обобщающие эти воздействия или предвидящие результаты, к которым они приведут (мышление, воображение).

К основным характеристикам восприятия относят константность, предметность, целостность и обобщенность (или категориальность).

Внимание - это активная направленность сознания человека на те или иные предметы и явления действительности или на определенные их свойства, качества при одновременном отвлечении от всего остального.

Ограниченный объем внимания определяет основные его характеристики: устойчивость, концентрацию, распределение, переключаемость и предметность.

Память – это отражение того, что ранее воспринималось, переживалось, совершалось и осмысливалось человеком. Она характеризуется такими процессами, как запечатление, сохранение, воспроизведение и переработка человеком разнообразной информации. Эти процессы памяти всегда находятся в единстве, но в каждом конкретном случае какой-то из них становится наиболее активным.

Мышление - это обобщенное отражение объективной действительности в ее закономерных, наиболее существенных связях и отношениях. Оно характеризуется общностью и единством с речью.Карл Юнг рассматривал два типа людей по характеру мышления: интуитивный (характеризуется преобладанием эмоций над логикой и доминированием правого полушария головного мозга над левым) и мыслительный (ему свойственны рациональность и преобладание левого полушария головного мозга над правым, примат логики над чувствами).

Воображение - это психический процесс создания новых образов на основе прошлых восприятий.

Личность - это совокупность устойчивых психологических качеств человека, сформированных под воздействием природных и социальных факторов.

В структуру личности обычно включаются: способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.

Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, от которых зависит приобретение ими знаний, умений и навыков, а также успешность выполнения различных видов деятельности. Различают способности природные, общие и специальные, теоретические и практические, учебные и творческие, а также коммуникативные. Особую роль понимание способностей приобретает в таких процессах, как профориентация (выбор профессии), управление карьерой, обучение и развитие.

Для оценки особенностей личности, оптимизации выбора сферы профессиональной деятельности в начале профессионального пути важно учитывать тип личности человека, область деятельности. Наиболее операциональной для данной цели считается типология личностей Дж. Голланда (рис. 2.1).

Хотя по концепции Голланда один из типов всегда доминирует, человек может приспосабливаться к условиям, используя стратегии двух и более типов.

Чем ближе ориентации (секторы в круге) доминирующей и второй (третьей) ориентации, тем ближе типы личности. Учитывая содержание доминирующих и недоминирующих ориентаций, можно выбирать те виды деятельности, которые ближе человеку и в которых он будет более успешен. Если доминирую­щая и следующие ориентации далеки друг от друга, карьеру выбирать сложнее.

Тема 2. Личность: индивидуальное поведение в организации - student2.ru

Рис 2.1. Типология личностей Дж. Голланда

Другой типологией, которая может быть использована в целях выбора карьеры, является типология Е.А. Климова. Все ви­ды деятельности разделены по предметам труда:

Тип П — «человек — природа»: ведущий предмет труда — растения, животные, микроорганизмы.

Тип Т — «человек — техника»: ведущий предмет труда — Технические системы, вещественные объекты, материалы, виды энергии.

Тип Ч — «человек — человек»: ведущий предмет труда — люди, группы, коллективы, общности людей.

Тип З — «человек — знак»: ведущий предмет труда — условные знаки, цифры, коды, естественные или искусственные языки.

Тип X — «человек — художественный образ»: ведущий предмет труда — художественные образы, условия их построения.

Определенный интерес представляет типология Майерс—Бриггс, разработанная в США в конце 50-х гг. на основе идей швейцарского психолога К. Юнга, который, как уже упоминалось ранее, ввел представление о двух универсальных типах — экстравертном и интровертном. Размышления о том, как подобрать человеку работу, соответствующую его индивидуальным наклоннос­тям, привели их к более широкой концепции понимания и выявле­ния индивидуальных различий. Годы кропотливых исследований приве­ли к созданию Индикатора типов Майерс—Бриггс (Myers-Briggs Type Indicator — MBTI).

