Право в системе социального регулирования
Понятие и виды регуляторов общественных отношений.
Место права в системе социального регулирования.
Право и мораль
Право и религия.
Право и обычай.
Понятие и виды регуляторов общественных отношений.
Взаимодействие людей в обществе не может существовать без регулирования, под которым понимается упорядочение поведения людей в различных сферах их жизнедеятельности. Такое упорядочение осуществляется с помощью различных социальных и технических норм. Социальные нормы регулируют отношения людей, возникающие между ними в общественных отношениях. Технические нормы - это правила обращения людей с орудиями труда и предметами природы.
Поскольку все социальные нормы носят общественный характер, регулируют в той или иной степени общественные отношения, они обладают общими чертами:
• формируются в процессе общественной деятельности людей;
• являются образцом поведения той или иной среды или в целом общества того или иного времени;
• определяют пределы должного и возможного поведения относительно конкретных лиц, на которых они распространяются;
• преследуют обеспечение общественного порядка в той или иной степени.
Социальные нормы - это повторяющиеся и устойчивые общественные связи, возникающие в процессе деятельности людей по обмену материальными и духовными благами и выражающие потребность социальных систем в саморегуляции».
Социальные нормы весьма разнообразны. К ним относят правовые нормы, нормы морали (нравственности), корпоративные нормы, политические, обычаи, религиозные нормы и некоторые другие. Их происхождение имеет исторические корни. Правовые нормы выражают баланс интересов всех социальных групп, личности и общества, устанавливаются государством и охраняются им от нарушений с помощью мер государственного принуждения. Моральные нормы складываются в общественном мнении и ими же охраняются от нарушений. Корпоративные нормы содержатся в уставах и других документах партий, общественных организаций, негосударственных коммерческих предприятий и организаций и т. п., выражают интересы членов этих объединений, обеспечивая принимаемыми уставами и другими документами порядок работы, права и обязанности их членов. Обычаи (обыкновения, традиции) - это устоявшиеся привычки, психологические установки людей действовать в силу привычки и неподдающиеся оценке. Религиозные нормы - это нормы, содержащиеся в религиозных книгах и других документах религиозных объединений, которые обязательны для верующих той или иной конфессии.
Место права в системе социального регулирования.
Право и мораль
Наиболее важными нравственными нормами и принципами, выражающими социальные качества человека в его отношении к другим людям, являются: гуманизм, милосердие, благожелательность, дружелюбие, честность, правдивость, трудолюбие, справедливость и др. Общечеловеческие нормы и принципы нравственности составляют стержень общественной морали, имеют различные модификации в соответствии с особенностями общества.
В современном мире нравственное развитие человечества претерпевает определенные противоречия. Общечеловеческое в морали сталкивается с проявлениями группового морального сознания, происходит их взаимодействие. Общечеловеческое содержание нравственности обрело выражение в золотом правиле: «(не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они (не) поступали по отношению к тебе».
Мораль - это система норм и принципов, содержащихся в сознании людей, в общественном мнении, в произведениях литературы, искусства, в средствах массовой информации о добре и зле, справедливости и несправедливости и т. п., которыми люди руководствуются в своем поведении.
Правовая система государственно-организованного общества закрепляет жизненно важные для всего общества требования морали, нравственную культуру населения страны, исходит из того, что право должно быть нравственным, законы должны быть справедливыми и гуманными.
Сферы регулирования общественных отношений правом и моралью не совпадают. Правовое регулирование общественных отношений возможно лишь там, где объективно существует доказуемость и исполнимость правоотношений юридическими средствами. Сфера действия норм морали значительно шире.
Мораль и право взаимообусловливают, дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений.
Право в целом соответствует моральным взглядам, убеждениям народа. В жизненных обстоятельствах возникают определенные противоречия между правосознанием и моральным сознанием общества, отдельных социальных групп, столкновения между нормами морали и права. В том случае, когда нормы права приходят в противоречие с общественным мнением, требованиями нравственности, долгом компетентных государственных органов является принятие необходимых мер по совершенствованию правового регулирования.
