Понятие политического процесса. Сущность, структура и стадии политического процесса
Политический процесс — способ существования политически организованного общества, которое развивается, добивается динамичной устойчивости, подвергаясь действию объективных процессов, реально происходящих в данном обществе. Постоянность движения есть специфическая характеристика любой общественно-политической системы, сущность ее жизнедеятельности.
Политический процесс(от лат. processus — продвижение) — целостная и динамичная совокупность взаимосвязанных и последовательных общественных событий, действий, поведений, отражающих динамику борьбы и соперничества различных политических сил за статусы и ресурсы власти, формирование, функционирование и развитие политической системы общества в целом.
Содержание политического процесса может быть самым разнообразным. Это может быть разработка какой-либо концепции (перестройка, демократизация, приватизация, разгосударствление и т.д.), формирование общественного мнения по той или иной проблеме, создание новых управленческих структур, проведение выборов и т.д.
Структура политического процесса представляет собой систему, включающую в себя субъект процесса (реальная власть или ее носитель), объект процесса в качестве цели субъекта (личность, общество, государство и их взаимоотношения), средства, методы, ресурсы, исполнителей, которые предназначены для реализации цели процесса, связывают субъект (власть) и объект (цель) процесса и отражают характер и результативность этой связи.
В политическом процессе в качестве его субъектовзадействованы отдельные индивиды: рядовые граждане, должностные лица и политики (индивидуальные субъекты), социальные общности (групповые субъекты), государственные и общественные институты (институциональные субъекты).
Политический процесс начинается с выявления проблемы, поиска ее решения и завершается принятием политического решения. Центральную роль здесь играют высшие органы власти.
Выделяют несколько видов(типов) политического процесса.
По структуре в самой общей форме политические процессы бывают двух типов: внешнеполитические и внутриполитические.По уровню распространения политические процессы бывают глобальныеи внутрисистемные.С точки зрения устойчивости можно говорить о стабильных(созидательных) и нестабильных(разрушительных) политических процессах. В каждом обществе одновременно могут происходить и созидательные, и разрушительные процессы.
Политический процесс можно представить в виде шести, образующих полный цикл, взаимосвязанных стадий. Он начинается с возникновения проблем,нуждающихся в общественном внимании. Этими проблемами могут быть экологические, социальные, экономические, политические и др.
Следующая стадия состоит в восприятии и осмыслении проблемыотдельными индивидами или группами, которые стремятся придать проблеме общественное звучание.
Формулирование и анализ проблемы (последующая стадия) материализуются в научных разработках, аналитических записках, листовках, на заседаниях «круглых столов». Умение сформулировать и проанализировать возникшую проблему — важное качество каждого политика. Следующая стадия — выбор модели(путей и методов) принятия решения по данной проблеме.
После принятия управленческого решения наступает стадия его выполнения.Уже на стадии реализации решений наступает стадия контроля,предварительной и конечной оценки полученного результата.
Политические решения— главная, центральная составляющая политического процесса. Выделяют три этапа процесса принятия решений: подготовительный (формулирование и анализ проблемы); этап постановки целей и задач политического действия (выбор модели); этап реализации. Разработка, принятие и выполнение политико-управленческих решений зависят от компетенции, личного опыта, интуиции управляющих, политического режима, формы правления и территориально-государственного устройства, уровня централизации (децентрализации) верховной власти, взаимодействия партийных и государственных структур, реализации принципа разделения властей, развития форм общественного контроля за деятельностью государственного аппарата и т.д.
В процессе принятия политических решений можно выделить следующие этапы: подготовительный – представление политических интересов групп институтами, принимающими политически-управленческие решения; формирование политической воли и принятие политических решений; реализация политической воли, выраженной в принятии политических решений.
Процесс принятия политических решений сопровождается соблюдением политических технологий:совокупности научно обоснованных последовательно применяемых процедур приемов, способов деятельности, направленных на наиболее оптимальную реализацию намеченных целей и задач.
На различных уровнях власти самыми распространенными формами подхода к принятию управленческого решения являются компромисс и голосование. Для плюралистической организации власти характерны консенсусная технология принятия и реализации управленческих решений, рассредоточение ответственности, политическая активность правящей элиты.
Для реализации политического решения должны быть определены источники и объем необходимых ресурсов, план практических действий для исполнения решения, временные параметры (сроки, этапы), ответственные лица и структуры. Процесс реализации решения сопровождается изданием соответствующих директивных, правомочных актов.