Дополнительное профессиональное образование гражданских и муниципальных служащих
Обязательным элементом работы с гражданскими и муниципальными служащими является организация дополнительного профессионального образования в форме профессиональной переподготовки, повышения квалификации.
Основаниями для направления служащего на профессиональную переподготовку, повышение квалификации являются:
1) назначение служащего на иную должность в порядке должностного роста на конкурсной основе;
2) включение служащего в кадровый резерв на конкурсной основе;
3) результаты аттестации служащего.
В развитие данной нормы федерального закона указ Президента РФ от 28 декабря 2006 г. № 1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации»[227] регламентирует основания для выбора вида обучения гражданского служащего.
Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «помощники (советники)», «специалисты» или «обеспечивающие специалисты», в случае его назначения в порядке должностного роста на должность гражданской службы категории «руководители» направляется на профессиональную переподготовку.
По результатам профессиональной переподготовки гражданскому служащему может быть присвоена дополнительная квалификация.
Министерством образования и науки Российской Федерации приказом от 29 марта 2012 г. № 239 были определены Федеральные государственные требования к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы профессиональной переподготовки государственных гражданских служащих, а также к уровню профессиональной переподготовки государственных гражданских служащих[228].
Дополнительная профессиональная образовательная программа профессиональной переподготовки государственных гражданских служащих предусматривала изучение следующих учебных разделов:
1. Базовая часть:
― государственное управление;
― организационно-правовые основы государственной гражданской службы;
― информационно-документационное обеспечение государственного управления;
― служебное поведение государственного гражданского служащего и механизмы противодействия коррупции;
2. Профильная часть, определяемая в соответствии с направлением деятельности государственного органа.
Необходимо обратить внимание, что в связи с принятием федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» данные требования были признаны утратившими силу[229].
Содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной образовательной организацией с учетом потребностей лица или организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.
В соответствии с приказом Минобрнауки РФ от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»[230] минимально допустимый срок освоения программ профессиональной переподготовки не может быть менее 250 часов.
Гражданский служащий, впервые принятый на должность гражданской службы, направляется на повышение квалификации по истечении испытательного срока или шести месяцев после поступления на гражданскую службу.
Гражданский служащий в случае его назначения в порядке должностного роста на должность гражданской службы иной группы в пределах одной категории должностей направляется на повышение квалификации.
Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданского служащего является то, что обучение гражданских служащих должны осуществляться в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования в соответствии с федеральными государственными требованиями.
þ В России дополнительное профессиональное образование государственных и муниципальных служащих осуществляется множеством учреждений высшего, среднего специального, дополнительного профессионального образования. Вместе с тем, несмотря на введение конкурсных процедур размещения государственного и муниципального заказа, исторический и юридический приоритет имеют специализированные учебные заведения, такие как Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Финансовый университет при Правительстве РФ, Государственный университет «Высшая школа экономики»,, МГИМО (У) (рис. 6.4).
Рис. 6.4. Специализированные учреждения, осуществляющие подготовку по программам дополнительного профессионального образования государственных служащих в России
Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 610 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов»[231] были определены разные формы повышения квалификации:
— краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата;
— тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, организации;
— длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.
В соответствии с указанным выше приказом Минобрнауки РФ № 499 минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов.
Целью профессиональной переподготовки специалистов является получение ими дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности. По результатам прохождения профессиональной переподготовки специалисты получают диплом государственного образца, удостоверяющий их право (квалификацию) вести профессиональную деятельность в определенной сфере. Направление профессиональной переподготовки определяется заказчиком по согласованию с образовательным учреждением повышения квалификации.
Профессиональная переподготовка осуществляется также для расширения квалификации специалистов в целях их адаптации к новым экономическим и социальным условиям и ведения новой профессиональной деятельности, в том числе с учетом международных требований и стандартов.
В результате профессиональной переподготовки специалисту может быть присвоена дополнительная квалификация на базе полученной специальности. Профессиональная переподготовка для получения дополнительной квалификации проводится путем освоения дополнительных профессиональных образовательных программ.
Чтобы обучение было эффективным, оно должно быть системным.
Указ Президента РФ № 1474 предписывает кадровым службам государственных органов вести организацию повышения уровня профессионализма государственных служащих на основе индивидуальных планов профессионального развития.
Индивидуальный план профессионального развития гражданского служащего разрабатывается им в соответствии с должностным регламентом совместно с непосредственным руководителем сроком на три года и утверждается в порядке, устанавливаемом представителем нанимателя. В индивидуальном плане указываются:
а) цель, вид, форма и продолжительность получения дополнительного профессионального образования, включая сведения о возможности использования дистанционных образовательных технологий и самообразования;
б) направления дополнительного профессионального образования, инеы мероприятия по профссиональному развитию и самообразованию;
в) ожидаемая результативность дополнительного профессионального образования гражданского служащего.
Определение эффективности обучения гражданских служащих должно включать в себя:
1. Определение реальной потребности в обучении госслужащих. Кроме того, непосредственный руководитель должен определить направления мероприятий по выполнению государственным гражданским служащим индивидуальных планов профессионального развития.
2. Оценку степени достижения поставленных целей и выполнения задач обучения гражданских служащих.
3. Представление гражданскими служащими отчета об обучении, с отражением полученных новых знаний.
4. Определение результативности профессиональной переподготовки и повышения квалификации гражданских служащих. Оценка производится по итогам служебной деятельности после проведенного курса обучения.
В качестве ожидаемой результативности выполнения мероприятий профессионального развития в индивидуальном плане могут быть указаны:
- внедрение в практику работы государственного гражданского служащего новых знаний с целью поышения качества профессиональной деятельности;
- включение государственного гражданского служащего в кадровый резерв;
- назначение государственного гражданского служащего на иную должность в порядке должностного роста;
- освоение новых профессиональных знаний и умений для успешного прохождения аттестации;
- достижение более высоких измеряемых показателей деятельности;
- способность выполнять должностные обязанности в новой сфере или в новой должности.
В конечном счете, это позволит эффективно использовать средства государственного бюджета, направляемые для финансирования подготовки и дополнительного профессионального образования служащего.
Контрольные вопросы
1. Что представляет собой система управления государственной службой?
2. Какие цели преследует управление государственной службой?
3. Охарактеризуйте полномочия Президента РФ в сфере управления государственной службой.
4. В чем состоит необходимость создания федерального органа по управлению государственной службой?
5. Опишите систему управления государственной службой на уровне субъекта РФ.
6. Какую роль в системе управления государственной службой играет кадровая служба государственного органа?
7. Что представляет собой кадровая работа на государственной и муниципальной службе?
8. Укажите факторы, усложняющие управление муниципальной службой.