Глава 1. Особенности правового положения государства как субъекта международного частного права

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

Факультет Юридический

Направление подготовки Юриспруденция

Программа Бакалавриат

Кафедра_международного и гуманитарного права

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

Государство как субъект международного частного права

Автор работы:

студент _4__ курса группы № 4503

очной формы обучения

Ф.И.О.___Бучерова Ю.Ф.________

подпись____________________

Руководитель работы:

Должность, звание__доцент_, к.ю.н.

Ф.И.О._____Демидов Д.Г._________

Оценка _________________________

Подпись_________________________

Санкт-Петербург 2015 г.

Содержание

С.

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Особенности правового положения государства как субъекта международного частного права....………………………………5

Глава 2. Коллизионные привязки в отношении государства как субъекта международного частного права…………………………………14

Глава 3. Понятие и содержание юрисдикционного иммунитета государства……………………………………………………………………..21

Заключение……………………………………………………………….26

Библиографический список………………..…………………………..28

Введение

Международное частное право призвано регулировать взаимоотношения между субъектами МЧП. К субъектам международного частного права традиционно относят физических лиц, юридических лиц и государства.

Несомненно, государство является основным субъектом в международном частном праве. Вопрос о том, как будет вести себя государство на международно-правовой арене, связанной с осуществлением рыночной, хозяйственной деятельности, какой правовой статус и положение будет оно занимать, какова ответственность государства перед своими иностранными контрагентами - всё это решается в рамках важной отрасли права - международном частном праве. Государство - необходимый субъект в социально-политической сфере в целом. Ни одно общество не может существовать вне государства, которое необходимо для организации внутренней и международной жизни.

В настоящий момент проблема государства как субъекта международного частного права является недостаточно глубоко изученной и требует к себе ещё много внимания.

Целью настоящей работы является изучение государства как субъекта международного частного права. Для достижения данной цели поставлены следующие задачи: изучить особенности правового положения государства как субъекта международного частного права; проанализировать коллизионные привязки государства и их правовое регулирование; рассмотреть понятие и содержание юрисдикционного иммунитета государств.

Предметом курсовой работы является государство, вступающее в международные частноправовые отношения. Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся при участии государства в международном гражданском обороте.

Целями и задачами обусловлена структура курсовой работы. Она состоит из введения, трех глав, в которых рассматриваются особенности правового положения государства как субъекта международного частного права, понятие иммунитета государства, его содержание, виды и их правовое регулирование, а также заключения и списка литературы.

При решении поставленных задач применялись всеобщие принципы научного познания (объективность, всесторонность, полнота), общенаучные (анализ и синтез, индукция и дедукция, логический подход), частнонаучные, эмпирические (наблюдение, описание, сравнение) методы исследования.

Для выполнения курсовой работы были использованы нормативно-правовые акты, учебная и специальная литература, статьи из периодических изданий.

Глава 1. Особенности правового положения государства как субъекта международного частного права

Государства, выступая субъектами международного частного права, достаточно активно участвуют в различного рода частноправовой деятельности международного характера. При этом, государство, арендуя имущество, заключая иные сделки на территории иностранного государства, пользуется особым правовым режимом, согласно которому государство, его собственность, сделки с его участием не подчиняются власти этого иностранного государства, т.е. его юрисдикции.

Следовательно, особенность правового режима государства как участника международной частноправовой деятельности заключается в его иммунитете от иностранной юрисдикции.[1]

Юрисдикция вытекает из суверенитета государства и означает его законодательную, судебную, административную власть; объём власти и сферу действия власти. Таким образом, термин юрисдикции в данной работе будет использоваться в широком смысле, но иногда - в узком значении как судебная юрисдикция. Юрисдикция осуществляется государством в основном в пределах своей территории: согласно своему суверенитету государство подчиняет своей власти всех, кто находится, и всё, что находится на его территории. Поэтому говорят о территориальной юрисдикции.

Для понимания иммунитета государства необходимо отметить, что юрисдикция бывает полной и ограниченной.

Полная означает, что государство обладает властью предписывать определенное поведение всем находящимся на его территории и обеспечивать любыми средства реализацию своих предписаний. Ограниченная означает, что государство обладает властью предписывать определённое поведение, но оно ограничено по различным причинам в использовании средств для обеспечения реализации своих предписаний.[2] Неподчинение одного государства юрисдикции другого никогда не означает полного отказа этого другого государства от своей юрисдикции. В отношении к иностранному государству не могут быть применены принудительные меры: по принудительному применению закона, по принудительному привлечению к суду и пр. Но это не означает, что иностранное государство может игнорировать право государства, на территории которого оно осуществляет деятельность. Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. прямо предписывает всем государствам, его должностным лицам «осуществлять свою деятельность в соответствии с законами государства, на территории которого они находятся, соблюдать местные традиции и обычаи».[3] Важно отметить, что определение иммунитета государства можно дать в зависимости от того, с позиций какого государства его рассматривать.

