Законодательное оформление абсолют.монархии в России

В конце 17в.еще в правление Алексея Михайловича начинает складываться абсолютная монархия. Для нее характерны следующие признаки;1вся полнота государственной власти находится в руках одной личности;2.наличие профессионального бюрократического аппа­рата;3.создание сильной постоянной армии;4.отсутствие сословно-представительных органов и учреж­дений. Для российского абсолютизма характерны следующие особенности:1.абсолютизм в России складывался в условиях развития крепостничества, а не в условиях развития капиталистических отношений и отмены старых феодальных институтов, как в Европе;2.социальной опорой российского абсолютизма были кре­постническое дворянство и служилое сословие, в то время как европейский абсолютизм опирался на союз дворянства с го­родами. Установление абсолютной монархии в России сопровож­далось вмешательством государства во все сферы обществен­ной и частной жизни. Усиление роли государства также вы­разилось в детальной регламентации прав и обязанностей сословий и социальных групп. Еще одним направлением экспансии стала политика дальнейшего закрепощения крестьян.Идеология абсолютизма может быть определена какпат­риархальная. По специальному указанию Петра 1 Феофаном Прокоповичем был написан труд «Правда воли монаршей», в котором оправдывалась необходимость власти абсолютного монарха. Глава государства изображался «отцом народа», ко­торый знает, чего хотят его дети, поэтому он вправе их воспи­тывать, поучать и наказывать. Отсюда и желание контролиро­вать все сферы общественной и частной жизни.В уставе Духовной коллегии 1721г.под абсолютизм подводилась религиозная основа: «Монархов власть есть самодержавная,которым повиноваться сам Бог повелевает».


^ 24.Правовой статус дворянства в 18 веке.

В период абсолютной монархии происходило дальнейшее расширение и закрепление привилегий дворян. 26 января 1718 г. был принят Указ о подушной переписи, который закреплял привилегированное положение дворянства. Оно объявлялось неподатным сословием в отличие от других групп населения, которые платили подушную подать.Монопольное право дворян на земельную собственность устанавливалось Указом о единонаследии 1714 г., Только дворяне могли владеть землей и, следовательно, эксплуатировать живших на этих землях крепостных крестьян. Опорой абсолютной монархии было среднее и мелкое дворянство, добивавшееся уравнения в правах вотчины и поместья. Создавалась система майората, направленная против дробления дворянских имений и разорения дворянства. При назначении на государственные должности стали учитываться не аристократическое происхождение, а такие качества, как выслуга, квалификация и преданность государю. Укреплению правового положения дворянства и усилению его диктатуры способствовал Табель о рангах, изданный в 1722 г.Табель закреплял отмену местничества; титул и звание становились результатом продвижения по службе. Достигнув чина определенного класса, недворянин мог получить личное или потомственное дворянство. Все руководящие должности в государственном аппарате стали занимать дворяне.При Петре I служба для дворян являлась обязательной и пожизненной. В 1730 г. были скорректированы положения петровского Указа о единонаследии: устанавливался 25-летний срок службы дворян; служба начиналась не в 15, а в 20 лет;

один из дворянских сыновей или братьев имел право не служить и заниматься хозяйством.С 1762 г. в соответствии с манифестом Петра III «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству»дворяне освобождались от обязательной военной и государственной службы. Екатериной II также подтверждала свободу дворян от обязательной службы. Закреплялось право собственности дворян на землю и полезные ископаемые в ее недрах. Им разрешалось иметь фабрики и заводы, заниматься торговлей. Дворяне получили право формировать свои сословные организации — уездные и губернские дворянские собрания. Судить дворянина мог только дворянский суд. Без согласия императора он не мог быть лишен жизни, чести и сословного звания.


^ 25.Правовой статус духовенства в 18веке.

