Эволюция функций российского государства

В процессе исторического развития государства в его функциях происходят существенные изменения: одни функции теряют свою значимость, другие — изменяют содержание, третьи — возникают вновь. Вместе с тем во всех случаях они предопределяются теми или иными задачами государства, его социальным назначением.

В этой связи вопрос об эволюции функций государства также представляет значительный интерес. Он обусловлен тем, что с изме­нением содержания государства изменяется и его деятельная сторо­на (возникают новые структуры и функции государства, средства и способы, их обеспечивающие). Рассмотрим более обстоятельно этот процесс.

Известно, что в нашей стране на этапе становления диктатуры пролетариата и ее укрепления (период после октября 1917 г.) в каче­стве самостоятельной существовала функция подавления сопротивле­ния эксплуататорских классов. Продолжительность ее выполнения ставилась в зависимость от особенности развития классовой борьбы.

Как видим, эта функция «переросла» временные рамки и в более поздний период была приспособлена к нуждам тоталитарного режи­ма для борьбы с любыми антисоциальными группами. Последствия осуществления этой функции в нашей стране хорошо известны.

В советский период было общепризнано, что все функции го­сударства предопределяются классовыми противоречиями, носят классовый характер. Утверждалось, что, по сути, нет надклассовых, общесоциальных функций. Это не соответствовало реальной дей­ствительности, поскольку даже общество, разделенное на классы, заинтересовано в осуществлении государством общесоциальной деятельности. Так, феодальные государства, наряду с осуществле­нием функций классовой направленности, прилагали усилия к тому, чтобы воздействовать на социально-экономическую жизнь страны (политика протекционизма и др.). И рабовладельческие, и феодальные государства обеспечивали правопорядок, в котором нуждается каждое общество. При переходе общества к капитали­стическим отношениям функции государства постепенно при­обретают более значительное социальное содержание.

Обратим внимание на содержание функций государства совет­ского периода.

Главное содержание хозяйственно-организаторской функции составляло руководство экономикой со стороны государства, госу­дарственное планирование, организация и регулирование произ­водства в масштабах всей страны.

Функция регулирования меры труда и потребления была ориенти­рована на организацию и регулирование социальных отношений, возникающих в связи с трудовой деятельностью в общественном производстве, распределением предметов потребления (заработная плата, фонды общественного потребления и др.), регулированием торгового и бытового обслуживания населения и др.

Культурно-воспитательная функция была нацелена на решение задач в идеологической сфере. В условиях, когда в стране существо­вала единая государственная идеология, эта функция приобрела особую значимость для организации и руководства образованием, развитием культуры, искусства и т. д. Задача внедрения официаль­ной идеологии в сознание и поведение граждан обусловила приня­тие Советским государством на себя обязанности проводить постоянную и целеустремленную воспитательную работу среди населения, массированно воздействовать на сознание граждан.

Функция охраны правопорядка была предназначена для охраны социалистического общественного строя, социалистической соб­ственности, укрепления государства. Защита прав и свобод граж­дан, личной собственности занимала в деятельности государства подчиненное положение по сравнению с государственными инте­ресами.

В научной и учебной юридической литературе к внешним функ­циям Советского государства относились: оборона страны; взаимопомошь и братское сотрудничество государств мировой системы социализма; борьба за мир и мирное существование с капиталистическими странами; поддержка национально-освободительного движения и сотрудничество с развивающимися странами. Названные и функции отвечают на вопросы: какую деятельность осуществляло государство в советский период? какие цели преследовало? какие задачи решало? Необходимости в более обстоятельном анализе этих Н функций в рамках рассматриваемой темы нет. В настоящее время на функции современного российского государства заметное влияние оказывают обновление экономики (обес­печение ее нормального функционирования и развития) и необходимость решения социальных задач (осуществление мер по удовле­творению социальных потребностей людей и др.), экологических проблем (охрана окружающей среды, рациональное использование ,природных ресурсов). В этой связи важно по-новому оценить иные направления деятельности российского государства.

Разумеется, названные актуальные направления деятельности современного российского государства не являются исчерпываю­щими. Вместе с тем они свидетельствуют о новых подходах к анали­зу функций государства в существующих обновленных условиях.

Наши рекомендации