Наряду с общими чертами существуют и отличительные особенности морали и права. Мораль, как отмечалось ранее, появилась еще до разделения общества на классы и становления государства. Право установлено в определенном порядке компетентными государственными органами и зафиксировано в юридических актах. Оно выражает волю государства, правосознание народа, социальных групп, стоящих у власти. Нормы морали складываются в общественном мнении. Принципы и нормы морали могут быть систематизированы, собраны в моральном кодексе, но в целом нравственные воззрения, представления, требования выражаются в общественном мнении, передаются им. Моральные воззрения, идеи передаются художественной литературой, искусством, средствами массовой информации.
Мораль охватывает область отношений более широкую, нежели сфера отношений, регулируемая правом. Многие взаимоотношения людей в быту, коллективе, семье являются объектами морали, но не подлежат правовому регулированию. Содержание норм права характеризуется большей конкретностью, в правовых нормах в ряде случаев предусматриваются весьма подробные детали, связи. В правовых нормах выражен государственный подход к оценке конкретных общественных отношений. Моральные требования отличаются более широким содержанием, дают больший простор для толкования и применения. Например, мораль осуждает все виды обмана и лжи. В праве же осуждение конкретизируется применительно к отдельным видам неправомерного обмана. Отличие норм права от морали проявляется также в характере гарантий выполнения этих норм. Требования морали и права выполняются большинством людей добровольно в силу понимания их справедливости. Нормы морали исполняются в силу личной убежденности, привычек человека. Внутренним гарантом морали выступает совесть человека, а внешним - общественное мнение.
Право, закон имеют в качестве специфической гарантии исполнения авторитет и силу власти государства, обеспечиваются при необходимости мерами государственного принуждения. Следовательно, нормы права и морали в определенных случаях опираются и на меры принуждения. Но характер мер принуждения и способ их осуществления в праве и морали различны. В сфере морали принуждение выступает в форме общественного мнения, воздействия социальной общности, коллектива. Общество в случае совершения человеком аморального поступка определяет меру морального осуждения, воздействия. Моральные нормы не регламентируют заранее конкретные меры и формы воздействия. В качестве одной из мер морального воздействия может быть осуждение поступка человека на собрании коллектива, нравственное порицание, предупреждение, исключение из общественной организации. В случае правонарушения соответствующие правоохранительные органы обязаны принять надлежащие меры, предусмотренные законом. Нарушение норм права предполагает строго определенный процессуальный порядок привлечения виновного лица к юридической ответственности. Нарушение же моральных норм такого порядка не предполагает.
Различие между правом и моралью проявляется в оценке мотивов поведения лица. Право предписывает необходимость всесторонней оценки поведения человека, совершившего правонарушение. Но с правовой точки зрения безразлично, какими мотивами руководствовался человек в конкретном случае, если поведение по своим результатам было правомерным. С точки зрения морали, важно выявить стимулы, мотивы человека, его намерения в выборе определенного поведения, являющегося правомерным.
Зачастую право требует одно, а мораль предписывает прямо противоположное. Такое противоречие существует, например, когда уголовное законодательство за наиболее тяжкие преступления требует лишения жизни человека. Мораль такое требование норм права отрицает. Практика внутригосударственной и международной жизни свидетельствует, что противоречия между правом и моралью имеются в регулировании имущественных, семейных, трудовых, экологических, международных отношений. Противоречия между правосознанием и моральным представлением могут быть в определении преступления, административного проступка, мер уголовной, административной, имущественной ответственности.
Постепенно идет сближение норм права и морали. Например, устранено противоречие, когда в качестве свидетелей допрашивались супруг или близкие родственники обвиняемого (подсудимого) и они предупреждались об уголовной ответственности за отказ или дачу показаний или дачу ложных показаний. В настоящее время это противоречие устранено.
В качестве общей причины противоречий права и морали обычно называют отставание законодательства от общественного развития. Такая причина в действительности существует, но не является абсолютно верной. Действительной причиной противоречий правовых и моральных норм является формальная определенность права, не всегда дающая возможность распространить его действие на ситуации, требующие правового регулирования, но не предусмотренные правом, либо наоборот, допускающая и требующая применения права к жизненным отношениям, к которым мораль считает такое применение несправедливым, т. е. противоречия возникают по причине того, что право дифференцированно оценивает одинаковые, с точки зрения морали, жизненные ситуации либо уравнивает в моральном отношении совершенно различные.
