Возникновение государственности у восточных славян. Военная демократия. Объединение протогосударств в единое образование

История славян как самостоятельный этноязыковой единицы начинается co II – I тыс. до н.э. Именно в этот период праславянский язык выделился из индоевропейской языковой семьи. По версии Рыбакова Б.А., ранние славяне проживали в Северной части Восточной Европы между Днепром и Одером. В I в. до н.э. славяне постепенно осваивают территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы.

Первые письменные свидетельства о славянах относятся к I тыс. до н.э. Греческие, римские, арабские источники упоминают славян. Византийские источники VI в. называют славян антами. Готские источники добавляют термин «склавины».

Наиболее спорной из концепций образования государственности у славян является норманнская теория. Ее авторы - немецкие ученые Миллер, Байер и Шлёцер, приглашенные на работу в Россию в XVII в. По их версии государство у славян было создано иностранцами – скандинавами (варягами). Основание - отрывок древнейшей летописи – Повести временных лет XII века, автором которой является монах Киево-Печерской лавры Нестор Летописец.

По летописной легенде накануне образование Киевской Руси северные племена славян платили дань варягам, а южные - хазарам. В 859 году Новгород изгнал варягов, но это привело к междоусобице. В результате были призваны варяжские князья Рюрик, Трувор и Синеус в 862 г. В 882г. преемник Рюрика Олег, правивший в Новгороде, захватил власть в Киеве, убив киевских князей Аскольда и Дира. В результате объединения двух центров - Киева и Новгорода - была создана Киевская Русь.

В современную эпоху доказана несостоятельность норманнской теории, политический смысл которой заключается в положении о якобы исконной отсталости русского народа, который неспособен к самостоятельному развитию.

Русские ученые, в т. ч. М. В. Ломоносов, представили неоспоримые доказательства самостоятельного национального пути в русской истории (Антинорманская теория):

1) Ряд историков не считают подлинным отрывок ПВЛ о призвании варягов.

2) Другие доверяют летописи, но считают варягов русским племенем, жившим на берегу Балтики.

3) Многие историки считают, что варягов не призвали к власти, а наняли на службу для военной защиты. Княжение в Новгороде Рюрика является примером захвата власти наемниками варягами в некоторых славянских городах.

Вывод: варяжский элемент сыграл определенную роль в становлении русской государственности, в частности, в происхождении княжеской династии. Однако сама государственность возникла до призвания варягов. Государственные институты возникают в результате экономического, политического, социального и культурного развития общества.

Основными предпосылками возникновения государственности являются:

1) Единая территория.

2) Этническое, племенное единство.

3) Институты публичной государственной власти.

Все эти элементы государственности сложились у славян до IX века. В летописи Нестора указано 14 объединений восточных славян, это не отдельные племена, а союзы племен. Наиболее сильными являлись поляне, также можно назвать: северян, древлян, ильменских словен. Племенные союзы в военно-политических целях объединялись в еще более крупные формирования - «союзы союзов» - протогосударства (Куява (Южнее Киева), Славия (Новгород), Арталия (Юг Рязани либо Чернигов)).

В 888 г. князь Олег произвел территориально-племенное объедение славян. Киевские князья постепенно включали в состав государства территории других союзов. Древнерусское государство стало федерацией союзов племен, но постепенно границы между ними стирались, это способствовало развитию городов на Руси, лежащих по великому водному пути «из варяг в греки», который через систему рек и озер связывал Балтийское и Черное моря. Новгород и Киев контролировали северную и южную части этого пути. К IX веку существовало 24 крупных торговых славянских города.

Постепенно города стали давать названия прилегающим к ним территориям. Теория «городовых областей» – крупный город и зависимые от него города и волости, составляли «городовую область», которая стала основной территориальной, экономической и политической единицей государственности на Руси.

Объединение городовых областей под властью Киевского князя стало началом государственности на Руси. И племенная, и городовая теории едины в главном: славяне проходят самостоятельный путь объединения. Процесс образования единой территории и этническое объединение славян протекает на фоне разрушения первобытно-общинного строя. На смену родовой общине пришла соседская община. Процесс образования государства протекает на фоне экономического и социального развития славян. Формируются города, развиваются ремесла и торговля, совершенствуются культура земледелия. В военных походах большую часть добычи получают военные вожди славян, отсюда происходит социальное расслоение, развитие классообразования, формирование правящей элиты.

Публичная власть:

I. Высший орган власти племенного союза - народное собрание - вече, в него входили только взрослые мужчины, все они составляли народное ополчение («тысяча»), во гл. – тысяцкий, тысяча делилась на сотни, во гл. - сотский, сотни на десятки – десятский.

II. Многие вопросы судебного, религиозного характера решались советом старейшин(нечто вроде исп. органа при вече), в который входили самые старые уважаемые люди племени и жрецы.

III. Князь опирался на дружину (аппарат проф. воинов).

В XI веке фактически князь становится главой племенного союза, подчиняя себе и аристократическое вече и совет старейшин.

“Военная демократия”. В VIII — первой половине IX в. у восточных славян стало складываться общественное устройство, которое историки называют “военной демократией”. Это уже не первобытность с ее равенством членов племени, племенными собраниями, вождями, выбранными народом, народными племенными ополчениями, но еще и не государство с его сильной центральной властью, объединяющей всю территорию страны и подчиняющей себе подданных, которые сами резко различаются по политической роли в обществе, по своему материальному, правовому положению.

В руках тех, кто руководил племенем, а позднее союзами племен, кто организовывал набеги на ближних и дальних соседей, собиралось все больше богатств. Вожди, которые прежде выбирались благодаря своей мудрости, справедливости, теперь превращаются в племенных князей, в чьих руках концентрируется все управление племенем или союзом племен. Они возвышаются над обществом и благодаря своим богатствам, поддержке военных отрядов, состоящих из сподвижников. Рядом с князем выделяется у восточных славян и воевода, являющийся предводителем -племенного войска. Все более значительную роль играет дружина, которая отделяется от племенного ополчения, становится группой воинов, лично преданных князю. Это так называемые “отроки”. Эти люди уже не связаны ни с земледелием, ни со скотоводством, ни с торговлей. Их профессия — война. А поскольку мощь племенных союзов постоянно растет,—война становится для этих людей постоянным занятием. Их добыча, за которую приходится платить увечьем или даже жизнью, намного превышает результаты труда земледельца, скотовода, охотника. Эти люди становятся в обществе особой привилегированной частью. Обособляется со временем и племенная знать — главы родов, сильных патриархальных семей. Выделяется и знать, чьим основным качеством является воинская доблесть, мужество. Поэтому вся эта демократия переходного периода к государству приобретает военный характер.

Наши рекомендации