1. Если с позиции государства, осуществляющего деятельность на территории иностранного государства, то иммунитет - это право государства на освобождение от юрисдикции другого государства, т.е. право на неприменение к нему принудительных мер со стороны судебных, административных и иных органов другого государства.

2. Если с позиции принимающего государства, то иммунитет - это частичный отказ государства от осуществлениях своей юрисдикции, т.е. отказ от применения принудительных мер своими судебными, административными и другими государственными органами в отношении иностранного государства.

Также необходимо отметить, что далеко не во всех случаях участия государства в международных частноправовых отношениях оно обладает правом на иммунитет. Об этом праве можно говорить лишь тогда, когда данное частное правоотношение каким-либо образом связано с территориальной юрисдикцией иностранного государства: например, спор должен быть рассмотрен в иностранном судебном органе, или имущество, на которое нужно наложить арест, находится на территории иностранного государства и т.д. Если частноправовое отношение, осложненное иностранным элементом, стороной которого является государство, осуществляется на территории государства-участника, то в случае возникновения спора он рассматривается правоприменительными органами этого государства, и об иммунитете речи нет.

Таким образом, особенность правового положения государства как субъекта частноправовых отношений международного характера сводится к его праву на иммунитет. Вопрос об иммунитете возникает только в связи с иностранной юрисдикцией.

Иммунитет государства и его собственности - один из старейших институтов как внутреннего, так и международного права. Этот институт возник благодаря необходимости поддержания официальных отношений между государствами. Они были бы невозможны, если бы представители иностранного государства, его руководители и дипломатические представители были подчинены власти государства пребывания.[4] Независимость государств друг от друга выражена в изречении: «Равный над равным не имеет власти».

В начале XIX в. отношения между государствами носили только официальный характер, поэтому иммунитет был абсолютным. Никаких исключений из иммунитета представителей государства и его собственности не допускалось. К концу XIX в. иммунитет государства рассматривался в качестве общепризнанной нормы или принципа международного права. Но уже в этот период появилась судебная практика, новые доктрины, исходящие из необходимости ограничения иммунитета государства. Это было вызвано тем, что государства стали принимать участие в коммерческой деятельности: или сами непосредственно принимали участие в этой деятельности, или через принадлежащие им компании. В результате вступающие с государствами в коммерческие отношения иностранные физические и юридические лица оказывались лишенными судебной защиты своих прав. Возможные отрицательные последствия иммунитета государства особенно отчетливо проявились в возникновении советского государства, затем с возникновение целого ряда социалистических стран, которые осуществили национализацию имущества, монополизировали внешнеэкономическую деятельность и осуществляли международную коммерческую деятельность через своих торговых представителей. Непростая правовая проблема получила социально-политическую окраску.

Первая попытка урегулировать этот вопрос была сделана принятием Брюссельской конвенции для унификации некоторых правил относительно иммунитета государственных судов от 10 апреля 1926 г. (дополнена Протоколом от 24 мая 1934 г.). Суды в силу своей мобильности часто оказывались на территории иностранных государств и становились объектом притязаний со стороны частных лиц по обязательствам государств. Брюссельская конвенция сделала равными правовое положение государственных торговых судов и грузов, принадлежащих этим государствам, и правовой статус частных торговых судов и грузов. Однако такое правило не является всеобщим. Оно ограничено только отношениями, связанными с эксплуатацией морских судов и лишь в части, касающейся условий ответственности и возникающих обязательств. [5]

Первым договором, рассматривающим проблему иммунитета в целом, явилась Европейская конвенция об иммунитете государств и дополнительный протокол к ней, принятые Советом Европы в 1972 г. Рядом европейских стран - Австрия, Бельгия, Великобритания, Кипр, Люксембург, Нидерланды, ФРГ, Швейцария, заключившими данную конвенцию, иммунитет не признается как в случаях, исходящих из концепции абсолютного иммунитета (иностранное государство отказалось от иммунитета или же само предъявило иск), так и в случаях, когда спор возник в связи с коммерческой или иной аналогичной деятельностью иностранного государства на территории государства, где происходит судебное разбирательство.[6]

Брюссельская и Европейская конвенции по-разному определяют объём иммунитета, условия его использования, но все подтверждают право государства на иммунитет от иностранной юрисдикции в качестве общепризнанного начала как международного (публичного), так и международного частного права.

Некоторые страны приняли специальное законодательство о государственном суверенитете. Первый пример такого законодательства - Закон США об иммунитетах суверенов 1976 г. Позднее были приняты Закон Англии об иммунитете государств 1978 г., Закон Сингапура о государственном иммунитете 1979 г., Закон ЮАР об иммунитетах иностранного суверена 1981 г., Ордонанс Пакистана о государственном иммунитете 1981 г., Закон Канады о государственном иммунитете 1982 г., Закон Австралии об иммунитетах иностранного суверена 1985 г. Все эти законы ограничивают иммунитет государства.

