Тема 11. Профилактика правонарушений
Важнейшей частью воспитательной работы в таможенных органах является профилактика правонарушений, целями которой являются:
- предупреждение и предохранение работников от действий, связанных с нарушением таможенного законодательства и правил, приводящих к негативным последствиям, их предотвращение;
- поддержание чистоты таможенных рядов, повышение добросовестности, честности;
- ограждение сотрудников таможен от попыток криминальных элементов использовать их для незаконных операций.
Мероприятия в сфере профилактики правонарушений делятся на общие (систематическая воспитательная работа, направленная на коллектив таможенного органа) и индивидуальные (работа с конкретным человеком после получения сведений о каком-либо негативном факте в его деятельности). Основными требованиями к таким мероприятиям являются гласность, открытость, корректность, принципиальность, доброжелательность и этичность.
Стадии профилактической работы приведены на рис. 6:
Выявление факторов, способствующих возникновению правонарушений |
Установление фактов правонарушений и проступков |
Своевременное принятие мер воспитательного и (при необходимости) правового воздействия |
Анализ профилактической работы и критическая оценка ее результатов |
Рис. 6. Стадии профилактической работы в таможенных органах.
Источниками информации для профилактических мероприятий являются:
- документы, с которыми работают таможенники и в которых могут отражаться умышленные или неумышленные нарушения;
- сотрудники, обнаружившие в процессе своей деятельности признаки правонарушений или предпосылки к ним в действиях того или иного сослуживца;
- материалы о правонарушениях или неблаговидных поступках сотрудников, поступающие из правоохранительных органов и других источников.
Основной формой профилактики правонарушений являются служебные проверки.
Структурно работа по профилактике правонарушений в таможенных органах возложена на подразделения инспектирования и профилактики правонарушений, основными задачами которых являются:
- организация проведения служебных проверок по фактам нарушений порядка прохождения службы федеральными государственными служащими;
- изучение и анализ состояния дисциплины, выработка и практическое осуществление комплексных мер, направленных на предупреждение и профилактику дисциплинарных проступков;
- организация и контроль за проведением индивидуальной воспитательной и предупредительно-профилактической работы, направленной на повышение личной ответственности федеральных государственных служащих за порученный участок работы, добросовестное выполнение должностного регламента (должностной инструкции), соблюдение служебного распорядка, общих принципов служебного поведения и служебной этики;
- обучение руководителей структурных подразделений и федеральных государственных служащих, ответственных за предупредительно-профилактическую и воспитательную работу, практике работы с подчиненными федеральными государственными служащими таможни и таможенных постов и оказание им методической помощи.
Важнейшим направлением воспитательно-профилактической работы в таможенных органах является борьба с коррупцией.
Под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
Правовую основу антикоррупционной работы в таможенных органах составляют:
- Федеральный закон от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции»;
- Федеральный закон от 3 декабря 2012 года «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам»;
- Указ Президента РФ от 13 апреля 2010 года «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы»;
- Указ Президента РФ от 13 марта 2012 года «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции»;
- Приказ ФТС России от 18 января 2010 года «Об утверждении Порядка уведомления должностными лицами таможенных органов начальников таможенных органов о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений и организации проверок поступающих уведомлений»;
- Приказ ФТС России от 28 октября 2010 года «Об утверждении перспективного плана Федеральной таможенной службы по противодействию коррупции в таможенных органах Российской Федерации на период 2010-2012 гг.»;
- Приказ ФТС от 12 января 2011 года «Об утверждении порядка представления гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы в таможенных органах Российской Федерации, и федеральными государственными служащими, замещающими должности федеральной государственной службы в таможенных органах Российской Федерации, сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»;
- Перспективный план Федеральной таможенной службы по противодействию коррупции в таможенных органах Российской Федерации на период 2010-2012 гг. и др.
К основным направлениям противодействия коррупции в таможенных органах относятся:
- совершенствование системы воспитательно-профилактической работы;
- поддержание здорового социально-психологического климата в коллективе, атмосферы нетерпимости к проявлениям коррупции;
- применение индивидуального подхода в материальном стимулировании персонала;
- осуществление надлежащего контроля за деятельностью подчиненных должностных лиц руководящим составом;
- всестороннее изучение руководством таможенного органа нарушений, совершенных лицами, в отношении которых возбуждаются уголовные дела коррупционной направленности, а также причин и условий, их породивших.
