Система разделения властей в правовом государстве
Принцип разделения властей – это идея построения и осуществления единой государственной власти на основе четкого разграничения между ее различными «ветвями» – законодательной, исполнительной и судебной в целях предотвращения монополизации властных полномочий в руках одной ветви власти.
Разграничение предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение деспотического режима, где невозможна свобода личности. Каждая из 3 властей выполняет свойственные ей задачи и функции. С помощью разделения властей гос-во функционирует в правовом режиме. Сдержеки и противовесы форма реализации принципа разделения властей присущая правовому гос-ному устройству.
Законодательная власть – представительная. На основе выборов народ передает власть своим представителям, уполномочивает представительные органы осуществлять гос-ную власть. Можно говорить о первичности этих органов в механизме гос-ной власти, их приоритете и верховенстве. Д. Локк, «зак-ная власть д. б. верховной, а все остальные власти проистекают из нее и подчинены ей». Верховенство не должно означать полновластия законодательных органов. Имеются сущностные и политико-юридические ограничения власти. Сущностные ограничения -вытекают из ее делегированности (только народ обладает всей полнотой гос-ной власти. Политико-юридические ограничения - любой закон, должен соответствовать политическим и юридическим реалиям, а также фундаментальному праву (конституции), иначе органы конституционного надзора могут признать его недействительным.
Разделение властей выражается в разграничении компетенции, взаимном контроле, в системе сдержек и противовесов и направлено на препятствоватние возможным злоупотреблениям. Правовое гос-во невозможно без разделения властей, - способ его организации и функционирования гос-ва и законности, основа для эффективного разделения властей, результат, степени развитости права, Без разделения властей не может быть правового государства и правовых законов. Народ – единственный и первичный источник власти для гос-ва, суверенен и полновластен. передает часть власти гос-ным органам и должностным лицам – своим представителям на определенных условиях и на определенное время. Гос-во и его органы реализуют делегированные им полномочия во имя интересов народа. Законодательная власть – это делегированная коллегиальная власть. Д. Локк – в хорошо устроенных гос-вах, где принимается во внимание благо целого, законодательная власть передается в руки различных лиц, которые, собравшись обладают сами (совместно с другими) властью создавать законы. Функциея зак-ной власти финансовая, ежегодно утверждать гос-ный бюджет. Есть «распорядительные» функции, -формирование высших исп-ных и судебных органов. Контроль за работой правительства, иных должностных лиц исп-ной власти. В отличие от судебной, зак-ная вправе давать политическую оценку представителям исп-ной власти и привлекать к политической ответственности (импичмент). Зак-ная власть – это делегированная народом -своим представителям гос-ная власть, реализуемая коллегиально путем издания зак-ных актов, а также наблюдения и контроля за аппаратом исп-ной власти, в финансовой сфере.
Законодательная власть реализуется избираемым (иногда частично назначаемым) парламентом (parlare – говорить) – высшим представительным органом гос-ва. Парламент включает в себя две палаты: верхнюю и нижнюю. Двухпалатная структура предохраняет парламент от поспешных решений нижней палаты. Срок полномочий верхней более длителен, реже обновляется и формируется на основе косвенных (непрямых) выборов. Руководство председателем единолично, представляет парламент во взаимоотношениях с другими органами, руководит прениями, голосованием, координирует работу внутрипарламентских органов. Парламент и каждая палата образуют комиссии (постоянные, временные, смешанные). Парламент обладает большими полномочиями в законотворчестве (издавает законы самостоятельно или совместно с главой гос-ва). Он вправе устанавливать налоги, принимать гос-ный бюджет, участвовать во внешнеполитическом процессе, решать вопросы обороны. Парламент может осуществлять и определенные судебные функции: привлекать президента, членов правительства к судебной ответственности (импичмент). Закрепляются стадии зак-ного процесса: -законодательная инициатива, - обсуждение законопроекта на пленарных заседаниях и в комиссиях, - принятие и утверждение, - опубликование.
