Правоохранительные органы США

Прокуратура США. Система и структура органов прокуратура США, так же как и судебной системы, зависит от принципа федерализма. Данный принцип, свидетельствует о том, что существуют автономные органы прокуратуры на трех уровнях: местном, штатов, федеральном. При этом местные органы прокуратуры не зависят от органов прокуратуры штата, а последние от федеральной прокуратуры. Законом определена компетенция местной прокуратуры, прокуратуры штатов и федеральной прокуратуры США[5].

В силу того, что США по своей правовой природе входит в англо-саксонскую правовую семью, где основным источником права является правовой прецедент, в США нет нормативного правового акта, который составлял бы правовую основу организации и деятельности прокуратуры США. Система прокуратуры, а также статус прокурорского работника в основном вытекает из обычая, прецедентного права, норм профессиональной этики[6].

Что же касается прокуратуры США, то сама прокуратура входит в Министерство юстиции США в виде атторнеев США[7]. При этом Генеральный атторней США одновременно является Министром юстиции США, назначается Президентом США и утверждается Сенатом. Кроме того, Генеральный атторней США несет перед Президентом ответственность за свою деятельность, и, может быть снят с должности решением Президента. Палата представителей имеет право представить его к импичменту.

Функция Генерального атторнея США по представительству исполнительной власти в судах делегирована им Генеральному солиситору США — третьему должностному лицу (после двух заместителей). Генеральный солиситор назначается Президентом страны по рекомендации Генерального атторнея и утверждается Сенатом. В составе Министерства юстиции США организуется Служба генерального солиситора. Он решает вопросы:

— об обжаловании решений федерального суда первой инстанции, вынесенного не в пользу Правительства;

— о наличии оснований для обжалования в Верховный Суд США.

Он также утверждает апелляционные ходатайства и жалобы, заявляемые отделами (бюро) Министерства юстиции юридическими службами других органов.

В основном полномочия атторнеев США связаны с осуществлением уголовного преследования по уголовным делам, которые заключаются в предъявлении обвинения по уголовным делам только в случае нарушения федерального уголовного законодательства, но не уголовных законов штата. В их компетенцию также входит возбуждение уголовных дел, поддержание государ­ственного обвинения в суде, прекращение уголовных дел и отказ от государственного обвинения до вынесения вердикта судом присяжных заседателей и др. В частности, компетенция атторнеев США на федеральном уровне связана с осуществлением обвинения по таким категориям уголовных дел, как дела о нарушениях гражданских прав, о нарушениях налоговых законов, о нарушениях законов об охране природы и естественных ресурсов, о нарушениях антитрестовских законов, мошенничества при торговле ценными бумагами, нарушение федерального законодательства по борьбе с незаконным оборотом наркотиков и др.

В гражданском судопроизводстве атторнеи осуществляют полномочия, которые связаны с возбуждением гражданского судопроизводства путём принесения гражданских исков с требованиями о судебной проверки решений или действий органов федерального правительства и его должностных лиц, а также судебной проверки законности решений некоторых административных учреждений и ведомств и другие полномочия.

Среднее звено прокуратуры США представлено атторнетурой штата. Они являются нижестоящим звеном по отношению к федеральной атторнетуре США. Каждый штат США имеет свою атторнетуру во главе с Генеральным атторнеем штата. В большинство генеральных атторнеев штатов избираются на свою должность всеобщим голосованием граждан штата, и, следовательно, не могут быть отправлены в отставку губернатором штата. Данное положение свидетельствует о том, что Генеральный атторнет штата независим от органов руководителя исполнительной власти штата, но сама атторнетура штата по своей правовой природе является органов исполнительной власти штата. Между атторнетурами штатов и федеральной атторнетурой существует координационная связь, но единой централизованной атторнетуры США нет. Структура атторнетуры штата во многом соответствует федеральной структуре атторнетуры. Кроме того, атторнетура штата функционируют независимо от органов федеральной атторнетуры, и, может иметь различные названия и порядок организации.

Полномочия атторнеев штата во многом отличаются от федеральной атторнетуры США. Дело в том, что атторнетура штата не осуществляет уголовное преследование или надзор за уголовным преследованием по обычным уголовным делам[8]. Эти полномочия предоставлены местным прокурорам — окружным атторнеям. Кроме того, атторнеи штатов представляют штат по всем гражданским спорам и консультируют должностных лиц законодательной и исполнительной власти штата по правовым вопросам.