Духовенство как сословие складывалось в процессе развития феодализма и представляло собой значительную политическую силу. Духовенство делилось на «черное» (монашеское) и «белое» (приходское).Процесс огосударствления церкви предполагал провести секуляризацию церковного имущества, т. е. его отчуждение и передачу в светское управление.В 1649 г. был создан Монастырский приказ — светское учреждение, кот.осуществлял суд над всеми духовными лицами, кроме патриарха, а также зависимым населением. Позже он стал высшим административным и судебным учреждением по отношению ко всем церковным вотчинам, их населению и духовенству.Во второй половине XVII в. на церковь стали распространяться некоторые государственные налоги. В конце XVII в. были отменены тарханные грамоты, пошлинные привилегии монастырей, церковные откупа на сбор торговых и кабацких пошлин, ограничены налоговые льготы церковных учреждений.С 1705 г. служители церкви, не имеющие прихода, стали облагаться особыми денежными сборами, а приходы — сборами на военные и иные нужды. С 1737 г. часть духовенства стала подвергаться военному призыву.В 1722 г. были установлены жесткие правила вступления в духовное сословие. Из числа дворян духовный сан могли принять только младшие сыновья не моложе 40 лет. За представителей податных сословий, поступивших в духовенство, подушный налог должны были уплачивать их родственники. Духовенство становится наследственным. В 1766 и 1769 гг. был установлен запрет лицам податных сословий вступать в духовенство. Выход из духовного сословия разрешался вдовым священникам, которые поступили на гражданскую службу, в цехи или гильдии.Кризис феодализма расшатал устои церкви. В 1764 г. был принят указ, в соответствии с которым церковь лишалась всех вотчин, а монастыри и епархии переводились на штатные оклады. Принадлежавшие церкви крестьяне переводились на положение государственных. За монастырями и архиерейскими домами на правах пользования были оставлены незначительные земельные наделы.


^ 26.Правовой статус городского населения в 18 в.

При Петре1 возросло кол-во городов,что вело к увеличению городского населения.Основу городского населения составляли «граждане»,кот.делились на регулярных и нерегулярных.Регулярные граждане(РГ), в свою очередь, делились на две гильдии. В первую гильдию входили: банкиры, купцы, Доктора, аптекари, шкиперы купеческих кораблей, золотых и серебряных дел мастера, живописцы, иконописцы и др. Ко второй гильдии относились столяры, портные, сапожники и другие ремесленники и мелкие торговцы. Гильдии управлялись гильдейскими сходами и избираемыми на них старшинами. Все лица работающие по найму и занимающиеся черной работой относились к нерегулярным гражданам.Права и обязанности гор.населения закреплялись в регламенте Главного магистрата. РГ имели право выбирать в органы местного самоуправления.Они могли заниматься ремеслом и торговлей,но должны были платить подати и выполнять повинности.При Екатерине2 гор.население было разделено на 6групп:1.настоящие гор.обыватели.2.купцы трех гильдий.3.ремесленники,записанные в цехах.4.иностранцы и иногородние гости.5.именитые граждане.6.остальные обыватели.Правовое положение гор.населения не было одинаковым.Гор.население по Жалованной грамоте получило право участвовать в выборах органов гор.управления


^ 27.Органы власти в 18веке.

В начале 1726 г. для решения вопросов внутренней и внешней политики был создан Верховный тайный совет. Сенат фактически превратился в одну из коллегий — Верховный тайный совет рассматривал жалобы на действия Сената, подбирал кандидатуры сенаторов и др.В середине 1726 г. Верховный тайный совет получил законодательные полномочия. Законы подписывались императрицей Екатериной I или Верховным тайным советом.В 1730 г. Верховный тайный совет как орган управления был ликвидирован.Место Верховного тайного совета в 1731 г. занял кабинет министров. В 1735 г. кабинет получил законодательные полномочия. В 1741 г. кабинет министров как высший орган государственной власти был упразднен. На его месте создается другой центральный орган, решающий вопросы гос.управления— кабинет Ее Величества (императрицы Елизаветы Петровны).За время своего существования высший совещательный орган сохранял широкие полномочия в различных областях гос.управления: законотворчестве, налогообложении, внешней политике, назначении на должности и т. д.После смерти Петра I роль сената как высшего органа управления стала снижаться. Влияние сената усилилось только в 1744 г. В структуру сената входили четыре департамента:Духовных, Финансовых, Торгово-промышленных и Судебных дел.В период царствования Ивана Антоновича и Анны Леопольдовны значение сената как органа, руководившего деятельностью центральных органов управления, снова снизилось. Над ним был усилен контроль кабинета министров. При императрице Елизавете Петровне роль сената вновь значительно возрастает. Сенат наделяется законодательными и судебными полномочиями. К его компетенции стали относиться все вопросы гос.управления.В период царствования Екатерины II снова было пересмотрено положение сената. К 1763 г. сенат стал высшим административно-судебным органом, в состав которого входило шесть департаментов: гос.финансы и секретное делопроизводство, судебные дела, дела провинций, военные дела, местная администрация, местные суды. Часть судебных и законодательных полномочий была передана Совету при высочайшем дворе, созданному в 1769 г.Павел I рассматривал сенат как судебное учреждение и Предлагал разделить его на два департамента: уголовных и гражданских дел.С 1801 г. сенат окончательно становится высшей судебной инстанцией.


