Развитие правовой системы в удельный период. Особенности права на северо-западе Руси. Новгородская судная грамота
В XIII-XV веках правовое развитие христианской Руси переживало кризис. Ордынский смерч разрушил экономику и города, произошла архаизация права, замедлилось его развитие из-за падения роли городов и насильственной консервации феодализма со стороны Орды, законодательная деятельность сосредоточилась в руках князей.
Расширилась сфера не правовой, а властно-административной княжеской деятельности. Но законодательство всё-таки развивалось. В это время заключались междукняжеские договоры и договоры с иностранными государствами, регламентирующие права и обязанности сторон в дипломатических сношениях. Князья издавали многочисленные грамоты, названия которых достаточно ясно раскрывают содержание: жалованные, духовные, проезжие и т.д.
К XV веку на Руси сложились две достаточно обособленные системы права. В монархических княжествах система строилась на основе централизованного управления и феодальной подчинённости, в ней слабее выражены товарообменные факторы. В республиканских районах Новгорода и Пскова право строилось на более демократических началах, на основе развитых товарообменных отношений. Эта правовая система имела больше шансов эволюционировать в сторону буржуазности, но падение роли республик в опричных погромах Ивана Грозного привело к разрушению этой системы.
Источниками права на северо-западе были Русская Правда, вечевое законодательство, договоры города с князьями и другими государствами, уставы князей, судебная практика, иностранное законодательство, а так же нормы канонического и обычного права. В результате кодификационной работы в XV в. появились Новгородская и Псковская судные грамоты.
От НСГ сохранился лишь отрывок, содержащий 42 статьи, и судить о её полном составе и содержании довольно трудно. Сохранившийся фрагмент содержит исключительно постановления о судоустройстве и судопроизводстве, а так же даёт некоторое представление об уголовном праве.
Источниками НСГ являлись нормы обычного права, прежде всего новгородская "старина" - обычай, а также предшествовавшие вечевые постановления и договорные грамоты с князьями.
Грамота отличала духовный суд от суда светского. Первый, суд архиепископа, должен был производиться "по святых отецъ правилу, по манакануну", т.е. Номоканону. В свою очередь, светский суд разделялся на суд князя и посадника, причем посадник должен был "судити суд свой с намесники великого князя, по старине; а без намесников великого князя посаднику суда не кончати". К основным видам судебных инстанций относился и вечевой суд. Среди низших судебных инстанций Грамота выделяла суд тысяцкого и суд сотских.
Суд князя осуществлялся в большинстве случаях великокняжеским тиуном, председательствующем в коллегии из «докладчиков».
Суд тысяцкого рассматривал иски по делам, связанным с торговлей. Сам тысяцкий избирался из бояр.
Посадники разбирали все уголовные и гражданские дела в новгородских волостях; назначались князем из числа феодалов.
Сотские разбирали в самом Новгороде маловажные дела. Представлял собой суд выборных от каждого из 5 новгородских концов, т.е. частей города.
Кроме вопросов, касающихся отправления правосудия, Новгородская судная грамота регулировала ответственность за отдельные виды преступлений. В ст. 33 Грамоты, регламентирующей процедуру привлечения к ответственности за наиболее тяжкие преступления, перечислены такие преступления, как татьба (воровство), разбой (насильственное похищение чужой собственности), "наезд" (открытое истребление чужого имущества, вооруженное нападение на чужую землю с целью ее присвоения), грабеж, поджог, головщина (убийство). Согласно ст. 37 Грамоты за попытку укрывательства лица, виновность которого установлена судом ("кого утяжут"), установлен штраф. НСГ содержит общий запрет на получение "посулов" - обещанной платы, выкупа, взятки, побора: "А докладшиком от доклада посула не взять...". Наказания по НСГ заключались главным образом в денежных взысканиях. В случаях, если проигравший судебный процесс уклоняется от исполнения решения суда, его предписывалось «казнить всем Великим Новгородом».
Процесс по НСГ, как и по Русской Правде,носил обвинительный характер.
Основными судебными доказательствами НСГ признаёт: присягу, показания послуха и судебный поединок – «поле».
Грамота, возлагая на архиепископа Великого Новгорода и Пскова Феофила обязанность судить "по святых отецъ правилу" и Номоканону, требовала, чтобы "судити ему всех равно, как боярина, так и житьего, так и молодчего человека", провозглашая по делам церковной юрисдикции принцип равенства всех перед законом.
Однако указанная норма не предполагала равной ответственности виновных лиц. Так, согласно ст. 10 НСГ с того, "кого утяжут в наезде и в грабежи", надлежало взять "на боярине пятдесят рублев, а на житьем дватцать рублев, а на молодцем десять рублев...". Очевидно, экономическое неравенство, уже сложившееся в эту эпоху, вынуждало законодателя устанавливать разные денежные штрафы в зависимости от материального положения преступников.
Согласно Грамоте каждому гражданину было предоставлено право судебного иска и ответа на жалобы и доносы против него. Даже рабы и половники пользовались этим правом с тем только ограничением, что их судили в присутствии господ и без их позволения они не могли предъявлять иски.
Новгородская судная грамота послужила одним из источников Белозёрской уставной грамоты (1488) и Судебника 1497 г.