Низшее звено прокуратуры США представлено местными прокурорами — окружными атторнеями[9]. Правовое положение окружных атторнеев является уникальным по сравнению с другими должностными лицами атторнеев США. Дело в том, что окружные атторнеи осуществляют свои публичные функции от имени всего штата. На свои должности данные должностные лица избираются гражданами отдельного графства и несут ответственность только перед гражданами графства. Зарплату окружные атторнеи получают также из бюджета соответствующего графства и не подчиняются генеральному атторнею штата. Таким образом, окружные атторнеи являются полностью независимыми как от атторнетуры штата или федеральной атторнетуры США.

Полномочия окружных атторнеев по сравнению с атторнетурой штата в сфере уголовного преследования намного шире. Так, окружные атторнеи возбуждают уголовное преследование по всем категориям преступлений штата, которые определены уголовным законодательством штата. У каждого окружного атторнея есть свой небольшой следственный аппарат, который в основном осуществляет полномочия по расследованию уголовных дел о нарушениях закона в полиции или уголовных дел большого публичного звучания. Однако в первую же очередь окружной атторней — это государственный обвинитель, и он руководит обвинением в суде.

Окружные атторнеи обязаны обеспечивать соблюдение квазиуголовных законов, заниматься исками о лишении родительских прав за насилие или не выполнение родительских обязанностей в отношении детей и т.д.

Полиция США представляет собой разнообразие организационных форм, функций и полномочий, которыми обладают отдельные полицейские организации, но сказать, что полиция представляет в США единую централизованную систему, нельзя. Эту существующую множественность организаций по общим признакам можно свести к следующим группам:

1. Полицейские организации федерального правительства, входящие в департамент юстиции, казначейство, департамент почт, министерство обороны;

2. Полицейские организации штатов;

3. Шерифы и возглавляемые ими агентства в графствах;

4. Полицейские агентства городов и поселков городского типа;

5. Полиция предприятий и промышленных корпораций.

Кроме того, отдельно следует выделить полицейские организации департамента юстиции, куда включаются ФБР, Служба иммиграции и натурализации, Бюро тюрем, Служба по внутренним государственным доходам, Бюро по наркотикам и другие.

Полицейская организация, как правило, состоит из принесших присягу полицейских, и гражданских служащих полиции, не состоящих в каком-либо звании.

Единых условий поступления на службу в полицию нет, но среди множества требований наиболее характерными являются следующие требования к кандидату:

— возраст от 21 до 31 года;

— рост — от 5 футов 8 дюймов;

— отсутствие судимости;

— наличие среднего образования.

Кандидат, соответствующий этим требованиям, должен пройти собеседование и испытательный срок и при успешном прохождении последнего может рассчитывать на полицейскую должность.

Полицейское агентство представляет собой структуру из подразделений:

— подразделение уличного патруля;

— подразделение детективов;

— служба регулирования уличного движения.

Среди мер, применяемых чаще всего полицейскими, следует назвать арест, обыск, допрос в полиции и другие.

Адвокатура в США имеет специфическое положение в системе юридических органов государства. Дело в том, что какой-либо системы построения органов адвокатуры США вообще нет. Осуществляют свою адвокатскую деятельность, которая заключается в оказании юридической помощи по различным категориям дел, адвокаты, работающие в различных юридических фирмах США. Речь в данном случае идет о создании несколькими объединившимися адвокатами соответствующих адвокатских фирм. Организационно-правовая форма юридических фирм, в которых работают адвокаты, может быть разной. Кроме того, адвокаты могут осуществлять свою адвокатскую деятельность и в одиночку либо объединившись вместе с двумя, тремя адвокатами.

В каждом штате США создается добровольная ассоциация адвокатов штата. В некоторых штатах установлено обязательное членство в ассоциации адвокатов штата для всех лиц, допущенных к адвокатской практике, но в ряде штатов для занятия адвокатской деятельностью не обязательно быть членом ассоциации адвокатов. В таких штатах ассоциации адвокатов создаются добровольные организации. На общенациональном уровне созда­ется организация адвокатов с добровольным членством, которой является Американская ассоциация юристов. В США создаются организации по оказанию юридических услуг населению, не имеющему возможности оплачивать помощь адвоката.

