Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений

Правовой статус предприятия или учреждения опреде­ляется преимущественно нормами трех отраслей права: административного, гражданского и трудового.

Нормы права, устанавливающие административно-пра­вовой статус предприятий и учреждений, независимо от форм их собственности устанавливают:

— государственную регистрацию предприятий и учреж­дений;

- порядок производства регистрации и основания от­каза в регистрации;

— общий порядок их взаимоотношений с исполнитель­ными органами государственной власти;

- общий порядок ведения и представления бухгалтер­ской и статистической отчетности государственным орга­нам, необходимый для налогообложения и ведения обще­государственной экономической информации.

Действия, при совершении которых приобретаются и ре­ализуются права и обязанности предприятия или учреждения, непосредственно влияют на их административно-право­вой статус. К таким действиям относятся:

1. Создание предприятия или учреждения по решению собственника имущества или уполномоченного им органа, либо по решению трудового коллектива пред­приятия.

2. Государственная регистрация, осуществляемая по ме­сту нахождения предприятия или учреждения мест­ным органом государственной власти.

3. Получение разрешения на занятие определенными ви­дами деятельности, выдаваемого в административном порядке местным органом государственной власти.

4. Формирование органа управления делами созданного предприятия или учреждения.

5. Определение круга вопросов и полномочий вышестоя­щих государственных органов в отношении предпри­ятия или учреждения.

6. Ведение и предоставление бухгалтерской и статистичес­кой отчетности.

К особенностям административно-правового статуса государственных предприятии и учреждений относится прежде всего то, что они являются собственностью го­сударства.

К ведению государственных органов в данном случае относится следующее:

— создание предприятий;

— определение предмета и целей их деятельности;

— утверждение устава;

— управление предприятиями;

— назначение на должность и освобождение от должно­сти руководителей;

— предоставление в установленных случаях государ­ственных заказов;

- реорганизация и ликвидация государственных пред­приятий.

Разновидностью государственных предприятий являются казенные заводы, фабрики и хозяйства. Их правовое поло­жение характеризуется прежде всего меньшей степенью самостоятельности по сравнению с обычными государ­ственными предприятиями. У них, например, может быть изъято неиспользуемое или используемое не по назначе­нию имущество.

Административно-правовой статус муниципальных предприятий аналогичен статусу государственных. Главная их особенность состоит в том, что их статус реализуется в основном органами местного самоуправления.

Особенностью же административно-правового статуса негосударственных предприятий или учреждений является то, что роль государства по отношению к ним ограничена.

В данном случае государство не решает конкретные вопросы их учреждения, определения профиля, организа­ции управления. Управление ими осуществляют собствен­ники (учредители) или уполномоченные ими органы, не обладающие государственно-властными полномочиями.

Порядок образования и ликвидации предприятий, уч­реждений регламентируется законодательством. Учреди­тельным документом таких организаций является устав, который утверждается учредителем.

Однако необходимо помнить, что все предприятия и учреждения подлежат государственной регистрации, кото­рая включается в единый государственный реестр.

Ликвидация негосударственных предприятий, учрежденийпроизводится по решению учредителей или органа, упол­номоченного их создавать. Либо по решению суда: в слу­чае осуществления деятельности без надлежащего разре­шения (лицензии), либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении деятельности, противоречащей уставным целям.

Существует также ряд гарантий самостоятельности пред­приятий и учреждений:

— противоправные акты и действия органов исполни­тельной власти, ограничивающие самостоятельность предприятий, учреждений, подлежат отмене компе­тентными органами;

— характер компетенции органов исполнительной вла­сти таков, что они отстранены от непосредственного управления повседневной деятельностью предприя­тий или учреждений и не обладают/правом совершать по отношению к ним административно-распорядительные акты, как формы текущего руководства;

— им предоставлено право на защиту своей самостоя­тельности в административном и/ судебном порядке;

— соблюдение законности во взаимоотношениях меж­ду органами исполнительной власти и предприятия­ми, учреждениями входит в сферу общего надзора органов прокуратуры.

Наши рекомендации