Теоретические аспекты современной методической службы образовательной организации

Как уже отмечалось, процесс длительного реформирования Российской системы образования обусловлен социальными, политическими, экономическими и культурными изменениями. В обществе возникли новые образовательные потребности: внимание к запросам всех участников образовательного процесса, возможности образовательных учреждений. В последние годы в России значительно возросли требования со стороны государства и общества к школе. Инновационная экономика государства формирует новую модель образования до 2020 года. Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. Главные задачи современной школы – раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном обществе.

В условиях модернизации образования в России важной задачей методической службы образовательной организации становится обеспечение реализации новых приоритетов образовательной политики, помощь педагогам в достижении высокого уровня профессиональной деятельности, научно-методическое сопровождение инновационных процессов. Особую актуальность приобретает разработка новых подходов к построению модели методической работы в школе, направленной на повышение компетентности педагогов.

Некоторые предпосылки решения данной проблемы раскрыты
в целом ряде исследований:

– повышение качества педагогической деятельности рассматривались в работах В.И. Гинецинского, Н.В. Кузьминой,
А.К. Марковой, А.Е. Марона, Э.М. Никитина, В.А. Сластенина,
А.И. Щербакова и др.;

– методическая деятельность в работах В.Г. Быковой,
В.В. Дудникова, Н.Д. Иванова, В.М. Лизинского, Н.В. Немовой,
А.П. Ситник, В.И. Дружинина, Л.Ф. Спирина и др.;

– организации методической работы в школе посвящены труды Р.И. Будниковой, Л.П. Быстровой, В.И. Дружинина,
С.Г. Воровщикова, Л.И. Дудиной, В.И. Зверевой, Е.Н. Линчинской, И.Н. Орловой и др.

Особое внимание в последнее время уделяется основам методи­ческого сопровождения инновационной деятельности педагогов и образовательных учреждений (О.М. Зайченко, Е.И. Казакова,
Т.А. Каплунович, М.Н. Певзнер, Е.Е. Сергеева, А.П. Тряпицына,
Р.М. Шерайзина, А.Г. Ширин).

Исследования показывают, что потребность в организации методической работы в школе сохраняется и так же актуальна, как и прежде, но ощущается необходимость пересмотра содержания и форм деятельности с учетом актуальных научных направлений. Современная методическая служба образовательной организации является качественно новым этапом развития в этой области.

Вопросы о том, что такое методическая работа, каковы ее функции, содержание и формы деятельности, каково вообще место методиста в школе, неоднократно и достаточно широко рассматривались как с теоретических, так и с научно-практических позиций в трудах В.И. Андреева, Ю.К. Бабанского, И.В. Жуковского, Л.П. Ильенко, В.М. Лизинского, А.М. Моисеева, Н.В. Немовой, М.М. Поташника
и др.

Традиционно методическая деятельность или методическая работа предполагает подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров по всем аспектам преподаваемых предметов и по всем видам педагогической деятельности. В изданной ещё в 1988 г. под редакцией Ю.К. Бабанского книге «Методическая работа в школе: организация и управление» собственно методическая работа определяется как «целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя (включая и меры по управлению профессиональным самообразованием, самовоспитанием, самосовершенствованием педагогов), на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива школы в целом, а в конечном счете - на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития конкретных школьников».

М.М. Поташник (1993 г.) рассматривает методическую работу
в качестве части системы непрерывного образования педагогических работников в целях «освоения наиболее рациональных методов
и приемов обучения и воспитания учащихся, повышения уровня общедидактической и методической подготовленности педагога к организации и ведению учебно-воспитательной работы, обмена опытом между членами педагогического коллектива, выявления и пропаганды актуального педагогического опыта».

Н.В. Немова (1999 г.) определяет методическую работу как «деятельность по обучению и развитию кадров; выявлению, обобщению и распространению наиболее ценного опыта, а также созданию собственных методических разработок для обеспечения образовательного процесса».