В США нет законодательного акта, который закреплял бы права адвоката в судопроизводстве. Статус защитника вытекает из обычая, прецедентного права, норм профессиональной этики. Единственным нормативным правовым документом, имеющим основополагающие значение для участия адвоката в судопроизводстве, является Поправка VI (1791 г.) к Конституции США, предусматривающая, что «При всяком уголовном преследовании обвиняемый имеет право на скорый и публичный суд беспри­страстных присяжных того штата и округа, ранее установленного законом, где было совершено преступление; обвиняемый имеет право быть осведомленным о сущности и основаниях обвинения, он имеет право на очную ставку со свидетелями, показывающими против него, право на принудительный вызов свидетелей со своей стороны и на помощь адвоката для своей защиты»[10]. Данная Поправка имеет принципиальное значение для уголовного судопроизводства США. Будучи примененной в ряде судебных решений (дело «Гидеон против Уэйн-трайта» 1963 г., дело «Миранда против штата Аризона» 1966 г., дело «Брюкер против Вильямса» 1977 г. и др.), она определила несколько принципов судопроизводства США, касающихся участия защитника по уголовным делам. Среди них принципы, признающие право на адвоката фундаментальным и необходимым для справедливого суда, а также право каждого, кому назначено наказание в виде лишения свободы, на адвоката. Признается, что адвокат должен участвовать в тех процессуальных действиях, где он может оказать обвиняемому помощь, чтобы справиться с правовыми проблемами или дать совет, когда ему противостоит другая процессуальная сторона.

К кандидату на правовой статус адвоката законодательство США предъявляет определенные требования. Кроме того, адвокатской деятельностью адвокат может заниматься не на всей территории США, а только на территории того штата, где он собирается практиковать в качестве адвоката. В этой связи для различных штатов существуют дополнительные требования к кандидату на статус адвоката США. Эти дополнительные требования устанавливаются обычно верховным судом штата, однако вопрос о самом допуске лица к адвокатской деятельности решается специальной комиссией по допуску в адвокатуру, формируемой либо ассоциацией адвокатов штата, либо по назначению суда или губернатора штата. Как правило, эта комиссия состоит из практикующих юристов. В качестве таких требований, которые соответствуют статусу адвоката США является:

— высшее юридическое образование;

— наличие моральных качеств кандидата заниматься адвокатской деятельностью;

— сдача экзамена для занятия адвокатской деятельностью, который состоит из устного собеседования и письменной работы. Письменная работа, как правило, продолжается несколько дней, в течение которых кандидат должен ответить на 20—30 вопросов, касающихся знания, толкования и применения правовых норм штата, в котором сдается экзамен.

Решение экзаменационной комиссии, которое принимает заключение о допуске кандидата заниматься адвокатской деятельностью либо нет, может быть обжаловано в суде. Кроме того, разрешение на ведение дел в федеральных судах выдается автоматически лицам, допущенным к адвокатской практике в штате.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие правоохранительные органы Германии вы знаете? Назовите их функции и полномочия?

2. Какова система правоохранительных органов Франции?

3. Раскройте систему и структуру органов прокуратуры, полиции США.

[1] Суд и правоохранительные органы Российской Федерации: учебник для вузов / под общ. ред. В. В. Ершова. – 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2013. С. 691.

[2] В настоящее время насчитывается 16 земель. См.: Конституционное (государственное) право зарубежных стран : учебник / А. С. Автономов. М. : ТК Велби, Проспект, 2007. С. 438.

[3] Согласно ст. L. 231 — 1 Кодекса о судебной организации Франции трибуналы малой инстанции при рассмотрении уголовных дел называются трибуналами полиции (см.: Маклаков В. В. Судебная власть во Франции: Новое законодательство / РАН ИНИОН. Центр социал. науч. информ. исслед. Отдел правоведения : ред. кол.: Е. В. Алферова (отв. ред.) и др. М., 2007. С. 47).

[4] Там же. С. 80.

[5] Как правило, данное разграничение связано с подсудностью федеральных судов и судов штатов. Кроме того, разграничение между федеральными прокурорами и прокурорами штатов определяется двумя категориями дел: спорами между гражданами различных штатов и спорами между штатом или гражданином штата и иностранными государствами или гражданами, вторая, связана с делами, которые возникают на основе Конституции США и законов США.

[6] Должность Генерального прокурора США была учреждена на основании Закона о судоустройстве 1789 г. Первоначально он выполнял свои функции почти единолично, не имея в подчинении министерства. Лишь в 1870 году было учреждено Министерство юстиции, подчиненное Генеральному прокурору.

[7] Атторнеи по своей сути являются государственными служащими, полномочия которых связаны с уголовным преследованием, и, аналогичны функциям прокуратур других государств, поэтому в литературе американскую атторнейскую службу обычно называют «прокуратурой», а самих атторнеев «прокурорами».

[8] В большинстве штатов атторнеи штатов отвечают за юридическое представительство штата по делам, рассматриваемым в апелляционных инстанциях, а также правомочны возбуждать уголовное преследование по некоторым категориям преступлений.

[9] В большинстве штатов местный прокурор называется «окружной атторней».

[10] Конституция США. Поправки. Первые десять поправок к Конституции, ратифицированные 15 декабря 1791 г., образуют Билль о правах. URL: http:// www.pseudology.org.

Наши рекомендации