Среди законодательно закрепленных мер по борьбе с коррупцией в таможенных органах можно назвать:
- предоставление гражданами, замещающими должности государственной службы, включенные в перечни, установленные нормативными правовыми актами РФ, сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей; о своих расходах и расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка;
- обязанность служащего уведомлять руководство, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений;
- обязанность служащего уведомлять руководство о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения (под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность государственного служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства);
- деятельность комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, рассмотрение фактов совершения должностными лицами таможенных органов коррупционных правонарушений на заседаниях комиссий;
- внедрение в практику кадровой работы правила, в соответствии с которым длительное, безупречное и эффективное исполнение должностными лицами таможенных органов своих должностных обязанностей должно в обязательном порядке учитываться при назначении их на вышестоящую должность, присвоении специального звания, классного чина, а также при их поощрении;
- ротацию государственных служащих.
Укреплению служебной дисциплины в таможенных органахпризваны способствовать комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов.
В работе комиссий принимают участие должностные лица отдела кадров, правового отдела, отделения собственной безопасности таможни, представитель подразделения, где проходит службу гражданин, допустивший нарушение служебной дисциплины. В качестве независимых экспертов в состав комиссии приглашаются представители других организаций, чья деятельность в течение трех и более лет была связана с гражданской службой.
Основанием для проведения заседания комиссии является получение от правоохранительных, судебных или иных органов, организаций или граждан информации о совершении гражданским служащим поступков, порочащих его честь и достоинство, или об ином нарушении требований к служебному поведению, а также о наличии личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
В качестве примера можно привести работу комиссии в Хабаровской таможне. В 2011 году она провела восемь заседаний по вопросам:
- заслушивания государственных гражданских служащих, имеющих родственников, проходящих службу в Хабаровской таможне (12 человек);
- рассмотрения факта ненадлежащего соблюдения требований к служебному поведению по результатам служебной проверки (16 должностных лиц);
- подачи заявления должностными лицами о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своего супруга и несовершеннолетних детей (3 должностных лица);
- заслушивания государственного гражданского служащего, имеющего родственника, который работает в организации, являющейся участником ВЭД;
- рассмотрения заявления гражданина РФ, ранее проходящего службу в таможне, по вопросу о даче согласия на замещение должности в коммерческой организации;
- рассмотрения факта некорректного поведения должностного лица.
В таможенных органах также используются следующие методы профилактики и борьбы с коррупцией:
- проверка рекомендаций и биографии кандидата при приеме на работу;
- определение «групп риска» (люди, которые находятся в затруднительных жизненных обстоятельствах);
- создание «телефона доверия», на который предлагается сообщать обо всех случаях вымогательства взяток сотрудниками таможенных органов (такие телефоны установлены в ФТС России, в Управлении по противодействию коррупции ФТС России, во всех РТУ и таможнях, а также в Российской таможенной академии);
- анкетирование участников ВЭД;
- «образцовые» наказания (увольнение провинившегося сотрудника с целью напугать остальных);
- психологическое обследование кандидатов на службу;
- обследование с использованием полиграфа для выявления признаков «факторов риска»;
- доведение до должностных лиц обзоров по преступлениям коррупционной направленности и судебной практики в отношении должностных лиц таможенных органов;
- проводимые для сотрудников экскурсии в следственные изоляторы;
- разъяснение сотрудникам основных положений Уголовного кодекса, касающихся преступлений коррупционной направленности;
- выдача на руки Кодекса этики и служебного поведения и др.
Отметим, что большинство из указанных методов не устраняет глубинных предпосылок коррупции, к которым сами сотрудники таможенных органов относят проблемы нормативного и организационного обеспечения таможенной деятельности, нравственные качества «берущих», недостаточный уровень социальной защищенности госслужащих и возможность избежания ими наказания (Таблицы 13, 14).
Таблица 13. Распределение мнений сотрудников при ответе на вопрос: «Как вы считаете, что, прежде всего, лежит в основе коррупционных явлений в таможенных органах?», 2009 год, %.