В.П. Симонов (1999 г.) отмечает, что «методическая работа - это специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся
на достижениях науки и передового педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого преподавателя. Этот комплекс ориентирован, прежде всего, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а, в конечном счете, - на повышение качества и эффективности образовательного процесса: роста уровня образованности, воспитанности и развития учащихся».

По определению В.И. Андреева (2000 г.), «методическая работа
в школе - это разнообразная деятельность учителей, которая направлена на изучение, овладение и распространение передового педагогического опыта, на повышение профессиональной квалификации
и мастерства, на непрерывную работу по самообразованию и профессиональному саморазвитию». Как один из видов гностической деятельности педагогического коллектива школы, способствующей профессиональному росту учителей и развитию учебно-воспитательного процесса, рассматривают методическую работу Л.А. Байкова
и Л.К. Гребенкина. Методическая работа рассматривается и как «управление процессом профессионального и личностного развития педагогических кадров, развертывание творческого потенциала и педагогической индивидуальности каждого учителя».

Т.Н. Макарова (2002 г.) считает, что методическая работа является «основным видом образовательной деятельности, представляющим собой совокупность мероприятий, проводимых администрацией школы, учителями и воспитателями в целях овладения методами
и приемами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на уроках и во внеклассной работе, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса».

В настоящее время наиболее массовыми определениями, характеризующими понятие «методическая работа» стали такие как:

Методическая работа - система взаимосвязанных мер, «направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя» (Ю.К. Бабанский)

Методическая работа - специальная деятельность в рамках «педагогического производства» (Г.П. Щедровицкий)

Методическая работа – «специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки и передового педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого преподавателя» (В.П. Симонов)

В.И. Дружинин определяет методическую работу как «систему взаимодействующих структур, участников, условий и процессов,
а также направлений, принципов, функций, форм, приемов, методов, мер и мероприятий, направленных на всестороннее повышение мастерства, компетентности и творческого потенциала педагогических
и руководящих работников образовательного учреждения, и в конечном итоге – на повышение качества образования в конкретном учреждении».

Как видим, единства в определении понятия «методическая работа» нет, но литературы позволяет достаточно точно выделить объект управления. Это - профессиональное мастерство педагогов. При рассмотрении субъекта методической работы выступает целый ряд действующих лиц: сам педагог (самообразование); администрация школы; специальные функциональные органы (методический совет, методические объединения и пр.); передовые педагоги.

В связи с быстроменяющимися требованиями к содержанию образования, также стремительно меняются цели, задачи и содержание методической работы. В связи с этим, каждая образовательная организация сегодня может и должна определять их самостоятельно, главное, чтобы они опирались на действующие Законы и Положения, учитывали современные тенденции развития общества в целом и образования в частности, учитывали запросы общества, ученых, педагогов.

Интернет-сайт:http://berschool.ru/model-shkolnoy-metodicheskoy-sluzhby

Вопросы и задания

1. Составьте таблицу:

№ п/п Автор Исследование Краткая характеристика исследования
       
       

2. Подготовьте выступление на тему: «Определения понятия «методическая работа». Объект и субъект управления».

3. Сформулируйте цели и задачи методической работы школы, где в которой вы были на практике, с привлечением других источников информации; или цели и задачи методической работы для школы, в которой бы вы хотели работать.

§ 10. Содержание работы современной методической службы
образовательной организации

Как показала практика, современным подходом к определению содержания методической работы будет подход, учитывающий соответствие содержания методической работы требованиям ФГОС, что вызывает изменение её названия – научно-методическая работа (НМР), НМР является важнейшим средством повышения педагогического мастерства учителей, связующим в единое целое всю систему работы школы. Роль именно научно-методической работы школы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые технологии, методики, приемы и формы обучения и воспитания.

Научно-методическая работа помогает оперативно решать поставленные перед коллективом школы задачи через совершенствование методики проведения урока, индивидуальной и групповой работы со слабоуспевающими и одаренными учащимися, коррекцию знаний учащихся на основе диагностической деятельности учителя, развитие способностей и природных задатков учащихся, повышение мотивации к обучению учащихся, формирование проблемных групп, а также ознакомление учителей с новой педагогической и методической литературой.

Наши рекомендации