Состав, обязанности и права группы досмотра

В руководящих документах ИКАО от персонала контрольно-проверочного пункта требуется умение выполнять следующие функции:

* провести пассажиров через устройство арочного типа для обнаружения металла и предложить им поместить свой багаж на ленточный транспортёр, ведущий к рентгеновской установке;

* контролировать показания индикатора устройства для обнаружения металла;

* при необходимости проводить дополнительную проверку с помощью портативного металлоискателя или путём досмотра вручную, либо с использованием обеих процедур;

* наблюдать за экраном рентгеновской установки;

* выполнять ручной досмотр предметов, требующих дополнительной проверки;

* руководить операциями на контрольно-проверочном пункте в случае большого объёма работы.

Необходимо проводить тщательный отбор, подготовку и проверку персонала контрольно-проверочного пункта для обеспечения того, чтобы каждый кандидат на получение свидетельства, дающего право на контрольно-проверочного пункта следует также учитывать необходимость наличия сотрудников службы безопасности мужского и женского пола для выполнения досмотра лиц соответствующего пола.

Вместо изложенных выше общих рекомендаций может быть разработана точная формула определения кадровых потребностей для контрольно-проверочного пункта. Такая формула должна учитывать прогнозируемый поток пассажиров, расписание рейсов, типы воздушных судов и возможную необходимость досмотра других лиц, помимо пассажиров [1].

Штатная численность сотрудников службы авиационной безопасности, осуществляющих предполетный досмотр, определяется администрацией аэропорта, авиационного предприятия, эксплуатанта в зависимости от режима работы, объема пассажирских перевозок, типов эксплуатируемых воздушных судов, технической оснащенности пунктов досмотра [5].

Численность сотрудников органа внутренних дел на транспорте в пункте досмотра (зоне контроля), принимающих участие в предполетном досмотре, определяется начальником органа внутренних дел на транспорте с учетом штатного расписания, объема пассажирских перевозок, количества пунктов досмотра и их технической оснащенности.

На каждый пункт досмотра выделяется необходимое количество сотрудников и назначается старший группы досмотра из сотрудников службы авиационной безопасности.

Группа предполетного досмотра пассажиров, как правило, состоит из пяти (трех) сотрудников службы авиационной безопасности и одного сотрудника органа внутренних дел на транспорте.

Группа предполетного досмотра членов экипажа воздушного судна, авиационного персонала, багажа, грузов и почты, как правило, состоит из четырех (двух) сотрудников службы авиационной безопасности, одного сотрудника органа внутренних дел на транспорте и определяется администрацией аэропорта по согласованию с органом внутренних дел на транспорте в зависимости от режима работы аэропорта и объема перевозок.

Сотрудники службы авиационной безопасности и органа внутренних дел на транспорте в зависимости от режима работы аэропорта распределяются по сменам. Состав смены определяется количеством действующих пунктов досмотра.

При наличии двух и более пунктов досмотра назначается старший смены досмотра службы авиационной безопасности и старший смены досмотра органа внутренних дел на транспорте.

В период проведения досмотров сотрудники службы авиационной безопасности, осуществляющие досмотр, должны быть одеты в форменную одежду установленного образца с нарукавными (нагрудными) отличительными знаками.

ФОТОГРАФИЯ

Сотрудники службы авиационной безопасности и сотрудники органа внутренних дел на транспорте, осуществляющие досмотр, имеют право

Сотрудники с

*наблюдать за поведением пассажиров в пунктах досмотра
*досматривать багаж пассажиров, сдаваемый в камеру хранения  
*проверять у пассажиров при входе в пункты досмотра билеты, оформленные в установленном порядке, и документы, удостоверяющие их личность  
*проводить досмотры пассажиров, багажа и вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей воздушных судов, авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты
*проводить по совместным решениям руководителей службы авиационной безопасности и органа внутренних дел на транспорте совместные и самостоятельные проверки качества проведения досмотров с применением учебных тест-предметов и муляжей взрывных устройств  
*вносить предложения, направленные на повышение эффективности досмотров в части совершенствования их технологий и использования применяемых технических и специальных средств  
*проводить опрос в целях выявления потенциально опасных пассажиров, а также имеющихся у пассажиров предметов и веществ, запрещенных к перевозке воздушным транспортом
*требовать от пассажиров неукоснительного выполнения требований законодательства Российской Федерации в области авиационной безопасности на воздушном транспорте
*изымать у пассажиров обнаруженные в процессе досмотров предметы и вещества, запрещенные к перевозке воздушным транспортом  

