Проверка технического состояния АТС (шины и колеса)

5.1 Цель работы: изучить требования, предъявляемые к шинам и колеса АТС, а также научиться методике проведения проверки в дорожных условиях состояние шин и колес.

5.2 Теоретическая часть

5.2.1 Нормативные требования к рулевому управлению

1. Высота рисунка протектора шин должна быть не менее:

- для легковых автомобилей и прицепов к ним - 1,6 мм;

- для зимних шин, а также шин, маркированных знаком "M+S" - 4,0 мм; ( с 30сентября 2010 г.)

- для грузовых автомобилей и прицепов (полуприцепов) к ним - 1,0 мм;

- для автобусов - 2,0 мм.

- для прицепов и полуприцепов — таже, что и для тягачей, с которыми они работают. Шина не пригодна к эксплуатации при:

- наличии участка беговой дорожки приведенных в 1 размеров, высота рисунка протектора по всей длине которого меньше указанной нормативной;

- появлении одного индикатора износа (выступа по дну канавки беговой дорожки, высота которого соответствует минимально допустимой высоте рисунка протектора шин) при равномерном износе или двух индикаторов в каждом из двух сечений при неравномерном износе беговой дорожки.

2. Сдвоенные колеса должны быть установлены так, чтобы вентильные отверстия в дисках были совмещены для обеспечения возможности измерения давления воздуха и подкачивания шин. Не допускается замена золотников заглушками, пробками и другими приспособлениями.

3. Местные повреждения шин (пробои, вздутия, сквозные и несквозные порезы), которые обнажают корд, а также местные отслоения протектора не допускаются.

4. АТС должны быть укомплектованы шинами в соответствии с требованиями изготовителя согласно эксплуатационной документации изготовителя или Правил эксплуатации автомобильных шин [8].

5. На легковых автомобилях и автобусах класса I* допускается применение шин, восстановленных по классу I**, а на их задних осях, кроме того, восстановленных по классам II и Д**.

На передней оси магистральных тягачей с бескапотной компоновкой категорий N_2, N_3 и автобусов классов II и III применение восстановленных шин не допускается.

На средних и задней осях автобусов классов II и III* допускается применение шин, восстановленных по классу I**. Установка восстановленных шин на передних осях этих автобусов не допускается.

На всех осях грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов допускается применение шин, восстановленных по классам I, II а на их задних осях, кроме того, еще и по классу Д**, III**.

На задней оси легковых автомобилей и автобусов классов I, II, III*, средних и задней осях грузовых автомобилей, на любых осях прицепов и полуприцепов допускается применение шин с отремонтированными местными повреждениями и рисунком протектора, углубленным методом нарезки.

6. Отсутствие хотя бы одного болта или гайки крепления дисков и ободьев колес, а также ослабление их затяжки не допускаются.

7. Наличие трещин на дисках и ободьях колес, следов их устранения сваркой не допускается.

8. Видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий в дисках колес не допускаются.

9. При необходимости установки на АТС шин с шипами противоскольжения подобные шины должны быть установлены на все колеса АТС. ( С 20 ноября 2010 г.)

Установка на одну ось АТС шин разных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с разными рисунками протектора, морозостойких и неморозостойких, новых и восстановленных, новых и с углубленным рисунком протектора не допускается.

5.2.2 Методы проверки шин и колес

1. Требования 1 (в пункте 5.2.1) проверяют путем измерения остаточной высоты рисунка протектора шин с помощью специальных шаблонов, штангенциркуля или линейки (рисунок 5.1).

2. Высоту рисунка при равномерном износе протектора шин измеряют на участке, ограниченном прямоугольником, ширина которого не более половины ширины беговой дорожки протектора, а длина равна 1/6 длины окружности шины (соответствует длине дуги, хорда которой равна радиусу шины), расположенным посередине беговой дорожки протектора, а при неравномерном износе — на нескольких участках с разным износом, суммарная площадь которых имеет такую же величину (рисунок 5.2).

Проверка технического состояния АТС (шины и колеса) - student2.ru

Рисунок 5.1 – Способ измерения остаточной глубины протектора

Проверка технического состояния АТС (шины и колеса) - student2.ru

Рисунок 5.2 – Определение участка шины для замера высоты рисунка протектора

3. Высоту рисунка измеряют в местах наибольшего износа протектора, но не на участках расположения индикаторов износа, полумостиков и ступенек у основания рисунка протектора (рисунок 5.3).

Проверка технического состояния АТС (шины и колеса) - student2.ru

Рисунок 5.3 – Точки, где замеры глубины протектора не проводятся

Предельный износ шин, имеющих индикаторы износа, фиксируют при равномерном износе рисунка протектора по появлению одного индикатора, а при неравномерном износе — по появлению двух индикаторов в каждом из двух сечений колеса.

Высоту рисунка протектора шин, имеющих сплошное ребро по центру беговой дорожки, измеряют по краям этого ребра (рисунок 5.4).

