Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений
Правовой статус предприятия или учреждения определяется преимущественно нормами трех отраслей права: административного, гражданского и трудового.
Нормы права, устанавливающие административно-правовой статус предприятий и учреждений, независимо от форм их собственности устанавливают:
— государственную регистрацию предприятий и учреждений;
- порядок производства регистрации и основания отказа в регистрации;
— общий порядок их взаимоотношений с исполнительными органами государственной власти;
- общий порядок ведения и представления бухгалтерской и статистической отчетности государственным органам, необходимый для налогообложения и ведения общегосударственной экономической информации.
Действия, при совершении которых приобретаются и реализуются права и обязанности предприятия или учреждения, непосредственно влияют на их административно-правовой статус. К таким действиям относятся:
1. Создание предприятия или учреждения по решению собственника имущества или уполномоченного им органа, либо по решению трудового коллектива предприятия.
2. Государственная регистрация, осуществляемая по месту нахождения предприятия или учреждения местным органом государственной власти.
3. Получение разрешения на занятие определенными видами деятельности, выдаваемого в административном порядке местным органом государственной власти.
4. Формирование органа управления делами созданного предприятия или учреждения.
5. Определение круга вопросов и полномочий вышестоящих государственных органов в отношении предприятия или учреждения.
6. Ведение и предоставление бухгалтерской и статистической отчетности.
К особенностям административно-правового статуса государственных предприятии и учреждений относится прежде всего то, что они являются собственностью государства.
К ведению государственных органов в данном случае относится следующее:
— создание предприятий;
— определение предмета и целей их деятельности;
— утверждение устава;
— управление предприятиями;
— назначение на должность и освобождение от должности руководителей;
— предоставление в установленных случаях государственных заказов;
- реорганизация и ликвидация государственных предприятий.
Разновидностью государственных предприятий являются казенные заводы, фабрики и хозяйства. Их правовое положение характеризуется прежде всего меньшей степенью самостоятельности по сравнению с обычными государственными предприятиями. У них, например, может быть изъято неиспользуемое или используемое не по назначению имущество.
Административно-правовой статус муниципальных предприятий аналогичен статусу государственных. Главная их особенность состоит в том, что их статус реализуется в основном органами местного самоуправления.
Особенностью же административно-правового статуса негосударственных предприятий или учреждений является то, что роль государства по отношению к ним ограничена.
В данном случае государство не решает конкретные вопросы их учреждения, определения профиля, организации управления. Управление ими осуществляют собственники (учредители) или уполномоченные ими органы, не обладающие государственно-властными полномочиями.
Порядок образования и ликвидации предприятий, учреждений регламентируется законодательством. Учредительным документом таких организаций является устав, который утверждается учредителем.
Однако необходимо помнить, что все предприятия и учреждения подлежат государственной регистрации, которая включается в единый государственный реестр.
Ликвидация негосударственных предприятий, учрежденийпроизводится по решению учредителей или органа, уполномоченного их создавать. Либо по решению суда: в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении деятельности, противоречащей уставным целям.
Существует также ряд гарантий самостоятельности предприятий и учреждений:
— противоправные акты и действия органов исполнительной власти, ограничивающие самостоятельность предприятий, учреждений, подлежат отмене компетентными органами;
— характер компетенции органов исполнительной власти таков, что они отстранены от непосредственного управления повседневной деятельностью предприятий или учреждений и не обладают/правом совершать по отношению к ним административно-распорядительные акты, как формы текущего руководства;
— им предоставлено право на защиту своей самостоятельности в административном и/ судебном порядке;
— соблюдение законности во взаимоотношениях между органами исполнительной власти и предприятиями, учреждениями входит в сферу общего надзора органов прокуратуры.