Морально-нравственные качества отдельных должностных лиц | 58,98 |
Недостаточный уровень заработной платы и социальной защищенности | 52,61 |
Нестабильность (частные организационно-штатные мероприятия) в таможенных органах | 13,22 |
Недостаточный контроль за деятельностью таможенных органов со стороны вышестоящих инстанций и других правоохранительных органов | 7,23 |
Корыстная заинтересованность ряда должностных лиц правоохранительных и государственных органов, надзирающих за таможенными органами | 22,03 |
Неэффективная воспитательно-профилактическая работа | 5,00 |
Безнаказанность чиновников разного уровня | 33,21 |
Групповые нормы поведения («все берут», «берешь – делись с руководством» и т.п.) | 14,56 |
Уверенность «берущих», что государство не пострадает, а бизнесмены – по большей части воры и уклонисты от налогов | 12,52 |
Таблица 14. Распределение мнений при ответе на вопрос «Каковы основные причины коррупции в таможенных органах?», 2010 год, %.
Непродуманная экономическая политика (не всегда оправданно высокие ставки таможенных платежей, необоснованные льготы) | 71,2 |
Высокая степень сложности технологических процессов в сфере таможенного дела, неоправданно запутанная система документооборота, учета, контроля | 71,1 |
Противоречивость, неточность и неопределенность норм таможенного законодательства | 67,2 |
Недостаточная оплата труда таможенника | 67,7 |
Отсутствие четкой регламентации действий таможенника | 66,7 |
Низкий уровень правосознания и нравственного климата, потеря нравственных ориентиров в обществе | 66,1 |
Кадровый протекционизм (родственный, земляческий, приятельский и т.п.) | 62,3 |
Недостаточный уровень социальной защищенности работников таможни | 61,9 |
Неэффективность применяемых в настоящее время в России методов борьбы с коррупцией подтверждают и авторитетные зарубежные исследования. Так, по данным Всемирного банка, необходимость давать взятки таможне в 2011 году констатировало 10% респондентов из 4223 компаний в 37 регионах РФ (в 2008 году – 6%).
Называемые сотрудниками таможенных органов меры по борьбе с коррупцией вытекают из вышеописанных причин (Таблицы 15, 16).
Таблица 15. Распределение мнений при ответе на вопрос «Каковы факторы, способствующие профилактике коррупционных проявлений в таможенных органах?», 2009 год, %.
Совершенствование механизмов морального и материального стимулирования должностных лиц | 92,11 |
Обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий | 65,79 |
Прозрачное законодательство в области таможенного дела | 57,89 |
Развитие и совершенствование медицинского обеспечения | 53,95 |
Ужесточение мер контроля и наказания | |
Развитие и совершенствование системы санаторно-курортного и оздоровительного отдыха | 42,11 |
Совершенствование системы качественного отбора кадров при приеме на службу | 35,53 |
Формирование совместно со СМИ и общественными организациями антикоррупционного мировоззрения должностных лиц | 27,63 |
Организация обучения должностных лиц по вопросам профилактики коррупции, разъяснение понятия «коррупция» и требований УК РФ | 26,32 |
Повышение эффективности проверочных мероприятий при выдвижении должностных лиц в кадровый резерв на руководящие должности | |
Улучшение воспитательной работы | 23,68 |
Подготовка и выпуск специальных учебно-методических пособий и рекомендаций по борьбе с коррупцией | 14,47 |
Таблица 16. Распределение мнений при ответе на вопрос «Каковы наиболее эффективные меры борьбы с коррупцией?», 2010 год, %.
Улучшение жилищных условий | 81,7 |
Опубликование в СМИ информации о выявленных фактах совершения коррупционных правонарушений сотрудниками таможенных органов | 75,3 |
Регулярная ротация | 71,6 |
Внедрение электронного декларирования | 70,2 |
Установка спецтехники для видеонаблюдения в пунктах пропуска через Государственную границу и на внутренних таможнях | 68,9 |
Введение обязательного уведомления работодателя о фактах склонения должностного лица к совершению коррупционных правонарушений | 63,7 |
Введение обязательного полиграфического обследования кандидатов при приеме на службу и выдвижении в кадровый резерв | 57,2 |
В настоящий момент Федеральная таможенная служба ведет работу в названных направлениях, и это находит отражение в ее плановых документах, в частности, Стратегии развития ФТС до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2012 года № 2575-р.