Исполнительная власть - административная власть вторичный характер. Администрация всегда в подчинении. Задачи: исполнение поручений, направлены на исполнение закона Все действия и акты основываются на законе, не должны противоречить,. Признаки– 1. исп-ная власть, ее органы действуют непрерывно и везде, на всей территории гос-ва. Этим они отличаются и от законодательных, и от судебных органов. 2. в отличие от зак-ной и судебной, опирается на людские, материальные, финансовые ресурсы, использует инструмент служебных продвижений и систему поощрений. Чиновники, армия, администрация, судья, вооруженные формированиям – армии, органам безопасности, милиции (полиции) -«силовой» характер исп-ной власти. Механизмы сдержек и противовесов и эффективные рычаги политической ответственности как со стороны законодательной власти (через развитое законодательство – правовые законы), так и со стороны судебной власти (через судебный контроль и конституционный надзор). Исполнительная вл асть – это вторичная подзаконная ветвь гос-ной власти, имеющая универсальный, предметный и организующий характер, направленная на обеспечение исполнения законов и других актов зак-ной власти. Реализуется гос-вом через правительство (президента) и его органы на местах. Правительство (президент) осуществляет верховное политическое руководство и общее управление делами общества. Правительственная власть прерогатива одного лица (в президентских республиках) или коллегиального органа. 1. Правительство группа ближайших советников главы гос-ва – президента, а полномочия производными от полномочий последнего. Во втором случае правительство формируется на основе специальной процедуры с участием парламента. Оно должно по общему правилу пользоваться поддержкой парламентского большинства и обладать собственными полномочиями. Правительство призвано обеспечивать охрану существующего публичного порядка, защиту внешних интересов гос-ва, осуществление экономических, социальных и иных функций в сфере гос-ного управления. Правительство (президент) назначает на высшие военные и гражданские должности, в его ведении находится админ-ный аппарат. Система местного самоуправления, или муниципальная система, включает как выборные органы самоуправления, так и админ-ные службы, находящиеся в их ведении. Они образуют коммунальную, иди муниципальную, администрацию, содержание которой обеспечивается за счет местного бюджета.
Судебная власть. Органы, отправляющие правосудие, – третья ветвь гос-ной власти, особую роль и в механизме гос-ной власти, и в системе сдержек и противовесов. Особая роль арбитр в спорах о праве, отправляет правосудие. В этом гарантии независимости суда, прав и свобод граждан и гос-ности в целом. Реализует принцип справедливости в правоприменительной практике, выступает арбитром в процессе зак-ва. Выступает в качестве сдержки и противовеса по отношению к двум другим ветвям власти. Преимущества по сравнению с законодателем в оперативности приведения правопорядка в соответствие с требованиями жизни. Обращаясь к толкованию конституции и права, может использовать аналогию закона и аналогию права, т.е. принимать решения, руководствуясь не только буквой, но и духом закона, аксиомами и принципами права, в экстремальных, исключительных ситуациях. В советском обществе рассматривался как орган, призванный охранять социалистическое общество, гос-во и граждан от неправомерных действий. Суд был не вправе устранять очевидные недостатки издаваемых нормативных актов, особенно подзаконных актов в сфере прав и свобод личности. Особенность сводится к тому, чтобы, как писал Б. Н. Чичерин, держать весы, равные для обеих сторон, разобрать права и требования каждой и окончательно постановить свой приговор. Признаки: гласность, состязательность, независимость, коллегиальность рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Механизм разделения властей состоит в сдерживании двух других властей в рамках конституционной законности и права путем осуществления конституционного надзора и судебного контроля. Систему органов правосудия могут составлять судебные органы, действующие в сфере конституционной, общей, хозяйственной, админ-ной и других юрисдикций. Принцип разделения властей не абсолютен, гос-но-правовые формы его реализации зависят от национальных традиций в широком смысле, от конкретной социально-экономической и политической ситуации. Организационно-правовые черты: 1. единая суверенная власть принадлежит народу; 2. отсутствует орган, в котором концентрировалась бы вся полнота гос-ной власти – зак-ной, исп-ной и судебной; 3. независимость трех ветвей гос-ной власти и реализующих ее гос-ных органов относительна; 4. система сдержек и противовесов ограничивает власть каждого органа гос-ва и препятствует сосредоточению власти в рамках какой-либо ветви власти в ущерб двум другим ветвям.