Административная деятельность органов внутренних дел в условиях правового режима контртеррористической операции
Особый режим (режим чрезвычайной ситуации, КТО)– это собирательное понятие, включающее в себя различные режимы, опосредующие экстремальную ситуацию «регионального бедствия», диктующую необходимость принятия особых мер, подобных тем, которые используются при режиме чрезвычайного положения. Режим особого положения устанавливается федеральными и территориальными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления.
Режим КТО – это исключительный административно-правовой режим, определяющий совокупность мер и временных ограниченный прав и законных интересов граждан, предприятий, организаций, закрепленных ФЗ «О противодействии терроризму», вводимых на определенной территории (объекте) руководителем контртеррористической операции в целях предупреждения, пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства.
Важнейшую роль в регулировании правового режима контртеррористической операции играют нормы административного права и осуществляемые органами внутренних дел (полиции) на их основе меры административного принуждения.
Статья 11 Федерального закона «О противодействии терроризму» устанавливает, что в целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства по решению должностного лица, принявшего в соответствии с ч. 2 ст. 12 данного Федерального закона решение о проведении контртеррористической операции, в пределах территории ее проведения может вводиться правовой режим контртеррористической операции на период ее проведения. Решение о введении указанного правового режима (включая определение территории (перечня объектов), в пределах которой (на которых) такой режим вводится, и перечня применяемых мер и временных ограничений) и решение об отмене правового режима контртеррористической операции подлежат незамедлительному обнародованию.
Характерными чертами правового режима контртеррористической операции являются:
- специальный характер цели правового режима контртеррористической операции;
- установление режимных правил преимущественно нормами административного права;
- возможность введения временных ограничений прав и свобод граждан;
- пространственные и временные пределы действия правового режима контртеррористической операции;
- создание системы управления проведением контртеррористической операции, в которую входят как специально уполномоченные на принятие решений должностные лица, так и специально создаваемые органы (соответственно руководитель контртеррористической операции и оперативный штаб);
- возможность применения при проведении контртеррористической операции оружия, боевой техники, физической силы, специальных средств;
- установление административной ответственности физических и юридических лиц за нарушения данного правового режима;
- установление социальной и правовой защиты лиц, участвующих в борьбе с терроризмом, в том числе и участвовавших в контртеррористической операции;
- участие в реализации данного правового режима специально подготовленных сотрудников органов безопасности, правоохранительных органов, военнослужащих и иных уполномоченных лиц;
- использование специальных форм и методов достижения управленческих целей (например, оперативный штаб подготавливает боевые распоряжения (боевые приказы), другие документы, определяющие порядок подготовки и проведения контртеррористической операции и ее правовой режим);
- проведение органами федеральной службы безопасности оперативно-боевых мероприятий, и ряд других.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О противодействии терроризму» пресечение террористического акта осуществляется силами и средствами органов федеральной службы безопасности, а также создаваемой группировки сил и средств. В состав такой группировки могут включаться подразделения, воинские части и соединения Вооруженных Сил РФ, подразделения федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами безопасности, обороны, внутренних дел, юстиции, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, других федеральных органов исполнительной власти, а также подразделения органов исполнительной власти субъектов РФ.
На территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции, в порядке, предусмотренном законодательством РФ, на период проведения такой операции допускается применение следующих мер и временных ограничений, которые по своей сути являются мерами административно-правового предупреждения и мерами административно-правового пресечения:
- проверка у физических лиц документов, удостоверяющих их личность, а в случае отсутствия таких документов – доставление указанных лиц в органы внутренних дел РФ (иные компетентные органы) для установления личности;
- удаление физических лиц с отдельных участков местности и объектов, а также отбуксировка транспортных средств;
- усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, а также объектов, имеющих особую материальную, историческую, научную, художественную или культурную ценность;
- ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем, а также осуществление поиска на каналах электрической связи и в почтовых отправлениях в целях выявления информации об обстоятельствах совершения террористического акта, о лицах, его подготовивших и совершивших, и в целях предупреждения совершения других террористических актов;
- использование транспортных средств, принадлежащих организациям независимо от форм собственности (за исключением транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств и международных организаций), а в неотложных случаях и транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, для доставления лиц, нуждающихся в срочной медицинской помощи, в лечебные учреждения, а также для преследования лиц, подозреваемых в совершении террористического акта, если промедление может создать реальную угрозу жизни или здоровью людей;
- приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества;
- приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничение использования сетей связи и средств связи;
- временное отселение физических лиц, проживающих в пределах территории, на которой введен правовой режим контртеррористической операции, в безопасные районы с обязательным предоставлением таким лицам стационарных или временных жилых помещений;
- введение карантина, проведение санитарно-противоэпидемических, ветеринарных и других карантинных мероприятий;
- ограничение движения транспортных средств и пешеходов на улицах, дорогах, отдельных участках местности и объектах;
- беспрепятственное проникновение лиц, проводящих контртеррористическую операцию, в жилые и иные принадлежащие физическим лицам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения организаций независимо от форм собственности для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом;
- проведение при проходе (проезде) на территорию, в пределах которой введен правовой режим контртеррористической операции, и при выходе (выезде) с указанной территории досмотра физических лиц и находящихся при них вещей, а также досмотра транспортных средств и провозимых на них вещей, в том числе с применением технических средств;
- ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные или сильнодействующие вещества, этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- ограничение или приостановление частной детективной и охранной деятельности.
Органы внутренних дел участвуют в реализации данных мер совместно с органами федеральной службы безопасности или иными уполномоченными органами, или реализуют их самостоятельно с учетом своей компетенции.