Сотрудники органа внутренних дел на транспорте, осуществляющие досмотр, кроме перечисленных выше пунктов, имеют право  
*принимать решение о производстве личного досмотра пассажиров при обнаружении предметов и веществ, за изготовление, ношение и хранение которых предусмотрена уголовная или административная ответственность, и участвовать в досмотре  
*осуществлять контроль за соблюдением порядка перевозки оружия, патронов и боеприпасов, переданных пассажирами на временное хранение на период полета  
*проводить в соответствии с законодательством Российской Федерации изъятие и документирование обнаруженных в ходе досмотров пассажиров предметов и веществ, свободный оборот которых на территории Российской Федерации запрещен, ограничен либо имеет криминальный характер  
*задерживать лиц, нарушающих требования авиационной безопасности  
*составлять в пределах своей компетенции протоколы об административных правонарушениях    
*организовывать и проводить в случае необходимости совместно со службой авиационной безопасности инструктаж по усилению мер при проведении досмотровых мероприятий  
*изымать у пассажиров обнаруженные в процессе досмотров оружие, боеприпасы (кроме лиц, пользующихся правом нахождения на борту воздушного судна с оружием в соответствии с законодательством Российской Федерации), взрывчатые вещества, наркотические средства и их прекурсоры, а также психотропные и сильнодействующие вещества  
*проверять у пассажиров соответствие билетов, оформленных в установленном порядке, и паспортных данных, устанавливать их подлинность, дополнительно осуществлять проверку подозрительных лиц по информационно-поисковым базам данных Министерства внутренних делРоссийской Федерации  
*проводить в случае необходимости опрос пассажиров с целью выявления опасных веществ и предметов и возможных противоправных намерений с их стороны  

В аэропортах, где имеется весь комплекс технических и специальных средств, обязанности специалистов группы досмотра распределяются следующим образом (приложение 1)
Специалист по досмотру N 2 *предлагает пассажирам выложить имеющиеся у них металлические предметы, мобильные телефоны, фото-, кино-, радио-аппаратуру, снять обувь, верхнюю одежду, головные уборы, ремни и предъявить эти вещи для досмотра с помощью технических и специальных средств; *следит за правильным расположением вещей на транспортере рентгенотелевизионного интроскопа, регулирует загрузку транспортера, информирует специалиста по досмотру N 3 о необходимости остановки транспортера рентгенотелевизионного интроскопа; *предлагает пассажирам пройти через рамку стационарного металлоискателя; *проводит досмотр крупногабаритных вещей, находящихся при пассажирах, габариты которых превышают диаметр тоннеля интроскопа, ручным (контактным) методом; *участвует при необходимости в личном (индивидуальном) досмотре пассажиров.
Специалист по досмотру N 4 *наблюдает за показанием сигнальных устройств стационарного металлоискателя, не допуская его обхода пассажирами; *в случае появления сигнала стационарного металлоискателя: предлагает пассажиру выложить на стол имеющиеся у него в одежде или на теле металлические предметы и повторно пройти через стационарный металлоискатель; *определяет места металлических предметов у пассажира с помощью ручного металлоискателя; *проводит при необходимости досмотр вещей, находящихся при пассажирах, ручным (контактным) методом и участвует в личном (индивидуальном) досмотре пассажиров; *сообщает о необходимости проведения более тщательного досмотра пассажира старшему пункта досмотра и сотруднику органа внутренних дел на транспорте; *принимает решение об изъятии запрещенных предметов и веществ, выявленных в ходе досмотра, и о допуске пассажира в стерильную зону.  
Специалист по досмотру N 3 *определяет содержимое вещей по теневому изображению на экране рентгенотелевизионного интроскопа; *останавливает при обнаружении в досматриваемых вещах предметов и веществ, запрещенных к перевозке, представляющих повышенную опасность либо имеющих криминальный характер (оружие, боеприпасы, взрывные устройства), транспортер рентгенотелевизионного интроскопа и сообщает об этом старшему пункта досмотра и сотруднику органа внутренних дел на транспорте; *проводит досмотр вещей, находящихся при пассажирах, ручным (контактным) методом до полной уверенности в отсутствии в них запрещенных предметов и веществ; *принимает решение об изъятии запрещенных предметов и веществ, выявленных в ходе досмотра, и о допуске вещей пассажира в стерильную зону; *участвует при необходимости в личном (индивидуальном) досмотре пассажиров.
Специалист по досмотру N 1 *проверяет билеты, оформленные в установленном порядке, посадочные талоны, сверяет документы, удостоверяющие личность, с личностью пассажира, при необходимости более тщательной проверки документов и принадлежности их данному пассажиру сообщает об этом старшему пункта досмотра и сотруднику органа внутренних дел на транспорте; принимает решение о допуске пассажиров для прохождения предполетного досмотра; *направляет пассажиров на предполетный досмотр в порядке очередности, не допуская их скопления; *проставляет отметку в билете (за исключением случаев оформления билетов в электронном виде) и (или) посадочном талоне о прохождении предполетного досмотра, а также аннулирует ее, если пассажир покидает зону контроля; *проводит при необходимости психологический опрос (профайлинг) для выявления потенциально опасных пассажиров и участвует в личном (индивидуальном) досмотре пассажиров.  