^ 28.Центральное и местное управление в 18в.

В 1711г.был учрежден Сенат-высший(после царя)орган гос.власти.Все центральные и местные органы упр-ния подчинялись ему.К компетенции Сената относились:судебная и организационно-судебная деят-ть,фин.и налоговый контроль,внешнеторговые и кредитные полномочия.После его реформирования в 1722г.круг его вопросов стал еще шире.В 1722г.Петр1 ввел должность генерал-прокурора,который подчинялся только императору и осуществлял контроль над Сенатом.При Екатерине1 был создан Верховный тайный совет,кот.стал главным органом упр-ния в стране.При Анне Иоанновне он был упразднен и роль Сената вновь возросла.При Екатерине2 важнейшими органами центрального отраслевого упр-ния стали Коллегии.Реформы коснулись и местного управления.Т ерритория гос-ва была поделена на губернии,которые делились на провинции и дискриты.Во главе губернии стоял губернатор,во главе провинции-воевода.Позже губернии делились на уезды,а уезды на волости.Помощником губернатора был вице-губернатор,кот.возглавлял казенную палату.Во главе уезда стоял земский исправник или капитан-исправник.Городским управлением при Петре1 ведали в губернских городах магистраты,а в уездных-ратуши.Общее руководство ими осуществлял Главный магистрат.При Екатерине создаются новые органы гор.упр-ния-«градское общество»избирало органы гос.упр-ния-Общую Думу на 3 года.Это был распорядительный орган,на первом заседании которого избирался постоянный орган-Шестигласная Дума.Во главе Думы стоял выборный городской голова.В городах сохранялись магистраты.Во главе их стоял городничий.Гор.органы находились в полном подчинении у губернатора и губернских учреждений.


^ 29.Суд в 18 веке.

При Петре1 были сделаны первые попытки отделить суд от администрации.Для этого создавались надворные и нижние суды,подчиненные Юстиц-коллегии.Был создан военный суд,духовный суд. Но судебная ф-ия сохранялась и у многих административных органов.В конце правления Петра1 суды были ликвидированы,их ф-ии перешли к губернаторам и воеводам.Но их деят-ть вызывала много нареканий и Екатерина2 создала на местах сословные суды.Для дворян был уездный суд(первая инстанция)состоял из уездного судьи и двух заседателей и верхний земский суд(вторая инстанция).Для горожан первой инстанцией был городской магистрат,вторая инстанция-губернский магистрат.Для крестьян первая инстанция-нижняя расправа,вторая инстанция-верхняя расправа. Также в каждой губернии создавались совестные суды,рассматривающие гражданские дела в примирительном порядке и некоторые уголовные.При вынесении приговора они руководствовались «естественной справедливостью».Над всеми судебными местами губернии в кач-ве высшей апелляционной и ревизионной инстанции стояли две палаты уголовного и гражданского суда.В Петербурге и Москве создавались надворные суды.Высшим судебным органом в гос-ве был Сенат.По мере укрепления абсолютизма суд должен был стать быстрым и решительным орудием в руках гос-ва для пресечения любых попыток нарушения установленного порядка.От судебных органов требовалось ,чтобы они стремились не столько к уяснению личности,сколько к устрашению народа


^ 30.Полиция в 18 веке.

