Какое место занимает «парафискалитет» в системе обязательных платежей? Кем администрируются (контролируются) фискальные и парафискальные сборы?
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО НАЛОГОВОМУ ПРАВУ
Тема 2. Сущность и роль налоговых платежей.
План
1. Происхождение налогов. Основные этапы их развития.
2. Налоговые теории: понятие и виды.
3. Понятие и признаки налога.
4. Соотношение налога и других обязательных платежей.
5. Понятие сбора и государственной пошлины, их соотношение.
6. Функции налогов.
7. Порядок установления и введения в действие налогов и сборов.
Вопросы и задания
1. С чем связано появление налогов в обществе? Какие этапы можно выделить в развитии налогообложения?
2. В чем заключались особенности развития налогообложения в России?
3. Дайте определение налоговой теории. Что изучают общие и частные теории налогообложения?
4. Охарактеризуйте основные теории, объясняющие сущность и предназначение налогов. Какая теория кажется вам наиболее обоснованной и почему?
5. В чем заключается содержание частных теорий налогообложения?
6. В каких аспектах можно рассматривать понятие налога? Как соотносятся понятия «налог», «налоговый платеж», «обязательный платеж», «парафискалитет»?
7. Дайте юридическое определение налога, охарактеризуйте его признаки.
8. Назовите понятие и отличительные признаки сбора. Что представляет собой государственная пошлина? В каких случаях она уплачивается?
9. Разграничьте налог и сбор по юридическим характеристикам.
10. В чем заключаются основные функции налога? Как они соотносятся с дополнительными функциями?
11. В чем заключается «установление налогов» и «введение налогов»?
Задачи и упражнения
№ 1. На основании сравнительного анализа налогового законодательства, Федерального закона «О связи» и Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках» выделите критерии для разграничения фискальных и парафискальных сборов. Назовите примеры парафискальных сборов.
Какое место занимает «парафискалитет» в системе обязательных платежей? Кем администрируются (контролируются) фискальные и парафискальные сборы?
Однако, помимо всех этих сборов последнее время некоторые авторы выделяют так называемыепарафискальные сборы(прафискалитеты) (См. Васянина Е.Л. Фискальные сборы: понятие, юридические признаки, виды // Налоги и налогообложение, 2007, № 7; Васянина Е.Л. Современные проблемы классификации фискальных сборов // Налоги и налогообложение, 2007, №5).
Одной из отправных точек для выделение группы парафискальный сборов стало Постановление Конституционного Суда РФ от 28.02.2006г. № 2-П, в котором анализируются положения Федерального закона "О связи", посвященные отчислениям операторов связи в резерв универсального обслуживания населения. А также, возможно, существование выделения группы подобных платежей в иностранных правовых системах.
Парафискалитет - это сбор, установленный в экономических или социальных интересах в пользу юридических лиц публичного или частного права, не являющихся государственными, местными органами.
Авторами выделяются также примерные критерии для разграничения фискальных и парафискальных сборов (в соответствии с источниками, ссылка на которые содержится выше):
1. Различие по субъектам, обязанным уплачивать соответствующие сборы: фискальные сборы взимаются с физических лиц и организаций, заинтересованных в получении от уполномоченного субъекта юридически значимых действий, а парафискальные сборы взимаются с субъектов предпринимательской деятельности, заинтересованных в развитии определенной хозяйственной отрасли.
2. Важным признаком фискального сбора является возмездность, которая у парафискального сбора либо отсутствует, либо не столь очевидна (т.е. специфична).
3. Разница в цели взимания: цель фискального сбора — покрытие расходов на осуществление возмездных действий и пополнение бюджета, а парафискального сбора — защита прав и интересов определенной группы субъектов.
Примеры парафискальных сборов:
1. Портовые сборы, взимаемые администрацией морских портов (кора бельный сбор), ФГУП «Росморпорт» (канальный, навигационный, маячный и ледокольный сборы), ФГУП «Росморпорт» и хозяйствующими субъекта ми, оказывающими услуги по обеспечению лоцманской проводки судов и экологической безопасности в порту (лоцманский и экологический сбор
2. Компенсационные выплаты за пролет над территорией Российской Федерации.
