Виды, направления государственной политики, механизмы и инструменты её реализации
Государственная политика классифицируется по таким основаниям: сферы общественной жизни – экономическая, социальная и пр.; уровни реализации политики – международная, общегосударственная, региональная, муниципальная; функции политики – внешняя, внутренняя; структура и объемы воздействия – отраслевая, структурная, территориальная.
По объектам воздействия каждый вид политики подразделяется на отдельные направления, например, социальная политика включает молодежную политику, геронтологическую политику, семейную политику и т. п. По характеру субъект-объектных отношений и уровню конфликтности различают распределительную, перераспределительную, регулирующую (протекционистская и конкурентная), административно-правовую, стратегическую, антикризисную политику.
Реализация государственной политики – это процесс функционирования законодательных, исполнительных и надзорных органов, который включает принятие решений и совершение действий, направленных на обеспечение достижения целей и задач государственной политики; контроль над исполнением мероприятий, планов и программ; оценку полученного эффекта и корректировку государственной политики в режиме обратной связи.
Реализация государственной политики может осуществляться как: линейный процесс реализации планов; действия по определенным правилам; система взаимосвязанных мероприятий.
Реализация государственной политики начинается после принятия соответствующего нормативного акта. Качество системы правового регулирования государственной политики – важнейшее условие её эффективности[5].
Механизм реализации политики – система взаимодействия субъектов государственной политики по поводу решения государственной проблемы с использованием набора наиболее подходящих для этого методов и инструментов. Механизмы и инструменты конкретизируются в плане действий по реализации основ государственной политики, где определяются мероприятия, ответственные исполнители и сроки реализации мероприятий.
Среди механизмов реализации государственной политики выделяют правовые механизмы, программно-целевое управление, механизмы международного сотрудничества, механизмы государственно-частного партнёрства и социального партнёрства, механизмы стимулирования инвестиций и механизмы стимулирования привлечения инвестиций в соответствующую сферу и другие. Для каждого механизма предусматривается соответствующий набор инструментов. Например, для правовых механизмов инструментами являются федеральный или региональный закон, договоры и соглашения. Для государственно-частного партнёрства инструмент – концессионное соглашение. Для социального партнёрства – трёхстороннее соглашение и коллективный договор.
Для оценки промежуточных и конечных результатов реализации государственной политики разрабатывается система мониторинга.
Мониторинг – процесс регулярного сбора и анализа информации о ходе реализации политики, включающий механизм реагирования на возможные и реальные угрозы и отклонения от намеченного плана. Система мониторинга включает информационную, аналитическую и оперативную подсистемы. Мониторинг предполагает- замер текущих и конечных показателей деятельности. Мониторируются целевые показатели (план/факт анализ), ресурсные показатели (фактический расход средств относительно плановых), временные показатели (относительно сетевого графика), количественные и качественные показатели, частные и интегральные показатели. В процессе мониторинга могут использоваться статистические данные, результаты опросов общественного мнения, экспертные оценки, оценочные индексы, рейтинги.
Контроль государственной политики проводится уже на ранних стадиях ее реализации в целях выявления отклонений от принятых норм и принятия мер по их устранению. Он может быть внешним и внутренним, в последнем выделяют вертикальный и горизонтальный уровни. В сфере государственного управления существуют такие виды контроля, как: президентский, парламентский, административный, судебный и гражданский. Методы контроля - проверка, исполнение, надзор, опрос общественного мнения, общественная экспертиза. Цели контроля зависят от конкретной ситуации (контроль в интересах граждан, политического или административного руководства и пр.). Осуществляется контроль посредством контрольного механизма, включающего информационную систему (оценка результатов, мониторинг) и организационную систему (структуры и процедуры). К контрольным технологиям относят оценку программ, финансовые отчеты, аудиторские проверки, инспекции, опросы руководителей и пр.
Оценка реализации государственной политики – совокупность способов изучения и измерения фактических результатов завершенной или находящейся на стадии завершения политики/программы, применяемая в целях ее совершенствования. Оценка реализации государственной политики имеет три измерения: 1)техническое измерение эффективности, результативности и качества государственной политики; 2) как политическое измерение эффективности, результативности и качества государственной политики, осуществляемой конкретным государственным руководителем;
3) оценка уровня удовлетворённости граждан.
Оценка, в отличие от мониторинга, проводится по мере необходимости, носит разовый характер.
Коррекция государственной политики осуществляется с учётом результатов оценки. Возможно принятие следующих решений: продолжение политики/программы; модификация политики/программы; прекращение при ее неудаче; успешное завершение.