Проверка технического состояния АТС (шины и колеса)
5.1 Цель работы: изучить требования, предъявляемые к шинам и колеса АТС, а также научиться методике проведения проверки в дорожных условиях состояние шин и колес.
5.2 Теоретическая часть
5.2.1 Нормативные требования к рулевому управлению
1. Высота рисунка протектора шин должна быть не менее:
- для легковых автомобилей и прицепов к ним - 1,6 мм;
- для зимних шин, а также шин, маркированных знаком "M+S" - 4,0 мм; ( с 30сентября 2010 г.)
- для грузовых автомобилей и прицепов (полуприцепов) к ним - 1,0 мм;
- для автобусов - 2,0 мм.
- для прицепов и полуприцепов — таже, что и для тягачей, с которыми они работают. Шина не пригодна к эксплуатации при:
- наличии участка беговой дорожки приведенных в 1 размеров, высота рисунка протектора по всей длине которого меньше указанной нормативной;
- появлении одного индикатора износа (выступа по дну канавки беговой дорожки, высота которого соответствует минимально допустимой высоте рисунка протектора шин) при равномерном износе или двух индикаторов в каждом из двух сечений при неравномерном износе беговой дорожки.
2. Сдвоенные колеса должны быть установлены так, чтобы вентильные отверстия в дисках были совмещены для обеспечения возможности измерения давления воздуха и подкачивания шин. Не допускается замена золотников заглушками, пробками и другими приспособлениями.
3. Местные повреждения шин (пробои, вздутия, сквозные и несквозные порезы), которые обнажают корд, а также местные отслоения протектора не допускаются.
4. АТС должны быть укомплектованы шинами в соответствии с требованиями изготовителя согласно эксплуатационной документации изготовителя или Правил эксплуатации автомобильных шин [8].
5. На легковых автомобилях и автобусах класса I* допускается применение шин, восстановленных по классу I**, а на их задних осях, кроме того, восстановленных по классам II и Д**.
На передней оси магистральных тягачей с бескапотной компоновкой категорий N_2, N_3 и автобусов классов II и III применение восстановленных шин не допускается.
На средних и задней осях автобусов классов II и III* допускается применение шин, восстановленных по классу I**. Установка восстановленных шин на передних осях этих автобусов не допускается.
На всех осях грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов допускается применение шин, восстановленных по классам I, II а на их задних осях, кроме того, еще и по классу Д**, III**.
На задней оси легковых автомобилей и автобусов классов I, II, III*, средних и задней осях грузовых автомобилей, на любых осях прицепов и полуприцепов допускается применение шин с отремонтированными местными повреждениями и рисунком протектора, углубленным методом нарезки.
6. Отсутствие хотя бы одного болта или гайки крепления дисков и ободьев колес, а также ослабление их затяжки не допускаются.
7. Наличие трещин на дисках и ободьях колес, следов их устранения сваркой не допускается.
8. Видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий в дисках колес не допускаются.
9. При необходимости установки на АТС шин с шипами противоскольжения подобные шины должны быть установлены на все колеса АТС. ( С 20 ноября 2010 г.)
Установка на одну ось АТС шин разных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с разными рисунками протектора, морозостойких и неморозостойких, новых и восстановленных, новых и с углубленным рисунком протектора не допускается.
5.2.2 Методы проверки шин и колес
1. Требования 1 (в пункте 5.2.1) проверяют путем измерения остаточной высоты рисунка протектора шин с помощью специальных шаблонов, штангенциркуля или линейки (рисунок 5.1).
2. Высоту рисунка при равномерном износе протектора шин измеряют на участке, ограниченном прямоугольником, ширина которого не более половины ширины беговой дорожки протектора, а длина равна 1/6 длины окружности шины (соответствует длине дуги, хорда которой равна радиусу шины), расположенным посередине беговой дорожки протектора, а при неравномерном износе — на нескольких участках с разным износом, суммарная площадь которых имеет такую же величину (рисунок 5.2).
Рисунок 5.1 – Способ измерения остаточной глубины протектора
Рисунок 5.2 – Определение участка шины для замера высоты рисунка протектора
3. Высоту рисунка измеряют в местах наибольшего износа протектора, но не на участках расположения индикаторов износа, полумостиков и ступенек у основания рисунка протектора (рисунок 5.3).
Рисунок 5.3 – Точки, где замеры глубины протектора не проводятся
Предельный износ шин, имеющих индикаторы износа, фиксируют при равномерном износе рисунка протектора по появлению одного индикатора, а при неравномерном износе — по появлению двух индикаторов в каждом из двух сечений колеса.
Высоту рисунка протектора шин, имеющих сплошное ребро по центру беговой дорожки, измеряют по краям этого ребра (рисунок 5.4).
Рисунок 5.4 – Место измерения глубины протектора на шинах, имеющих сплошное ребро по центру беговой дорожки.
