ЛИБЕРАЛИЗМ - доминирующее идейно-политическое течение Запада. Современные либеральные идеи В Беларуси

Термин «либерализм» происходит от лат. «liberalis» – свободный. Либерализм оформился в борьбе буржуазии против феодальных порядков в XVII–XVIII вв. К классикам либерализма относятся Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Юм, Ш.Л. Монтескье, Вольтер, Б. Констан, Ф. Гизо, Т. Джефферсон, Дж. Мэдисон, А. Смит, Дж.С. Милль, В. Гумбольдт, И. Бентам, А. Де Токвиль и др. Многие представители современной западной политической науки также относят себя к либералам. Классическим изложением либеральных идей стали Декларация независимости США (1776) и французская Декларация прав человека и гражданина (1789). В ходе идейного обоснования своих политических идеалов либералы XVII–XIХ вв. сделали объектом теоретического анализа такие понятия как «равенство», «право частной собственности», «универсальный закон», «естественное состояние», «общественный договор», «гражданское состояние» и др.

Общие ценности либерализма:

1.
Свобода, которая является:


а) негативной («свободой от» – от вмешательства, вторжения в частную жизнь, от произвола властей и т.д.), т.е. означающей, что человек не должен принуждаться к совершению поступков, противоречащих его собственной воле, а также встречать преград на пути к реализации своих замыслов;

б) абстрактной, т.е. свободой человека вообще, без учета его расовых, социальных и др. особенностей;

в) индивидуальной, т.е. ее носитель – не группа, класс, нация или иная общность людей, и не организация (государство, партия и др.), а отдельно взятый человек.

2.
Права человека, в первую очередь, право на жизнь, свободу и собственность.

3.
Индивидуализм. Как отмечал Дж. Милль, «человек сам лучше любого правительства знает, что ему нужно».

4.
Номократия – власть законов, а не людей.

5.
Рационализм во взглядах на природу человека и общество, связанный с верой в неограниченные возможности разума.

6.
Эгалитаризм, т.е. равенство. Данное требование предполагает отсутствие привилегий, т.е. равноправие.

7.
Плюрализм – признание существования в обществе различного рода профессиональных, экономических, религиозных, политических ассоциаций, ни одна из которых не может иметь морального превосходства и практического преобладания над другими.

8.
Прогрессизм, основанный на вере в возможность рационального постижения и переустройства мира.


Для классического либерализма характерно отрицание принципа патернализма, в соответствии с которым государство должно заботиться о своих подданных так же, как отец заботится о своих детях. И. Кант считал государственный патернализм «наихудшим деспотизмом, какой можно себе представить». В качестве альтернативы в либеральной теории существует концепция А. Смита, предлагающая ограничить сферу ведения государства выполнением трех обязанностей:

1. Содержание вооруженных сил и полиции для защиты сообщества от угроз извне и преступлений.

2. Обеспечение правосудия. Государство обязано, во-первых, устанавливать правовые нормы и способствовать их всеобщему соблюдению; во-вторых, ограждать каждого гражданина от несправедливости и обеспечивать беспристрастное правосудие.

3. Создание и содержание общественных учреждений, которые окупаются для общества в целом, а частным собственникам выгоды не дают.

На первых же этапах развития либеральной теории в ней возникло два течения: элитарное и демократическое. Первое делает акцент на невмешательстве государства в социально-экономические отношения и отстаивает интересы собственников. Второе направление отстаивает идеал равноправия и обосновывает необходимость дополнительных усилий государства по созданию условий для честной и свободной конкуренции. Обе эти идеи были реализованы в теории и практике неолиберализма, возникшего в результате переосмысления постулатов классического либерализма под влиянием проблем капитализма на рубеже XIX-XX вв.

Либерализм (свободный). Теоретическими основами либерализма были учения о «естественных правах» человека и «общественном договоре». В нем существовали два разных подхода по отношению к ценностям. Одни считали, что Л. Должен быть «ценностно нейтральным», кроме индивидуальной свободы его ничего не должно интересовать. Другие считали, что Л. Воплощает ценности гуманизма, терпимости, солидарности, справедливости. Несмотря на неоднозначность трактовок Л., существуют устойчивые принципы, которые позволяют говорить об идеологии либерализма как о целостном социально-политическом учении:

— Принцип частной собственности. ЧС рассматривается в Л. Как основа свободы и независимости личности, социального и духовного прогресса. Л. Мизес отмечал,что ЧС – это основа, а все другие требования либерализма вытекают из этого фундаментального требования.

— Принцип индивидуализма. Он трактуется как приоритет свободы человека перед любыми посягательствами на неё со стороны любого коллектива, какими бы соображениями целесообразности такие посягательства не поддерживались.

— Принцип конкуренции. К. – это один из фундаментальнейших устоев. К. распространяется не только на экономические, но и на все социальные и человеческие отношения. К., переносимая с экономики на сферу социальной жизни, разрушает человеческие, семейные, нравственные связи. Достижение социальной гармонии предполагает признание свободы всех индивидуумов следовать собственным представлениям о счастье. Это признание реализуется посредством процедурных и институциональных механизмов.

