Восточные славяне в VI — IX вв. Образование Древнерусского государства. Норманнская теория.Территория и хозяйство восточных славян VI - IX вв
Византийские историки VI века делят славян на две группы. Западная часть славян так и обозначались как славяне (склавины, склавии). К ним относили и балканских славян. Восточной частью считали антов, которые обитали в бассейнах Днепра и Днестра. К VIII в., перед объединением восточнославянских племен под властью Киева, существовало более пятнадцати крупных племенных союзов.
Попытаемся восстановить карту расселения славян.
В Среднем Поднепровье обитали "поляне", центром их земель был Киев. На севере от них жили словене, группирующиеся вокруг городов Новгород, Ладога. К северо - западу располагались древляне, главным городом которых был Искоростень. Далее, на территории современной Беларуси жили дряговичи. На северо - востоке в междуречье Оки, Клязьмы и Волги обитали вятичи, главными городами которых были Ростов и Суздаль. Между вятичами и полянами в Верховьях Волги, Днепра и Западной Двины обитали кривичи. Их главным городом был Смоленск. В бассейне Заподной Двины обитали полочане, центром которых был Полоцк. Племена, расселившиеся по рекам Десна, Сейм и Сула и жившие к востоку от полян назывались северянами, их главным городом был Чернигов. По рекам Сож и Сейм жили родимичи. К западу от полян, в бассейнах реки Буг, расселились волыняне и бужане. Между Днестром и Дунаем обитали уличи и тиверцы. Племена хорватов и дулебов жили в Подунавье и Прикорпатье. Отношения между племенами были мирными, хотя иногда и происходили столкновения, но против общего врага славяне боролись сообща.
Жизнь среди лесов и болот была нелегкой. Люди вели хозяйство, применяясь к окружающим условиям. Основными занятиями восточных славян были земледелие, скотоводство и различные промыслы. Причем, чем дальше на север, тем большее значение имели промыслы.
Главным, конечно, было земледелие. В VII веке славяне еще не знали ни двуполья, ни трехполья. У славян господствовала переложная и подсечно-огневая системы земледелия. При переложной системе на участке выжигали траву и использовали удобренную золой землю до полного истощения. После этого участок забрасывали на два - четыре года, до полного восстановления травяного покрова. Подсечно-огневая система названа так, потому что деревья подрубали и оставляли сохнуть на корню, а затем выкорчевывали и сжигали. Как и при переложной системе, участок использовали до полного истощения и забрасывали. Настоящей пахоты не велось - землю лишь рыхлили. И лишь в VIII веке наряду с переложным распространилось пашенное земледелие: землю пахали и давали ей регулярный отдых под паром. Основными сельскохозяйственными культурами у славян были пшеница, ячмень, просо, дававшие высокие урожаи при подсеке и перелоге. С продвижением на север и распространением пашенного земледелия увеличивались посевы ржи и овса, прежде занимавшие незначительное место.
Наряду с земледелием славяне разводили скот. Держали лошадей, коров, свиней.
Восточные славяне не оставили без внимания и лесные богатства. Охота и бортничество требовали труда и упорства не меньше, чем земледелие. В лесу устанавливали охотничьи ловушки и борти. Именно пушнина, воск и мед составляли основу славянской торговли с соседями, Византией и странами Востока.
Через Восточно-Европейскую равнину пролегал торговый путь, которым пользовались еще древние греки. "Повесть временных лет" описывает его так: "Путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, и верх Днепра волок до Ловоти, по Ловоти внити в Ильмень озеро великое, из него же озера потечеть Волхов и втечеть в озеро великое Нево и того озера внидеть устье в мор Варяжское, и по тому морю ити до Рима прити по тому же морю ко Царюгороду, а от Царягорода в Понт море в неже втечет Днепр река". Этот путь стал основной дорогой Древней Руси. По ней везли не только меха и мед, но и добычу, захваченную во время военных походов. Ведущую роль в транзитной торговле через восточную Европу играли в VIII-IXвв. еврейские купцы, которые лишь в пределах халифата уступали ее местным мусульманским торговцам. Последние по Каспии и Волге доходили до небольшого городка Булгар по преимуществу сухопутным путем, тогда как Волжский путь контролировался хазарами и еврейскими купцами этого государства. В северные пределы славян арабские купцы не заходили, так как хазары держали дороги под своим контролем и помимо чисто административных мер прибегали к простому запугиванию рассказами о диких северных людях, якобы убивавших чужеземцев. Вместе с тем уже в IX веке, но особенно в X веке все большее значение приобретает другой путь, связывавший европейский север с Черным морем.
Образование Древнерусского государства.
Норманнская теория.