По данным Федеральной таможенной службы, большая часть преступлений коррупционной направленности, совершаемых в таможенной сфере, выявляется подразделениями по противодействию коррупции таможенных органов. Так, в 2012 году по материалам подразделений по противодействию коррупции возбуждено 159 уголовных дел, из которых 113 – по преступлениям коррупционной направленности (92 – в отношении 57 должностных лиц таможенных органов и 21 – в отношении 13 взяткодателей). Наиболее распространенным видом среди выявленных преступлений коррупционной направленности являлось получение взятки (35 уголовных дел).
В 2012 году подразделениями по противодействию коррупции рассмотрено 470 обращений граждан и организаций, из них по фактам коррупции – 255 обращений. По результатам рассмотрения обращений было привлечено к дисциплинарной ответственности 25 должностных лиц, 73 материала направлено в следственные органы. По направленным в следственные органы материалам было возбуждено 15 уголовных дел.
По всем фактам выявленных нарушений должностных обязанностей и служебных полномочий в таможенных органах проводятся служебные проверки. Нужно отметить, что анализ результатов многих служебных проверок и данных по их завершении рекомендаций показывает, что основные усилия при их проведении сосредоточены на привязке факта нарушения служебной дисциплины к наказанию, его виду и размеру. Выявления же причин и условий, послуживших совершению проступка, как это определено в Федеральном законе «О государственной гражданской службе», не происходит, и таким образом упускается из виду предупредительная составляющая работы. К примеру, частота нарушения одного и того же пункта приказа ФТС разными должностными лицами не всегда говорит о том, что нарушение совершено в результате халатности или невнимательности. Бывает и так, что правовая норма не соответствует практическим реалиям и несет в себе дополнительную нагрузку на административный ресурс. И здесь правильнее было бы корректировать норму, а не наказывать нарушителей. Данное обстоятельство следует иметь в виду при проведении воспитательно-профилактической работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Реализация эффективной кадровой политики в таможенных органах в настоящий момент сталкивается с рядом проблем, среди которых можно назвать:
- снижение уровня укомплектованности таможенной службы, причинами которой явились:
- прекращение приема на государственную службу без конкурса и длительная процедура проведения самого конкурса;
- трудности с приемом на государственную службу выпускников вузов;
- перевод таможенной службы из системы правоохранительных органов в гражданское состояние (большинство сотрудников восприняло это как понижение своего личного статуса в связи с потерями в заработной плате, другим уровнем социальных льгот, должностного роста и пр.);
- реорганизацию таможен и таможенных постов, сокращение должностей и связанное с этим увольнение должностных лиц (в течение 2011-2013 гг. предусмотрено 20% сокращение федеральных государственных гражданских служащих с возложением обязанностей уволенных в качестве дополнительных к основным на работающих служащих; сокращение бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2011-2013 гг. для ФТС России: с 1 апреля 2011 года – на 5%, с 1 апреля 2012 года – на 5%, с 1 апреля 2013 года – на 10%);
- ухудшение социально-психологического климата в связи с реорганизацией;
- недостаточный уровень мотивации персонала;
- низкий уровень социальной защищенности сотрудников, что не позволяет обеспечить конкурентную привлекательность службы в таможенных органах для наиболее профессионально подготовленных кадров;
- необходимость проведения мероприятий по формированию в общественном мнении положительного имиджа таможенной службы в целом и привлекательного образа профессии таможенного служащего.