Вначале 18 в. В системе гос.аппарата появилась полиция. К компетенции полицейских органов относились: охрана порядка, борьба с преступностью, поимка беглых, городское благоустройство, контроль за ценами и др.В 1782 г. В соответствии с Уставом благочиния в городах стали создаваться новые полицейские органы — управы благочиния. Они подчинялись губернскому правлению. В состав управ входили городничие (в столицах— полицмейстеры), приставы по уголовным и гражданским делам и два ратмана, избиравшихся горожанами.Территория города делилась на полицейские части во главе с частным приставом. Часть разделялась на кварталы, возглавлявшиеся квартальными надзирателями и поручиками. Кварталы делились на дворы.В компетенцию управы благочиния входили: дознание и розыск, задержание преступников, исполнением законов, наблюдение за порядком, исполнение решений губернского правления и судов, пресечение нарушений, рассмотрение мелких уголовных дел и др.В ведении полицейских органов находились городские тюрьмы. Для содержания политических и особо опасных преступников создавались специальные тюрьмы и крепости.По Учреждению об управлении губерниями, изданному в 1775 г., стали создаваться смирительные дома, в которых содержались лица, не совершившие никаких преступлений, но подвергнутые заключению в административном порядке и обвиненные в «непотребном и невоздержанном житии».В 1775 г. Были созданы работные дома, предназначавшиеся для содержания неимущих. Они были заняты на самых тяжелых работах в системе мануфактурных и других государственных производств.В 1718г. Была образована тайная канцелярия — новый карательный орган. В 1726 г. Этот орган был упразднен. Ее контрольно-розыскные и надзорные функции перешли сначала к сенату и Верховному тайному совету, а затем к созданной в 1731 г. Канцелярии тайных розыскных дел. После ликвидации в 1762 г. Канцелярии функции тайной полиции были возложены на Тайную экспедицию сената, находящуюся под контролем императрицы Екатерины 2.


^ 31.Указ «О порядке наследования в движимых и недвижимых Имуществах»(О единонаследии)1714

Наследование признавалось по закону и по завещанию.Указ «О Единонаследии»изменил порядок наследования по закону.Все недвижимое имущ-во переходило старшему сыну,движимое делилось поровну между всеми сыновьями.Дочери наследовали только при отсутствии сыновей.Недвижимое имущ-во переходило старшей дочери,муж которой должен был взять фамилию тестя.При отсутствии дочерей недвиж.имущ-во переходило ближайшему родственнику,а движимое-делилось между ост.родственниками.Мужчины могли наследовать недвиж.имущ-во с 20 лет,движ-с 18 лет.Женщины-с 17 лет.С 1731г.был отменен приказ о Единонаследии и воостановлен прежний порядок наследования:недвиж.имущ-во делилось между сыновьями поровну,дочери получали 1/14 часть недвиж.имущ-ва и 1/8 движимого,а жена 1/7 недвиж.и ¼-движимого.При отсутствии наследников или неявке их в срок,имущ-во объявлялось выморочным и переходило в казну.С 1725г.устанавливается наследование по восходящей линии.При наследовании по завещанию,для признания завещания действительным,требовалось,чтобы завещатель находился «в здравом уме и твердой памяти»Завещания составлялись письменно и устно.Завещать могло любое лицо.Письменое завещание заверялось в юстиц-коллегии,а с 1775г-палатами гражданского суда.С 1714 по 1731г.право завещателя распоряжаться имущ-вом было ограничено.При Екатерине2 ограничивается право распоряжения родовым имущ-вом.Оно должно было переходить к наследнику по закону.


^ 32.Источники права в 18веке-внешняя хар-ка.

Основным источником права в период абсолютной монархии оставалось Соборное уложение 1649 г. В начале 18 в. круг источников права пополнился манифестами, указами, уставами, регламентами, учреждениями и др.Регламенты— это законодательные акты, определявшие общую структуру, штаты, функции и направления деятельности государственных органов управления. В первой четверти 18 в. было утверждено семь регламентов — Кригс-комиссариату (1711), Штате-конторе (1719), Коммерц-коллегии (1719), Камер-коллегии (1719), Генеральный регламент (1720), Главному магистрату (1721), Духовный регламент (1721).Манифесты издавались в особо торжественных или важных случаях: вступление монарха на престол, начало войны, подписание мира и т. д. Манифесты могли издаваться только монархом и были обращены ко всему населению и всем учреждениям.Уставы — это сборники законов, объединяющие нормы права, относившиеся к определенной сфере государственной деятельности: Воинский устав 1716 г., Морской устав 1720 г., Устав о векселях 1729 г.. Устав благочиния 1782 г.Указы представляли собой акты, содержащие правовые нормы и административные предписания, которые были направлены на решение конкретного дела или случая, введение или отмену конкретных учреждений, норм или принципов деятельности гос.органов. Указы-наиболее важная часть законодательства- издавались монархом или от его имени сенатом.Можно выделить следующие указы: Указ о единонаследии 1714г., Табель о рангах 1722 г., Указ о форме суда 1723 г. и т. д.Продолжалось разграничение законодательства по отраслям права.Выделялись военно-уголовное,военно-процессуальное законодательство,церковное.Изменениям подвергались практически все отрасли и институты права