Специалист по досмотру N 5 (старший пункта досмотра) *осуществляет контроль за деятельностью группы досмотра по соблюдению технологического процесса проведения предполетного досмотра; *оформляет документально изъятие запрещенных к перевозке веществ и предметов; *организует и при необходимости участвует в досмотре вещей, находящихся при пассажирах, ручным (контактным) методом и личном (индивидуальном) досмотре пассажиров; *организует досмотр вещей, находящихся при пассажирах, габариты которых превышают диаметр тоннеля интроскопа, ручным (контактным) методом; *не допускает пассажиров, членов экипажей воздушных судов и обслуживающий персонал авиапредприятий, не прошедших предполетный досмотр, в стерильную зону; *при необходимости может исполнять функции специалистов по досмотру N 1, 2, 3 и 4.  
*осуществляет проверку паспортных данных по поисковой базе данных Министерства внутренних дел Российской Федерации "Розыск-Магистраль" с целью выявления и задержания лиц, находящихся в розыске  
*принимает участие в проведении досмотра пассажиров и багажа, вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей воздушного судна, авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты, не подменяя сотрудников службыавиационной безопасности  
*проводит все необходимые действия в соответствии с законодательством Российской Федерации по изъятию и документированию обнаруженных в ходе досмотра пассажиров предметов и веществ, свободный оборот которых на территории Российской Федерации запрещен или ограничен
*организует и проводит при необходимости совместный инструктаж по усилению мер при проведении досмотра.  
*осуществляет контроль за соблюдением порядка перевозки оружия, переданного пассажирами на временное хранение на период полета  
*проводит личный (индивидуальный) досмотр пассажиров и вещей, находящихся при пассажирах
Сотрудник органа внутренних дел на транспорте, участвующий в досмотре  

Сотрудники органа внутренних дел на транспорте, участвующие в досмотре, при получении оперативной информации совместно с сотрудниками службы авиационной безопасности проводят психологический опрос (профайлинг) пассажиров.

На сотрудников органа внутренних дел на транспорте в зонах контроля и пунктах досмотра при осуществлении досмотра дополнительно возлагается  
*проведение оперативно-розыскных мероприятий в целях выявления и установления лиц, подготавливающих преступления, обнаружения оружия, боеприпасов и взрывных устройств
*осуществление совместно с администрацией аэропорта мероприятий по пресечению массовых беспорядков  
*оформление изъятых в ходе досмотров пассажиров оружия, боеприпасов, взрывных устройств, взрывчатых, радиоактивных, наркотических, ядовитых, отравляющих и других веществ, запрещенных к перевозке воздушным транспортом  
*предупреждение и пресечение преступлений, обеспечение охраны общественного порядка  

Сотрудники службы авиационной безопасности и сотрудники органа внутренних дел на транспорте, осуществляющие досмотр, обязаны
*знать и обеспечивать выполнение настоящих Правил при производстве досмотров  
*представлять в установленном порядке материалы для принятия к нарушителям требований авиационной безопасности мер воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации  
*проявлять бдительность, не допускать в стерильную зону через пункт досмотра не прошедших предполетный досмотр пассажиров, членов экипажей воздушных судов и авиационного персонала, грузы, почту, бортовые запасы воздушного судна и багаж
*соблюдать правила техники безопасности при работе с техническими и специальными средствами и правила пожарной безопасности
*знать основные характеристики и правила эксплуатации технических и специальных средств  
*не допускать к полету пассажиров, уклоняющихся от прохождения предполетного досмотра  
*обладать необходимыми навыками по выявлению у пассажиров опасных предметов и веществ, запрещенных к перевозке на борту воздушного судна, в том числе с применением ухищрения  
*быть внимательными и вежливыми с пассажирами и не допускать действий, унижающих их достоинство  



В течение всей работы смены в пункте досмотра регулярно осуществляется ротация специалистов группы досмотра на рабочих местах. Непрерывное наблюдение сотрудником за изображением на экране рентгеновской установки не должно превышать 20 минут с перерывом - не менее 40 минут [5].

При малом пассажиропотоке администрацией аэропорта может быть сокращен состав пункта досмотра до трех сотрудников службы авиационной безопасности, при этом должно соблюдаться условие беспрерывной работы за интроскопом не более 20 минут в час.

При досмотре багажа, грузов, почты и бортовых запасов воздушного судна состав группы досмотра определяется администрацией аэропорта, но в любом случае должен составлять не менее трех сотрудников службы авиационной безопасности в одном пункте досмотра, при условии беспрерывной работы за интроскопом не более 20 минут в час.

Специалисты группы досмотра, свободные от исполнения своих обязанностей, при совершении пассажиром правонарушения в процессе проведения досмотра, по согласованию со старшим смены досмотра могут участвовать в качестве свидетелей.

Сотрудники службы авиационной безопасности, осуществляющие досмотр, и сотрудники органов внутренних дел на транспорте, участвующие в досмотре, за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, злоупотребление служебным положением, в результате которого на борт воздушного судна были пронесены опасные предметы или вещества, создавшие угрозу безопасности полета, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Наши рекомендации