MBTI основан на выявлении:

двух различных способов пополнения запаса энергии и сосредо­точения внимания (шкала «экстраверсия—интроверсия»);

двух противоположных способов сбора информации (шкала «сенсорность—интуиция»);

двух различных способов принятия решений (шкала «мышле­ние—чувствование»);

двух различных способов организации своего взаимодействия с внешним миром (шкала «решение—восприятие»).

Таким образом, существуют четыре основные шкалы предрасположенностей и каждый человек в силу своей индивидуальности за­нимает определенное место на этих шкалах, определяющее его при­надлежность к одному из 16 типов личностей.

Типоведение различает четыре пары альтернатив. По своему пси­хологическому типу вы являетесь:

экстравертом (Е) или интровертом (I);

сенсорным (S) или интуитивным (N);

мыслительным (Т) или чувствующим (F);

решающим (J) или воспринимающим (Р).

В зависимости от преобладания того или иного качества характе­ра, человек относится к одному из 16 типов.

Темперамент -динамическая характеристика психических процессов и поведения человека, проявляющаяся в их скорости, изменчивости, интенсивности и других характеристиках. Темперамент является биологическим фундаментом, на котором формируется личность как социальное существо, и его особенности необходимо учитывать при индивидуальном подходе. Учение о темпераментах достаточно древнее, и с давних пор основными темпераментами считаются: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик.

И.П. Павлов обратил внимание на зависимость темперамента от типа нервной системы Учение о темпераментах было создано им как часть учения о высшей нервной деятельности.

Изучая три основных параметра процессов возбуждения и торможения нервной системы (их силу - слабость, уравновешенность - неуравновешенность, подвижность - инертность), Павлов установил, что из большого числа возможных их сочетаний в природе имеются четыре основных. Соотношение их с издавна известными темпераментами показало довольно большое совпадение.

При первом типе нервной системы (сильный, уравновешенный, подвижный) – это человек с оптимально сбалансированными волевыми и коммуникативными свойствами. Соответствует темпераменту сангвиника. Это человек быстрый, легко приспосабливающийся к изменчивым условиям с высокой сопротивляемостью трудностям жизни. Человек в высшей степени подвижный, общительный, легко сходится с новыми людьми, и поэтому у него широкий круг знакомств, хотя и не отличается постоянством в общении и довольно часто меняет привязанности. Он продуктивный деятель, но лишь тогда, когда много интересных дел, то есть при постоянном возбуждении, в противном случае ой становится скучным и вялым.

Второй тип (сильный, неуравновешенный, подвижный) соответствует темпераменту холерика. Это человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением. Он работоспособен, готов к быстрой реакции, но его "лихорадит", ему трудно бороться с собой. Холерику трудно дается деятельность, требующая плавных движений, спокойного, медленного темпа, он неизбежно будет проявлять нетерпение, резкость движений, порывистость и т. д. В общении вспыльчив, необуздан, нетерпелив, несдержан, криклив. У таких людей легко возникает раздражительность и агрессивность.

Человекс третьим типом (сильный, уравновешенный, инертный) соответствует темпераменту флегматика. Он обладает высокой работоспособностью, внутренне стабилен, но "тяжел на подъем" и не способен отказаться от выработанных навыков и стереотипов, для него затруднено включение в новые ситуации. Он с трудом входит в работу и выходит из нее, его эмоции проявляются замедленно и несильно. Люди с инертным типом прочно закрепляют все усвоенное, не любят менять привычки, распорядок жизни, обстановку, работу, друзей и трудно и замедленно приспосабливаются к новым условиям. Благодаря уравновешенности процессов раздражения и торможения, флегматик спокойный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик, отличающийся терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Даже при серьезных неприятностях флегматик остается внешне спокойным. Однако не следует думать, что он совершенно безопасный в общении человек. Подобно конденсатору, он долго впитывает в себя неудовольствие и раздражение, и внезапно по незначительному поводу может произойти эмоциональный срыв.