Право должно способствовать утверждению идеалов добра и справедливости в обществе. Судебные и другие правоприменительные органы обращаются при определении юридических мер к моральным нормам.
Ряд юридических дел невозможно решить без учета моральных норм, конкретизирующих правовые нормы. Например, нормы уголовного, административного права, определяющие ответственность за хулиганство, уголовного - за оскорбление личности и за клевету, гражданского права - ответственность нанимателя жилого помещения, систематически нарушающего правила общежития и делающего невозможным для других проживание с ним в одной квартире или в одном доме. Данные правонарушения можно квалифицировать, применив нормы морали.
Всякое нарушение норм права является аморальным поступком, но не всякое нарушение моральных норм является противоправным деянием. В некоторых случаях право способствует избавлению общества от устаревших моральных устоев.
Анализируя соотношение права и морали, можно заключить, что выполнение правовых норм в значительной мере обусловливается тем, в какой мере они соответствуют требованиям морали. Нормы права не должны противоречить положительным устоям общества. Вместе с тем требования общественной морали непременно учитываются государственными органами при разработке нормативных актов. Воздействуя на правовую жизнь общества, мораль способствует укреплению общественного порядка.
Право и религия.
Религиозные нормы - это разновидность социальных норм, установленных различными религиозными конфессиями, и обязательные для исполнения, исповедующих ту или иную веру. Они содержатся в религиозных книгах (Ветхий завет, Новый завет, Коран, Сунна, Талмуд, религиозные книги буддистов и др.), в решениях собраний духовенства (постановления соборов, конференций и др.), а также в произведениях религиозных писателей. Этими нормами регламентируются отправление религиозных обрядов, порядок церковной службы, организация и деятельность религиозных общин, церквей, групп верующих и т. п. Ряд религиозных установлений (заповеди) имеют моральное содержание.
Истории известны целые эпохи, когда религиозные нормы выполняли роль права, регулировали политические, государственные, гражданское правовые, брачно-семейные и иные общественные отношения. Отделение правовых норм от религиозных произошло тогда, когда стали различать «преступление и грех». Это различие было выработано в римском праве.
В некоторых исламских странах и сегодня Коран, Сунна, Кияс - основа peгулирования всех сторон жизни мусульман (Саудовская Аравия и др.).
Право и обычай.
Под обычаем принято понимать правило поведения, соблюдаемое человеком в силу привычки, т. е. действовать не задумываясь, не давая оценку своим действиям.
Обычаи возникают на основе многократного длительного соблюдения норм нравственности, норм быта (правила приличия, гигиены, поведения в гостях и т. п.), ряда норм права (например, соблюдение правил уличного движения, движения транспорта по правой стороне и т. д.). Та или иная норма, переходя в обычай, теряет оценочный характер в том смысле, что такое поведение «хорошее» или нет, отходит на второй план перед привычностью ее выполнения. Если правовая норма имеет критерии оценки, к примеру, имеет или не имеет юридического значения, а моральная - похвально или постыдно и т. д., то та же норма ставшая обычаем оказывает свое регулирующее воздействие в силу ее эмоционального восприятия человеком, привыкшим к ее соблюдению настолько, что ее реализация стала потребностью.
Традиции в меньшей степени связаны с чувствами, эмоциями. Их возникновение не обязательно обусловлено длительным существованием какой-либо нормы. Традиции имеют своей целью сохранить стремление людей, унаследованное поведение от предыдущих поколений. Они возникают в силу распространения какого-либо примера, воспринятого и одобренного обществом.
Отдельные обычаи, имеющие высокую общественную значимость, санкционируются государством и признаются государственным праздником (например, празднование Нового года), а также ритуал приведения главы государства к присяге (ст. 83 Конституции Республики Беларусь).
Обыкновения, или деловые обыкновения, под которыми понимается устоявшаяся практика, сложившаяся в хозяйственной деятельности, а также в быту.
Некоторые деловые обыкновения могут санкционироваться государством. Например, правила очередности погрузки и разгрузки в морских портах.