На позициях ограниченного иммунитета основана и Конвенция ООН от 2 декабря 2004 г. о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности, которую 1 декабря 2006 г. подписала Россия. Согласно документу государство не может ссылаться на иммунитет от юрисдикции при разбирательстве в суде другого государства в отношении какого-либо вопроса или дела, если оно явно выразило согласие на осуществление этим судом юрисдикции в отношении такого вопроса или дела в силу: а) международного соглашения; б) письменного контракта или в) заявления в суде или письменного сообщения в рамках конкретного разбирательства. Согласие государства на применение законодательства другого государства не должно пониматься как согласие на осуществление юрисдикции судами другого государства.[7]

Заслуживает внимания точное название Конвенции 2004 г., из которого видно, что речь идет именно о юрисдикционных иммунитетах, т.е. об исключении из территориальной юрисдикции государства. Этот момент имеет значение для понимания природы иммунитета, который является юрисдикционным принципом. Важно понимать, что иммунитет не освобождает иностранное государство, включая его дипломатических представителей, от соблюдения законов страны пребывания. Их деятельность должна осуществляться в соответствии с местными законами за теми исключениями, которые предусмотрены в самих законах или в международных договорах. Иммунитет означает лишь отказ суверена от осуществления своей территориальной юрисдикции в отношении действий и имущества иностранного государства. Речь идет о юрисдикции не только судебных, но и иных государственных органов в отношении всех способов принудительного осуществления права.[8]

Большинство государств не имеют специальных законов о государственном иммунитете, положения об иммунитете содержатся в более общих по содержанию законах. Примером может служить российское право. В ГК РФ включена статья 127, которая декларирует, что особенности ответственности Российской Федерации и субъектов Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законом об иммунитете государства и его собственности.[9] Пока такого закона нет. Но в действующих законах несколько норм о государственном иммунитете имеется. Статья 401 ГПК РФ устанавливает, что предъявление иска к иностранному государству, привлечение его в качестве ответчика и третьего лица, обеспечение иска и наложение ареста на имущество иностранного государства, находящееся в России, могут быть допущены лишь с согласия компетентных органов соответствующего государства.[10] В данной статье закрепляется абсолютный иммунитет иностранного государства. Статья 251 АПК РФ предоставляет судебный иммунитет иностранному государству, только если оно действует в качестве носителя власти.[11] Это уже ограниченный, или функциональный, иммунитет. В ГК РФ включена ещё одна статья, названная «Участие государства в гражданско-правовых отношениях, осложненных иностранным элементом» (ст. 1204). Положения данной статья и ст. 124 ГК РФ признают общий принцип - государство, участвуя в частноправовых отношениях, выступает в них на равных началах со своими контрагентами. Однако данные нормы российского права имеют диспозитивный характер и предусматривают возможность издания законов, устанавливающих приоритетные права государства в частноправовых отношениях.[12] Данные статьи свидетельствуют, что Россия признаёт право иностранного государства на иммунитет от юрисдикции российских органов. Конкретные же пределы отказа от собственной территориальной юрисдикции, условия такого отказа, последствия и т.д. должны быть определены в специальном законе, принятие которого декларировано ГК РФ. В Государственной Думе 3 ноября 2015 года был принят Федеральный закон N 297-ФЗ «О юрисдикционных иммунитетах иностранного государства и имущества иностранного государства в Российской Федерации»[13], в котором Ст. 2 определяет, что к юрисдикционным иммунитетам иностранного государства и его имущества относятся:

1. судебный иммунитет,

2. иммунитет в отношении мер по обеспечению иска

3. иммунитет в отношении исполнения решения суда.

Судебный иммунитет - обязанность суда Российской Федерации воздержаться от привлечения иностранного государства к участию в судебном процессе.

Иммунитет в отношении мер по обеспечению иска - обязанность суда Российской Федерации воздержаться от применения в отношении иностранного государства и имущества иностранного государства ареста и иных мер, обеспечивающих впоследствии рассмотрение спора и (или) исполнение решения суда.

Иммунитет в отношении исполнения решения суда - обязанность суда Российской Федерации или федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, воздержаться от обращения взыскания на имущество иностранного государства, принятия в отношении иностранного государства и его имущества иных мер в целях принудительного исполнения решения суда.

Ст. 4 указанного закона предусматривает принцип взаимности в части ограничения юрисдикицонного иммунитета. Так, российским судам (ВС РФ, федеральным судам общей юрисдикции, арбитражным судам) предоставлена возможность ограничивать юрисдикционный иммунитет иностранного государства в случае, если в этом иностранном государстве России предоставляется юрисдикционный иммунитет в ограниченном объеме. Давать заключения по вопросам предоставления юрисдикционных иммунитетов РФ в иностранном государстве будет МИД России.

Основываясь на вышеизложенном, можно сделать выводы о том, что принцип права государства на иммунитет от юрисдикции иностранного государства сложился достаточно давно и вопреки всем существующим противоречиям право государства на иммунитет от иностранной юрисдикции является на сегодня общепризнанным.

Наши рекомендации