Основные обязанности гражданских и муниципальных служащих
Под обязанностями государственных и муниципальных служащих подразумеваются обусловленные Конституцией РФ и установленные федеральным законом, иными правовыми нормативными актами для обязательного систематического осуществления функции (основные действия).
В федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 15) нормативно определен состав основных обязанностей гражданских служащих, но законодательство возлагает на государственного служащего большее число обязанностей, они также могут быть установлены иными федеральными законами; конкретные обязанности государственных служащих по соответствующим государственным должностям определяются соответствующими должностными инструкциями и положениями.
Обязанность государственного служащего соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, конституции (уставы) субъектов РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ и обеспечивать их исполнение является одной из основных и обусловлена тем, что государственный служащий органически связан с государством.
Выполнение этой обязанности означает, что государственный служащий должен исполнять свою должность в духе конституционных принципов: соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, равноправия и полноправия граждан, законности, гуманизма и др.
Государственный служащий не должен совершать действия, приводящие к подрыву авторитета государства и государственной службы, принимать участие в действиях, нарушающих работу государственных органов. Он обязан препятствовать всем проявлениям, направленным на отрицание конституционного строя.
Государственный служащий должен добросовестно, активно и в полной мере осуществлять должностные обязанности, предусмотренные законодательством, исполнять поручения вышестоящих в порядке подчиненности руководителей. Поручение рассматривается как задание, а не как дополнительная обязанность (сверх тех, которые определены федеральными законами и должностным регламентом). По сути, поручение предполагает изменение порядка (приоритета) исполнения должностных обязанностей, исполнение которых запланировано государственным гражданским служащим. Выполняя поручение, служащий изменяет свой план выполнения должностных обязанностей.
От государственного служащего ожидается, что он будет прилагать все усилия, чтобы всегда выполнять свои должностные функции наилучшим образом, соблюдая при этом служебный распорядок государственного органа, не разглашая государственную, служебную, коммерческую и другую охраняемую законом тайну.
Государственный служащий должен поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей. Критерии надлежащего исполнения должностных обязанностей устанавливаются законодательством и должностным регламентом.
Важная, не установленная ранее законодательством, обязанность — беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей, не обеспеченная в настоящее время полноценной правовой защитой.
Группа обязанностей (п. 9–12 ч. 1, ч. 1.1, ч. 4 ст. 15 федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации») определяет границы поведения гражданских служащих в связи с установленными законодательством РФ ограничениями и запретами, требованиями к служебному поведению, которые также составляют содержание правового статуса гражданского служащего.
В федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» впервые был описан механизм отказа служащего от исполнения неправомерного поручения.
При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений законодательства РФ, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения.
В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.
Вместе с тем, как показывает практика, гражданские служащие до сих пор опасаются потерять доверие своих руководителей, а соответственно, и должность, ими замещаемую. Большинство служащих считает, что эта норма не действует, а попытка ее реализации приведет к увольнению государственного служащего, отказавшегося выполнять неправомерное поручение руководителя.
Здесь также следует сказать о том, что перечень должностных обязанностей, установленный должностным регламентом (или должностной инструкцией), не является исчерпывающим. Свое право на поручения руководители рассматривают как возможность установления дополнительных, не регламентированных, должностных обязанностей.
Гражданские служащие подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в случаях и порядке, установленных федеральным законом. Обсуждается возможность распространения этой обязанности на всех государственных служащих.
Для муниципального служащего установлен аналогичный круг обязанностей (ст. 12 федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации»). При этом, в отличие от гражданских служащих, муниципальные должны беречь и государственное, и муниципальное имущество. Также на муниципальной службе иначе урегулирована обязанность сообщать о личной заинтересованности: гражданские служащие сообщают об этом представителю нанимателя (посредством регистрации данного сообщения в подразделении по вопросам профилактики коррупционных и иных правонарушений), муниципальные служащие – непосредственному начальнику.
Регламентация служебных обязанностей обеспечивает понимание служащим своего места в системе принятия государственных и муниципальных решений.