^ 33.Материальное угол.право по Артикулу Воинскому 1715г.

В 17-18 вв. суды при разборе уголовных дел руководствовались Соборным уложением 1649 г., Новоуказными статьями о разбойных, татебных делах и убийствах 1669 г. и последующим законодательством. Новая систематизация уголовно-правовых норм была произведена Петром I в 1715 г. при создании Артикула воинского.Кодекс состоял из 24 глав, разделенных на 209 артикулов (статей), и был включен в качестве части 2 в Воинский устав. Артикулы содержали основные принципы уголовной ответственности, понятие преступления, цели наказания, положения о необходимой обороне и крайней необходимости, перечень смягчающих и отягчающих обстоятельств. Преступлением являлось общественно опасное деяние, причинявшее вред государству. Государство же защищало интересы дворян. Преступления разделялись на умышленные, неосторожные и случайные. Уголовная ответственность наступала только при совершении умышленных или неосторожных преступлений.Преступление делилось на стадии: умысел, покушение на преступление и законченное преступление. В ряде случаев законом устанавливалось наказание уже за умысел (например, государственные преступления). Покушение на преступление могло быть оконченным и неоконченным. Законодатель вводил понятия крайней необходимости и необходимой обороны. Преступления, совершенные в этих условиях, не наказывались. Соучастники обычно наказывались одинаково независимо от степени виновности каждого.Артикулы включали следующие виды преступлений:1.религиозные преступления: чародейство, идолопоклонство, богохульство. 2.гос.преступления: умысел убить или взять в плен царя, оскорбление словом монарха, бунт.3.должностные преступления, казнокрадство, неплатежи налогов и др.;4.воинские преступления: измена, уклонение от службы или вербовки, дезертирство. 5.преступления против порядка управления и суда: срывание и истребление указов, подделка печатей, лжесвидетельство;6.преступления против благочиния: укрывательство преступников, содержание притонов. 7.преступления против личности: убийство, дуэль. 8.имущественные преступления: кража, грабеж, поджог, истребление или повреждение чужого имущества;8.преступления против нравственности: изнасилование, блуд, кровосмешение, прелюбодеяние.Главными целями наказания по артикулам являлись устрашение, возмездие, изоляция преступников и эксплуатация труда преступников.Основные виды наказаний: смертная казнь; телесные наказания; каторжные работы; тюремное заключение; лишение чести и достоинства; имущественные наказания. Артикулы также предусматривали церковное покаяние — наказание, заимствованное из церковного права.Наказания назначались в соответствии с классовой принадлежностью преступника. Казни совершались публично.


^ 34.Уголовное судопр-во по «Краткому изображению процессов и судебных тяжб»

В 1697 г. был принят указ «Об отмене в судных делах очных ставок, о бытии вместо оных распросу и розыску…», который нанес большой удар по состязательной форме процесса. Таким образом, с конца 17 в. в области судебного процесса доминировала розыскная форма процесса (инквизиционная).Одной из характерных черт процесса по Краткому изображению процессов стала обязанность соблюдать канцелярскую тайну.Процесс делился на две стадии:следствие и суд,на котором выносился приговор.Особенностью судопроизводства стало применение теории формальных доказательств.Сущность теории в том,что при оценке доказательств судьи руководствовались определенными правилами(показания мужчины выше показаний женщины,показания знатного человека выше показаний незнатного).Наиболее полным доказательством явл.собственное признание и показания двух свидетелей.В кач-ве доказательств исп-сь также письменные документы и присяга.Приговор выносился коллегиально,в письменном виде,подписывался всеми членами суда и скреплялся аудитором.Решение суда можно было обжаловать только по гражданским делам.Таким образом,утверждение розыскного процесса в судопроизводстве отразило тенденцию жесткой централизации гос.власти при абсолютизме.


