Аграрная политика в РФ: основные направления и инструменты
Государственная аграрная политика - составная часть государственной социально-экономической политики, направленной на устойчивое развитие сельского хозяйства и сельских территорий.
Под устойчивым развитием сельских территорий понимаетсястабильное социально-экономическое развитие, увеличение объема производства сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель.
Целями государственной аграрной политики являются:
1) повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и российских сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечение качества российских продовольственных товаров;
2) обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве;
3) сохранение и воспроизводство используемых для нужд сельскохозяйственного производства природных ресурсов;
4) формирование эффективно функционирующего рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, обеспечивающего повышение доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей и развитие инфраструктуры этого рынка;
5) создание благоприятного инвестиционного климата и повышение объема инвестиций в сфере сельского хозяйства;
6) наблюдение за индексом цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и индексом цен (тарифов) на промышленную продукцию (услуги), используемую сельскохозяйственными товаропроизводителями, и поддержание паритета индексов таких цен (тарифов).
Основные направления государственной аграрной политики:
1) поддержание стабильности обеспечения населения российскими продовольственными товарами;
2) формирование и регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие его инфраструктуры;
3) государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей.
4) защита экономических интересов российских сельскохозяйственных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках;
5) развитие науки и инновационной деятельности в сфере агропромышленного комплекса;
6) устойчивое развитие сельских территорий;
7) совершенствование системы обучения, подготовки и переподготовки специалистов для сельского хозяйства.
Важным направлением регулирования АПК является решение вопроса о продовольственной безопасности страны. В настоящее время разработана доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, которая нормативно закрепляет совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы, основные направления и механизмы государственной политики в аграрной сфере.
Не менее важным является физическая и экономическая доступность населению страны к продуктам питания в соответствии с физиологическими нормами, а также – обеспечение государством качества и безопасности потребляемых продуктов питания.
Меры по реализации государственной аграрной политики:
1) предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) применение особых налоговых режимов в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей;
3) осуществление закупки, хранения, переработки и поставок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных и муниципальных нужд;
4) регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе таможенно-тарифное и нетарифное регулирование;
5) информационное обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей и других участников рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также предоставление им консультационной помощи;
6) антимонопольное регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
7) участие общественных организаций в формировании и реализации государственной аграрной политики;
8) проведение закупочных интервенций, товарных интервенций на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также залоговых операций.
Меры, принятые в РФ в связи с кризисом:
• для преодоления дефицита кредитных ресурсов Россельхозбанка направлено 31,5 млрд. рублей;
• на компенсацию части затрат на приобретение минеральных удобрений в размере 8 млрд. рублей;
• на комбикорма – 10 млрд. рублей;
• 10 млрд. рублей на компенсацию затрат на приобретение сельхозпроизводителями дизельного топлива;
• оплата 100 процентов ставки рефинансирования по кредитам производителей молока и мяса;
• заморозка цен на удобрения и топлив;
• государством заявлен уровень закупочных цен на зерно;
• квотирование импорта.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства - Министерство сельского хозяйства.
В настоящее время Министерству сельского хозяйства Российской Федерации передана часть функций преобразованного Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации:
- функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения);
- по государственному мониторингу земель;
- по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере рыболовства, производственной деятельности на судах рыбопромыслового флота, охраны, изучения, воспроизводства и рационального использования водных биологических ресурсов и охраны среды их обитания;
- функции по подготовке проектов решений Правительства Российской Федерации о применении мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в отношении сельскохозяйственной и рыбной продукции.
Подведомственные органы исполнительной власти: Россельхознадзор, Рослесхоз.
Законодательная база: Основные принципы государственного регулирования сельского хозяйства изложены в Федеральном законе "О развитии сельского хозяйства» от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ. Принята и реализуется также "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы". В законодательной базе министерства отмечено около 26 различных нормативно-правовых актов.