Проверка технического состояния АТС (шины и колеса) - student2.ru

Рисунок 5.4 – Место измерения глубины протектора на шинах, имеющих сплошное ребро по центру беговой дорожки.

Высоту рисунка протектора шин повышенной проходимости измеряют между грунтозацепами по центру или в местах, наименее удаленных от центра беговой дорожки, но не по уступам у основания грунтозацепов и не по полумостикам (рисунок 5.5).

Проверка технического состояния АТС (шины и колеса) - student2.ru

Рисунок 5.5 – Место измерения глубины протектора на шинах повышенной проходимости.

4. Высоту протектора шины нужно измерять как минимум в 6 разных точках (а лучше в 9 или даже в 12), по центру и с обоих краев протектора, в разных точках окружности шины. Результаты измерений во всех указанных точках должны совпадать. В таблице 5.1 приведены причины, повлиявшие на неравномерный износ шин [9].

5. Требования 3 - 8 (в пункте 5.2.1) проверяют визуально и простукиванием болтовых соединений и деталей крепления дисков и ободьев колес.

Таблица 5.1 – Причины, повлиявшие на неравномерный износ шин

Вид износа Причина Примечание
По краям шины протектор выше, чем по центру Износ свидетельствует о излишней экономности предыдущего владельца – шина была перекачана длительное время. Соответственно, нагрузка на силовой каркас шины была увеличена, что и сказалось на общем ресурсе шины. Покупать такую шину не рекомендуется
Протектор выше по центру, чем по краям. Протектор выше по центру, чем по краям. Скорее всего, на этой шине еще можно ездить
Протектор неравномерно изношен по ширине (стерт один из краев шины) Такой износ свидетельствует о неисправной подвеске автомобиля (регулировка развала колес). Установив такую покрышку на исправный автомобиль, первое время шина будет иметь очень слабое сцепление с дорожным покрытием, пока износ не «уравняется» по всей ширине шины. Это должно произойти достаточно быстро, но в этот период придется проявлять предельную осторожность – сильно пострадают и курсовая устойчивость, и тормозной путь. Износ такой покрышки считается по минимальной высоте протектора.
Протектор изношен неравномерно по окружности колеса (в разных точках окружности центральные или боковые шашки имеют разную высоту) Такой износ свидетельствует об «экстремальной» эксплуатации - экстремальные торможения и/или разгоны. Такая эксплуатация существенно изменила температурные режимы, что могло повлиять на структуру и состояние резины и каркаса покрышки (общий ресурс шины). Такая шина имеет статический дисбаланс (который невозможно определить и ликвидировать на балансировочном станке шиномонтажа), что негативно скажется на безопасности и состоянии подвески автомобиля. Шину отправить в утиль
Стертый рисунок (узор) в верхней части боковины шины (стык с областью протектора – резина «пожевана») Подобный дефект – результат длительной езды на сильно спущенной шине. При этом, как правило, повреждается силовая часть каркаса покрышки и шина приобретает сильный статический дисбаланс, от которого невозможно избавиться с помощью балансировочных грузов на шиномонтаже. Такая шина в большинстве случаев будет сильно шуметь и создаст в разы повышенную нагрузку на ступичный подшипник.

Продолжение таблицы 5.2

Вид износа Причина Примечание
Разный износ протектора на двух шинах из пары (с одной оси) В первую очередь в этом случае нужно смотреть на дату производства покрышек, а также номер партии (если указан). Если даты разные – скорее всего, эта пара шин собрана из «запасок». Стоит ли их покупать – решайте сами. Если же даты совпадают – вероятно имела место неисправная подвеска (регулировка схождения колес). Разница в высоте протектора более чем в 1 мм уже является серьезной угрозой неконтролируемого заноса, при установке колес на переднюю ось автомобиля.

5.3 Порядок выполнения работы и составления отчета

5.3.1. Установить автомобиль на ровную площадку. Поставить противооткатные упоры.

5.3.2. Проверить визуально и простукиванием болтовых соединений и деталей крепления дисков и ободьев колес требования 3 – 8 (в пункте 5.2.1).

5.3.3. Определить (визуально) колесо с наибольшим износом и (или) повреждением шины. При неоднозначности выбора проверку выполнить по нескольким колесам. Предпочтительно выбрать передние колеса.

5.3.4. Приподнять автомобиль домкратом.

5.3.5. Провести замер высоты протектора шин полученные данные занести в таблицу 5.2. Показания износа сравнить с допустимыми и сделать выводы.

Таблица 5.2 – Замер высоты протектора

Марка шины Типоразмер шины Сезонность шины Расположение шины на автомобиле Количество замеров Показания износа
           

5.4 Контрольные вопросы

5.4.1 Какие нормативные требования предъявляются к колесам и шинам АТС?

5.4.2 На каких участках беговой дорожки шины определяется остаточная высота рисунка протектора?

5.4.3 На каких осях автомобиля предпочтительней измерять остаточную высоту рисунка протектора? Обоснуйте свой ответ.

Практическая работа № 6

Наши рекомендации