После создания ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии» (в процессе приватизации) Аэрофлот перестал представлять за границей всю граждан-
скую авиацию России. По данным европейских парламентариев, компенсационные выплаты Аэрофлоту в 2003 году превысили 300 млн. долл. США, в 2004-2005 годах компенсационные выплаты иностранных авиакомпаний составили порядка 250 млн. долл. США в год. По оценкам отдельных экспертов, часть получаемых средств Аэрофлот передавал государственным структурам, в частности Минтрансу России, Росавиации и другим государственным организациям. Для своих нужд Аэрофлот оставлял ориентировочно 100 млн. долл. США (по данным Минфина России). Актуальные сведения о состоянии дел с поступлениями компенсационных выплат ОАО «Аэрофлот - российские авиалинии» в ходе настоящей проверки получены не были, т.к. указанное акционерное общество не являлось объектом проверки, а сведения о размере получаемых им компенсационных выплат относятся к коммерческой тайне.
3. Сбор средств для выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях, предусмотренного статьей 1245 Гражданского кодекса Российской Федерации, осуществляет Общероссийская общественная организация «Российский Союз Правообладателей» (далее - РСП) (общественное объединение по управлению правами правообладателей на коллективной основе, созданное правообладателями в соответствии с нормами Гражданского кодекса Российской Федерации).
Для достижения уставной цели РСП имеет право направлять до 60 % собранных средств в специальные фонды, преследующие в интересах правообладателей социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Кроме того, РСП удерживает до 25 % из собираемого вознаграждения суммы на покрытие необходимых расходов по сбору, распределению и выплате такого вознаграждения.
Ставка и база расчета определены постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года № 829 «О вознаграждении за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях».
В соответствии с указанным постановлением плательщиками - производителями и импортерами оборудования и материальных носителей, уплачивается 1 % от цены реализации единицы оборудования или материального носителя.
Распределение собранного вознаграждения производится аккредитованной организацией в следующей пропорции:
- 40 % - авторам произведений, зафиксированных в фонограммах, и ав торам аудиовизуальных произведений;
- 30 % - исполнителям, исполнение которых зафиксировано в фоно граммах и в аудиовизуальных произведениях;
- 30 % - изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений.
— Отчисления оператора связи в целях возмещения операторам универсального обслуживания убытков (ст.ст.59 и 60 ФЗ "О связи"); 1. Источниками формирования резерва универсального обслуживания являются обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования и иные не запрещенные законом источники.
— Страховые взносы банков, осуществляемые в соответствии с ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках".
Парафискалитет - обязательный сбор, устанавливаемый в пользу организаций публичного или частного права, не являющихся органами государственной власти и управления. Примером парафискальных платежей могут служить третейские сборы, идущие на покрытие общих расходов, связанных с деятельностью Третейского суда для разрешения экономических споров при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.
Может появится резонный вопрос: а к чему, собственно, городить огород? Ответ простой: появилась группа платежей, которые не являются гражданско-правовыми и одновременно не подпадают под признак фискальных сборов. Следовательно, возникает "правовой вакуум", который должен быть заполнен.
№ 2. Адвокат Ковалев С.Н. подал налоговую декларацию в налоговые органы, указав предполагаемый доход за 2015 год в сумме 400 000 рублей. На основании декларации налоговой инспекцией были начислены авансовые платежи по налогу на доходы физических лиц. Первый авансовый платеж в сумме 26 000 рублей следовало уплатить в срок до 15.07.2015, однако Ковалев С.Н. этого не сделал, поскольку находился в отпуске.
Налоговая инспекция начислила Ковалеву С.Н. в соответствии со статьей 75 НК РФ пеню за несвоевременную уплату авансового платежа, а также штраф за неуплату налога в установленный срок.