^ 35.Закон «О состояниях»1832г.

Каждая соц.группа населения имела присущий ей набор прав и обязанностей.Все население разделялось на три большие группы:природные российские обыватели,инородцы,иностранцы.Городское и сельское население на 4 сословия(дворянство,духовенство,гор.обыватели,сельские обыватели).Высшим сословием было дворянство(потомственное и личное).Им принадлежало право владеть населенными имениями,вступать в гос.службу,участвовать в органах дворянского самоуправления.Духовенство считалось привилегированнымсословием и не несло гос.повинностей.Горожане делились на 5 разрядов:1.Гильдейское купечество и почетные граждане(были освобождены от подушного оклада,от рекрутской повинности и имели право участвовать в гор.выборах)2.Мещане или посадские(несли подушную подать и рекрутскую повинность).3.Ремесленники или цеховые(имели такие же права как мещане).4.Вольные люди в Западных и Прибалтийских губерниях.5.Рабочие люди.В 19в.предпринимались попытки урегулировать отношения между помещиками и крепостными.Был принят указ «О вольных хлебопашцах»,кот.допускал отпускать крестьян на свободу по договоренности с помещиком.В 1842г.принимается Указ «Об обязанных крестьянах»,согласно которому крепостные освобождались без земли и должны были платить повинности.В 1837г.создается Министерство гос.имуществ для управления казенными землями и лесами.Создаются местные органы управления сельскими обывателями.По реформе была создана система учебных,медицинских и др.заведений. В 1839 издается Сельский полицейский устав,функции поддержания общественного порядка возлагались на старост,сотских и десятских.Одновременно вводился Сельский судебный устав.Но все эти меры носили половинчатый хар-р и не могли решить наиболее острой проблемы общ-ной жизни того периода.Иностранцы имели право свободного въезда и выезда.Они могли получать почетное гражданство,но им запрещалось иметь населенные имения и крепостных.Правовое положение подданных империи регистрировалось гос-вом в актах состояния.


^ 36.Гос.реформы Александра1.

В первой половине 19в.Россия оставалась абсолют.монархией.Для осущ-ния плана М.М.Сперанского был создан гос.совет,который предусматривал коренное переустройство гос.органов на буржуазных началах.Создание госсовета стало единственным реализованным звеном этого плана.В его компетенцию входили:1.все вопросы требующие издания законодательных актов.2.толкования законодательства.3.объявление войны и заключение мира.4.утверждение гос.бюджета.5.отчуждение гос.собственности.6.утверждение отчетов министров.В структуре Госсовета выделялись:Общее собрание,Департамент законов,Департамент дел военных,Департамент дел гражданских и духовных,Департамент гос.экономии.Председателем Совета считался император,но фактически эту должность исполнял спец.назначаемы председатель(первым был Н.П.Румянцев).Манифестом 1802г. «Об образовании министерств»началась реформа высших администрат.органов.Коллегиальное упр-ние заменяется министерским.Был создан Комитет министров.В структуру Комитета входили общее собрание и канцелярия.Сперанский выделил 5отраслей упр-ния:внешние сношения(Министерство иностр.дел),внешняя безопасность(Военное и военно-морское мин-во),гос.экономия(мин-во финансов,Гос.казначейство,МВД и т.д),устройство суда(мин-во Юстиции),внутренняя безопасность(мин-во полиции).Новый орган-собственная его императорского величества Канцелярия-учреждена для подготовки и ведения дел восходящих к компетенции императора.Ее создание значительно усилило централизацию упр-ния,влияние императора на решение гос.вопросов.Судебную с-му возглавил Сенат-«хранилище законов».Средним звеном суд.с-мы были губернские палаты гражданского и уголовного суда.Они рассматривали дела нижестоящих инстанций и по первой инстанции-наиболее сложные дела.Нижним звеном с-мы явл.уездный суд(для дворян),городовой магистрат(для горожан),надворный суд(для чиновников в столицах),совестный суд(для дел несовершеннолетних),волостной суд(для крестьян).Была создана система коммерческих судов,кот.рассматривали имущественные споры,вытекающие из предпринимательской деят-ти.

Наши рекомендации