Первое государство в землях восточных славян получило название "Русь". Как же образовалось государство? На этот счет существует множество теорий. Самая известная и вызывающая множество споров - норманнская теория. Основана она была на отрывке из повести "Повести временных лет": "В лето 6370. Изъгнаша Варяги за море, и не
даша имъ дани, и почаша сами в собе володети, и не бе в них правды, и въста родъ на родъ, и почаша воевати сами на ся. И реша сами в себе: "поищем собе князя, иже бы володел нами и судил по праву". И идоша за морк к варягам, к Руси; сице бо тии звахуся Варязи Руь, яко се дркзии зовутся Свие,друзии же Урмане, Анъгляне, друзии Гъте, тако и си. Реша Руси Чудь, и Словени, и Кривичи вси: " земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет, да поидите княжить и володети нами. И изъбрашася 3 братья со роды своими, и пояша по собе всю Русь, и приидоша к Словеном первое, и срубиша городъ Ладогу, и седе в Ладозе старей Рюрик, а другий, Синеус, на Беле-озере, а третий Избрьсте, Труворъ. И от техъ варягъ прозвася Руская земля..."
Этот отрывок из статьи в Повести временных лет, принятый на веру рядом историков, и положил начало построению норманнской концепции происхождения Русского государства. Норманнская теория содержит в себе два общеизвестных пункта: во-первых, норманисты утверждают, что пришедшие варяги практически создали государство, что местному населению было не под силу; и, во-вторых, варяги оказали огромное культурное влияние на восточных славян. Общий смысл норманнской теории совершенно ясен: скандинавы создали русский народ, подарили ему государственность, культуру, вместе с тем подчинив его себе.
Хотя данное построение было впервые упомянуто составителем летописи и с тех пор на протяжении шести веков обычно включалось во все сочинения по истории России, общеизвестно, что официальное распространение норманнская теория получила в 30-40-е годы XVIII века во времена "бироновщины", когда многие высшие должности при дворе были заняты немецкими дворянами. Естественно, что и весь первый состав Академии Наук был укомплектован немецкими учеными. Считается, что создали эту теорию немецкие ученые Байер и Миллер под влиянием политической обстановки. Чуть позже эту теорию развил Шлетцер. На опубликование теории мгновенно среагировали некоторые русские ученые, в особенности М. В. Ломоносов. Надо полагать, что эта реакция была вызвана естественным чувством ущемленного достоинства. Действительно, любой русский человек должен был воспринять эту теорию как личное оскорбление и как оскорбление русской нации, в особенности такие люди, как Ломоносов. Именно тогда начался спор по норманнской проблеме. Загвоздка в том, что противники норманнской концепции не могли опровергнуть постулаты данной теории из-за того, что изначально стояли на неверных позициях, признавая достоверность летописного рассказа-первоисточника, и спорили лишь об этнической принадлежности славян.
Норманисты упирали на то, что термином "Русь" обозначались именно скандинавы, а их противники готовы были принять любую версию, лишь бы не дать норманистам фору. Антинорманисты готовы были говорить о литовцах, готах, хазарах и многих других народах. Понятно, что с таким подходом к решению проблемы антинорманисты не могли рассчитывать на победу в данном споре. Как следствие, к концу XIX века явно затянувшийся спор привел к заметному перевесу норманистов. Количество сторонников норманнской теории выросло, а полемика со стороны их противников стала ослабевать. На ведущую роль в рассмотрении этого вопроса выдвинулся норманист Вильгельм Томсен. После того, как в России в 1891г. была опубликована его работа "Начало Русского государства", где были с наибольшей полнотой и ясностью сформулированы основные аргументы в пользу норманнской теории, многие русские историки пришли к мнению, что норманнское происхождение Руси можно считать доказанным.
Согласно антинорамнской теории, варяги явившиеся на Русь, были по национальности славянами и приглашены в Новгород потому что мужская линия древней новгородской династии угасла, а они были представителями женской линии. Никакой существенной роли в создании государственности, культуры и прочего германцы не сыграли, хотя бы потому что и государственность и культура были свои, создаваемые веками до этого.
Также, помимо норманизма и антинорманизма существуют и альтернативные теории, которые могут, если не перевернуть устоявшиеся традиционные взгляды на историю, то заставить историков вступить в полемику и заново доказать или опровергнуть некоторые исторические факты.
Так или иначе, с норманизмом на нашей родине практически покончено. Но Запад продолжает за него держаться и с завидной настойчивостью старается укрепить обветшалые позиции норманнской теории. Западные норманисты в разных странах выпустили немало книг и публикаций, повторяю одно и то же, при этом умалчивая последние исторические открытия и работы, совершенно убийственные для норманнской теории.