Для человека четвертого - со слабым типом нервной системы - характерно быстрое падение работоспособности, потребность в более длительном отдыхе зависимость от мелких, несущественных воздействий излишне эмоциональная реакция на трудности. Такие люди не умеют переносить длительных или резких напряжений, теряются на экзаменах, публичных выступлениях, пугливы, обычно легко плачут, среди них много людей с повышенной внушаемостью. Однако, будучи интуитивно одаренными, они часто имеют выраженные художественные способности. Этот тип соответствует темпераменту меланхолика.

Каждый из представленных типов темперамента сам по себе не является ни хорошим, ни плохим. Но его проявления могут быть неприятными для окружающих. Необходимо помнить, что моральные качества личности не зависят от темперамента и могут в значительной степени компенсировать проявление его отрицательных черт. Темперамент человека необходимо принимать в расчет там, где работа предъявляет особые требования к указанным динамическим особенностям деятельности. Кроме того, учитывая свойства темперамента конкретного человека, можно с определенной вероятностью предсказать особенности его реагирования в заданной ситуации. Темперамент накладывает свой отпечаток на способы общения, определяя, в частности, большую или меньшую активность в налаживании контактов. Главным же является то, что темперамент в большой мере определяет способности человека к различным видам деятельности.

Характер –это совокупность наиболее выраженных и относительно устойчивых черт личности, типичных для данного человека и систематически проявляющихся в его действиях и поступках. Черты характера – это качества личности, которые могут быть хорошими и плохими. Б. М. Теплов предложил черты характера делить на несколько групп:

1) наиболее общие черты характера, образующиеосновной психический склад личности (принципиальность/беспринципность, целеустремленность/пассивность);

2) черты характера, в которых выражаетсяотношение человека к другим людям (общительность/замкнутость, отзывчивость/грубость);

3) черты характера, которые выражаютотношение человека к самому себе (скромность/тщеславие, альтруизм/эгоизм);

4) черты характера, которые выражаютотношение человека к труду, своему делу (трудолюбие/лень, добросовестность/недобросовестность).

Существует различные классификации характеров. Например, характеры могут быть сильные и слабые. Под сильным характером следует понимать соответствие поведения человека его мировоззрению и убеждениям. Человек с сильным характером – надежный человек. Зная его убеждения, можно всегда предвидеть, как он поступит в определенной ситуации. О человеке слабохарактерном нельзя заранее сказать, как он поступит в той или иной ситуации.

Некоторые авторы (Ломброзо, Кречмер) не только темперамент, но и характер пытались связать с конституцией человека, понимая под последней особенности строения тела, свойственные человеку в данный достаточно продолжительный период времени.

Воля - это свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели.

Основные фазы волевого процесса:

1) возникновение побуждения и постановка цели, на достижение которой направляется данное действие. Цель можно ставить как перед собой, так и перед другими людьми, принимать или отвергать ее, когда она ставится кем-нибудь другим или обстоятельствами жизни.

2)стадия обсуждения и борьбы мотивов, выбор, использование и создание средств, способов и приемов достижения поставленной цели.

3)принятие решения, то есть выбор действия в соответствии с целью.

4)исполнение принятого решения. Это завершающий момент волевого действия. Исполнить решение – значит практически достигнуть цели. На этом и заканчивается конкретное волевое действие, составляющее элемент волевой деятельности человека.

К основным волевым качествам человека можно отнести целеустремленность, самообладание, самостоятельность, решительность, настойчивость, энергичность, инициативность, исполнительность.

Эмоции –переживания, отражающие восприятие человеком окружающего мира. К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы.

Мотивациюмы будем рассматривать позже, в рамках отдельной темы.

Социальные установкипонимаются как отношение личности к окружающим людям и обществу (разделяемые ценности и нормы). Выражаются в поведении человека. В повседневной жизни для плодотворного совместного труда необходимо совпадение социальных установок руководства и персонала.

Наши рекомендации