В Беларуси либеральные идеи известны со времен статутов Великого княжества Литовского, где закладывались идеи правового государства, хотя и в пользу одного сословия – шляхты. В Российской империи в роли великих либеральных реформаторов выступали Александр II, П. Столыпин. Либеральные идеи лежали в основе деятельности части народников. Однако с наибльшим откликом в массовом сознании идеи либерализма стали развиваться в Беларуси только в конце XX столетия.Либерально-демократическая
партия. Эта партия, возглавляемая С.В.Гайдукевичем, явля-
ется одной из самых многочисленных в Беларуси. На нача-
ло 2002 года она насчитывала в своих рядах более 17,5
тысячи человек. Партия выступает за построение общества,
в котором будут созданы благоприятные условия для дос-
тойной и благополучной жизни каждого жителя Республи-
ки Беларусь на основе либеральной демократии, гарантии
прав и свобод граждан, многопартийности и плюрализма
мнений.

ВОПРОС 7 СОЦИАЛИЗМ И ЕГО РАЗНОВИДНОСТИ

Фундаментальной ценностью социализма является социальное равенство, которое понимается как равенство возможностей индивидов для своей самореализации, для всестороннего развития своих способностей.

Наиболее полное выражение социалистические идеи получили в марксизме — учении, основоположниками которого являются К. Маркс и Ф. Энгельс. В этом учении просматриваются две стороны исследования проблемы: теоретическая и политическая. В теоретической, или теоретико-концептуальной, стороне марксизма содержится анализ буржуазного (индустриального) общества и обосновывается закономерность его перерастания в социализм в ходе естественно-исторического процесса смены общественных формаций. Суть основных положений теоретической стороны марксистского понимания социализма состоит в следующем:

• общественное развитие представляет собой процесс последовательной смены первичной (архаической), вторичной (экономической) и третичной (коммунистической или, согласно современному обозначению, постэкономической) общественных формаций; данный процесс обусловлен развитием материальных производительных сил общества; архаическая формация характеризуется собиранием и потреблением людьми готовых продуктов природы, отсутствием частной собственности, деления общества на классы и института государства; экономическая общественная формация отличается наличием частной собственности, обмена продуктами труда, социальных классов и института государства; третичная формация будет характеризоваться освобождением человека от физического труда, превращением науки в непосредственную производительную силу, отсутствием товарно-денежных отношений, классового деления общества и государства как орудия господства людей над людьми; каждая общественная формация в своем самодвижении проходит ряд прогрессивных ступеней; переход от одной формации к другой выступает как эпоха социальной революции;

• существующее на нынешнем этапе общественного развития, или в условиях экономической общественной формации, разделение труда является объективным источником отчуждения человека, т.е. превращения деятельности человека и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ним и враждебную ему, отчужденный труд равнозначен существованию частной собственности; такое положение делает человека несвободным, превращает людей в «частичных индивидов», а общество — в социально неоднородное, раздираемое противоречиями образование;

• социальное равенство и гармоничное развитие индивида возможны лишь в условиях полного преодоления отчуждения человека от человека, власти, собственности, культуры, природы; необходимыми предпосылками для этого являются преодоление нынешнего разделения труда, вытеснение человека из непосредственного процесса производства как его главного агента и превращение науки в основную производительную силу, преодоление отчуждения человека означает превращение накопленного человечеством общественного богатства — всей суммы материальных и духовных ценностей — в источник свободного развития каждого индивида;

• социализм, или коммунизм, есть общество, в котором отсутствует отчуждение человека от результатов его деятельности и, следовательно, в котором налицо условия для свободного развития каждого индивида; иными словами, социализм — это безрыночное, бесклассовое и бесгосударственное общество или «ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех»;

- • становление социализма, т.е. преодоление отчуждения человека и утверждение социального равенства, есть естественно-исторический процесс; его объективной основой является развитие материальных производительных сил; действием социальных субъектов данный процесс может быть либо ускорен, либо замедлен; достигнутый в современном буржуазном обществе уровень развития материальных производительных сил обусловливает содержание наступающей исторической эпохи — эпохи замены данного общества новым типом общественного устройства.

Политическая, или программно-политическая, сторона марксистского учения посвящена выяснению места и роли пролетариата в системе общественных отношений буржуазного общества, выражению его интересов и обоснованию путей и средств их практической реализации. • современные рабочие, или пролетарии, в силу своего положения в системе капиталистических производственных отношений объективно призваны выполнить миссию замены буржуазного общества новым общественным устройством, свободным от эксплуатации человека человеком; освобождая себя, пролетариат тем самым освобождает от угнетения и все другие социальные слои; выполнение этой исторической задачи возможно только соединением усилий рабочих всего мира или по крайней мере цивилизованных стран (в этом состоит смысл знаменитого призыва коммунистического манифеста: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

• чтобы выполнить свое историческое призвание, пролетариям необходимо организовать себя в класс или, иными словами, превратиться в субъект социально-политических отношений, для чего они должны создать собственную политическую партию; свою партию пролетариат использует в качестве инструмента завоевания политической власти демократическим путем, а при отсутствии такой возможности — путем насильственных действий; завоевание рабочим классом власти или, иными словами, пролетарская революция, произойдет одновременно во всех индустриально развитых странах;

• обеспечив собственное господство, рабочий класс прежде всего преобразует государственный аппарат, превращая его в орудие реализации интересов всех трудовых слоев и подавления сопротивления свергнутых эксплуататорских классов; в последующем политическая власть будет использоваться для обеспечения возможно более быстрого увеличения производительных сил общества; после завершения преобразования производственных отношений на началах добровольного сотрудничества индивидов исчезнут условия существования классовой противоположенности и классов вообще; с исчезновением классовых различий публичная власть потеряет свой политический характер;

Наши рекомендации