Высоту рисунка протектора шин повышенной проходимости измеряют между грунтозацепами по центру или в местах, наименее удаленных от центра беговой дорожки, но не по уступам у основания грунтозацепов и не по полумостикам (рисунок 5.5).
Рисунок 5.5 – Место измерения глубины протектора на шинах повышенной проходимости.
4. Высоту протектора шины нужно измерять как минимум в 6 разных точках (а лучше в 9 или даже в 12), по центру и с обоих краев протектора, в разных точках окружности шины. Результаты измерений во всех указанных точках должны совпадать. В таблице 5.1 приведены причины, повлиявшие на неравномерный износ шин [9].
5. Требования 3 - 8 (в пункте 5.2.1) проверяют визуально и простукиванием болтовых соединений и деталей крепления дисков и ободьев колес.
Таблица 5.1 – Причины, повлиявшие на неравномерный износ шин
Вид износа | Причина | Примечание |
По краям шины протектор выше, чем по центру | Износ свидетельствует о излишней экономности предыдущего владельца – шина была перекачана длительное время. Соответственно, нагрузка на силовой каркас шины была увеличена, что и сказалось на общем ресурсе шины. | Покупать такую шину не рекомендуется |
Протектор выше по центру, чем по краям. | Протектор выше по центру, чем по краям. | Скорее всего, на этой шине еще можно ездить |
Протектор неравномерно изношен по ширине (стерт один из краев шины) | Такой износ свидетельствует о неисправной подвеске автомобиля (регулировка развала колес). Установив такую покрышку на исправный автомобиль, первое время шина будет иметь очень слабое сцепление с дорожным покрытием, пока износ не «уравняется» по всей ширине шины. Это должно произойти достаточно быстро, но в этот период придется проявлять предельную осторожность – сильно пострадают и курсовая устойчивость, и тормозной путь. | Износ такой покрышки считается по минимальной высоте протектора. |
Протектор изношен неравномерно по окружности колеса (в разных точках окружности центральные или боковые шашки имеют разную высоту) | Такой износ свидетельствует об «экстремальной» эксплуатации - экстремальные торможения и/или разгоны. Такая эксплуатация существенно изменила температурные режимы, что могло повлиять на структуру и состояние резины и каркаса покрышки (общий ресурс шины). Такая шина имеет статический дисбаланс (который невозможно определить и ликвидировать на балансировочном станке шиномонтажа), что негативно скажется на безопасности и состоянии подвески автомобиля. | Шину отправить в утиль |
Стертый рисунок (узор) в верхней части боковины шины (стык с областью протектора – резина «пожевана») | Подобный дефект – результат длительной езды на сильно спущенной шине. При этом, как правило, повреждается силовая часть каркаса покрышки и шина приобретает сильный статический дисбаланс, от которого невозможно избавиться с помощью балансировочных грузов на шиномонтаже. | Такая шина в большинстве случаев будет сильно шуметь и создаст в разы повышенную нагрузку на ступичный подшипник. |
Продолжение таблицы 5.2
Вид износа | Причина | Примечание |
Разный износ протектора на двух шинах из пары (с одной оси) | В первую очередь в этом случае нужно смотреть на дату производства покрышек, а также номер партии (если указан). Если даты разные – скорее всего, эта пара шин собрана из «запасок». Стоит ли их покупать – решайте сами. Если же даты совпадают – вероятно имела место неисправная подвеска (регулировка схождения колес). | Разница в высоте протектора более чем в 1 мм уже является серьезной угрозой неконтролируемого заноса, при установке колес на переднюю ось автомобиля. |
5.3 Порядок выполнения работы и составления отчета
5.3.1. Установить автомобиль на ровную площадку. Поставить противооткатные упоры.
5.3.2. Проверить визуально и простукиванием болтовых соединений и деталей крепления дисков и ободьев колес требования 3 – 8 (в пункте 5.2.1).
5.3.3. Определить (визуально) колесо с наибольшим износом и (или) повреждением шины. При неоднозначности выбора проверку выполнить по нескольким колесам. Предпочтительно выбрать передние колеса.
5.3.4. Приподнять автомобиль домкратом.
5.3.5. Провести замер высоты протектора шин полученные данные занести в таблицу 5.2. Показания износа сравнить с допустимыми и сделать выводы.
Таблица 5.2 – Замер высоты протектора
Марка шины | Типоразмер шины | Сезонность шины | Расположение шины на автомобиле | Количество замеров | Показания износа |
5.4 Контрольные вопросы
5.4.1 Какие нормативные требования предъявляются к колесам и шинам АТС?
5.4.2 На каких участках беговой дорожки шины определяется остаточная высота рисунка протектора?
5.4.3 На каких осях автомобиля предпочтительней измерять остаточную высоту рисунка протектора? Обоснуйте свой ответ.
Практическая работа № 6