Часть этих проблем объективна и зависит от проводимой руководством страны политики в сфере управления государственной службой, которая в последнее время претерпевает значительные изменения. Цели преобразований сформулированы в федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)». Это:
- формирование государственной службы как целостного государственно-правового института, создание системы управления государственной службой исходя из следующих приоритетов:
- завершение разработки нормативных правовых актов, связанных с реформированием государственной службы, совершенствование законодательства РФ в этой сфере;
- обеспечение взаимосвязи видов государственной службы, а также государственной и муниципальной службы;
- создание системы управления государственной службой;
- разработка и реализация мероприятий по противодействию коррупции;
- развитие механизма выявления и разрешения конфликта интересов на государственной службе;
- внедрение механизмов, обеспечивающих осуществление государственными служащими профессиональной служебной деятельности в соответствии с общими принципами служебного поведения;
- повышение престижности государственной службы;
- разработка эффективных инструментов взаимодействия государственной службы с институтами гражданского общества в целях повышения открытости государственной службы;
- внедрение на государственной службе эффективных технологий и современных методов кадровой работы исходя из следующих приоритетов:
- проведение кадровой политики, предполагающей учет профессиональных заслуг и моральных качеств государственных служащих;
- применение современных организационно-управленческих технологий и методов работы с кадрами на государственной службе, способствующих повышению профессиональной компетентности и мотивации государственных служащих к результативной деятельности;
- развитие системы подготовки кадров для государственной службы и дополнительного профессионального образования государственных служащих;
- повышение эффективности государственной службы и результативности профессиональной служебной деятельности государственных служащих исходя из следующих приоритетов:
- усиление мотивации государственных служащих к повышению качества государственных услуг, оказываемых государственными органами гражданам и организациям;
- упорядочение и конкретизация полномочий государственных служащих, которые должны быть закреплены в должностных регламентах;
- внедрение современных технологий кадровой работы, обеспечивающих результативность профессиональной служебной деятельности государственных служащих в соответствии с целями и задачами государственных органов;
- разработка и применение в государственных органах современных механизмов стимулирования государственных служащих к исполнению обязанностей государственной службы на высоком профессиональном уровне;
- разработка и внедрение эффективных управленческих технологий на государственной службе;
- развитие системы государственных гарантий, материального и нематериального стимулирования государственных служащих, внедрение принципов оплаты труда по результатам работы.
Задачам в сфере управления персоналом таможенных органов отводится важное место в Стратегии развития таможенной службы РФ до 2020 года.
Это задачи:
- совершенствования работы по подбору и расстановке кадров;
- обеспечения необходимого профессионального уровня должностных лиц таможенных органов РФ;
- создания условий и реализации возможностей для получения должностными лицами таможенных органов образования, переподготовки и повышения квалификации, в том числе для переподготовки и повышения квалификации сотрудников правоохранительных подразделений таможенных органов в учебных заведениях Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ и Генеральной прокуратуры РФ;
- повышения эффективности системы воспитательной работы с личным составом;
- реализации мероприятий перспективного плана Федеральной таможенной службы по противодействию коррупции в таможенных органах РФ на 2010-2013 годы;
- осуществления оперативно-розыскной деятельности, направленной на выявление, предупреждение и пресечение преступлений коррупционной направленности и иных преступлений против интересов государственной службы со стороны должностных лиц таможенных органов и иных лиц, склоняющих должностных лиц таможенных органов к совершению указанных преступлений, а также на обеспечение собственной безопасности таможенных органов.
Целевыми индикаторами указанного направления развития таможенной службы РФ являются:
- доля уголовных дел коррупционной направленности, возбужденных по материалам подразделений по противодействию коррупции таможенных органов, в общем количестве коррупционных уголовных дел, возбужденных всеми правоохранительными органами РФ в отношении должностных лиц таможенных органов (с 55 процентов в 2012 году до 80 процентов к 2020 году);
- доля должностных лиц таможенных органов, прошедших различные формы обучения, в общей фактической численности должностных лиц таможенных органов (с 20 процентов в 2012 году до 33,6 процента к 2020 году).
В области социальной сферы ФТС ставит перед собой задачи:
- установления и реализации прав, льгот, социальных гарантий и компенсаций для должностных лиц таможенных органов;
- решения социальных проблем, связанных с охраной здоровья, отдыхом и удовлетворением культурных потребностей;
- достижения необходимого уровня обеспеченности социальными благами, жильем и всеми видами довольствия;
- совершенствования механизмов и институтов социальной защиты в таможенных органах.
Приоритетное развитие социальной сферы, обеспечение социальной защищенности должностных лиц таможенных органов и предоставление им социальных гарантий осуществляются путем повышения эффективности системы оплаты труда, обеспечивающей их достойное материальное положение, расширения сети ведомственных медицинских и санаторно-курортных учреждений в региональных и крупных промышленных центрах (за счет приобретения новых, реконструкции и модернизации существующих объектов), решения вопросов формирования ведомственного фонда служебного жилья и улучшения жилищных условий нуждающихся в этом должностных лиц таможенных органов.
Целевые индикаторы в данной сфере:
- количество должностных лиц таможенных органов, ежегодно проходящих санаторно-курортное лечение (с 8741 человека в 2012 году до 10871 человека к 2020 году);
- количество квартир, ежегодно предоставляемых очередникам таможенных органов по договорам социального найма (не менее 200 квартир ежегодно до 2020 года);
- количество единовременных субсидий на приобретение жилого помещения, выделяемых федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов (не менее 250 субсидий ежегодно до 2020 года).
Особое внимание в ближайшие годы предполагается уделить подготовке кадров (должностных лиц таможенных органов и специалистов в области таможенного дела), а также развитию социальной сферы с учетом перевода ряда таможенных операций в приграничные субъекты РФ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Федеральные законы и нормативные документы:
1. Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» [Электронный ресурс]. – Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 07.02.2013).
2. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.01.2013).
3. Федеральный закон от 30 июня 2002 г. №78-ФЗ «О денежном довольствии сотрудников некоторых Федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников Федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)» [Электронный ресурс]. – Информационно-правовой портал «Гарант». – URL: http://base.garant.ru (дата обращения: 07.02.2013).
4. Федеральный закон от 27 мая 2003 г. №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.01.2013).
5. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.01.2013).
6. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» [Электронный ресурс]. – Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 14.02.2013).
7. Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 395-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением ротации на государственной гражданской службе» [Электронный ресурс]. – Информационно-правовой портал «Гарант». – URL: http://base.garant.ru (дата обращения: 01.02.13)
8. Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» [Электронный ресурс]. – Российская газета. – 2012. – 5 декабря. – URL: http://www.rg.ru (дата обращения: 14.02.2013).
9. Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Информационно-правовой портал «Гарант». – URL: http://base.garant.ru (дата обращения: 09.02.2013).
10. Указ Президента РФ от 16 ноября 1998 г. № 1396 «Об утверждении Дисциплинарного устава таможенной службы Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 11.02.2013).
11. Указ Президента РФ от 12 августа 2002 г. №885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» [Электронный ресурс]. – Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 11.02.2013).
12. Указ Президента РФ от 01 февраля 2005 г. № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Информационно-правовой портал «Гарант». – URL: http://base.garant.ru (дата обращения: 04.02.2013).
13. Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. №111 «О порядке сдачи квалификационного экзамена государственными гражданскими служащими Российской Федерации и оценки их знаний, навыков и умений (профессионального уровня)» [Электронный ресурс]. – Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 03.02.2013).
14. Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Информационно-правовой портал «Гарант». – URL: http://base.garant.ru (дата обращения: 04.02.2013).
15. Указ Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 113 «О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим» [Электронный ресурс]. – Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 03.02.2013).
16. Указ Президента РФ от 30 мая 2005 г. № 609 «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела» [Электронный ресурс]. – Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.01.2013).
17. Указ Президента РФ от 27 сентября 2005 г. № 1131 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих» [Электронный ресурс]. – Федеральный портал управленческих кадров. – URL: http://rezerv.gov.ru (дата обращения: 01.02.2013).
18. Указ Президента РФ от 25 июля 2006 г. №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» [Электронный ресурс]. – Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. – URL: http://docs.cntd.ru (дата обращения: 07.02.2013).
19. Указ Президента РФ от 25 июля 2006 г. №765 «О единовременном поощрении лиц, проходящих федеральную государственную службу» [Электронный ресурс]. – Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». – URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 07.02.2013).
20. Указ Президента РФ от 18 мая 2009 г. №557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» [Электронный ресурс]. – Информационно-правовой портал «Гарант». – URL: http://base.garant.ru (дата обращения: 01.02.13)
21. Указ Президента РФ от 31 декабря 2010 г. № 1657 «Об оптимизации численности федеральных государственных гражданских служащих и работников федеральных государственных органов» [Электронный ресурс]. – Информационно-правовой портал «Гарант». – URL: http://base.garant.ru (дата обращения: 22.02.13).