Тема 4. Субъекты административно-процессуальных отношений
Вопросы:
1. Понятие и виды субъектов административного процесса
2. Административно-процессуальный статус
3. Законодательство о статусе субъектов административного процесса
1. Понятие и виды субъектов административного процесса
Все разнообразие признаваемых законодательством субъектов права может быть дифференцировано на четыре группы:
а) физические лица (граждане, иностранные граждане и лица без гражданства);
б) организации (государственные органы и учреждения, муниципальные органы и учреждения, предприятия и хозяйственные организации, общественные объединения);
в) социальные общности (народ, нация, народность, население субъекта РФ или муниципального образования, трудовой коллектив и др.);
г) государство, государственное или муниципальное образование.
Для каждой отрасли права выделяется свой круг субъектов, которым в соответствии с нормами этого права предоставляется возможность участвовать в правоотношениях, регулируемых данной отраслью права, совершать определенные действия в рамках правомерного поведения по исполнению, использованию, применению и соблюдению правовых норм.
Участие в административно-процессуальных отношениях обусловлено требованием индивидуализации субъекта права, что позволяет, говоря о субъектах административного процесса, вести речь об управомоченных физических и юридических лицах (кроме последних двух групп субъектов права).
Исходя из этого, субъектами административного процесса являются:
1) физические лица:
- граждане, почетные граждане, лица с двойным гражданством, иностранные граждане (граждане Содружества Независимых Государств (СНГ) или т.н. «ближнего зарубежья» и граждане иных государств или т.н. «дальнего зарубежья»), лица без гражданства (апатриды);
- государственные и муниципальные служащие (должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления);
- служащие общественных объединений и иных негосударственных формирований, должностные лица предприятий, учреждений и организаций;
2) юридические лица:
- государственные органы, предприятия и учреждения;
- муниципальные органы, предприятия и учреждения;
- негосударственные предприятия, учреждения и организации;
- общественные объединения.
Субъекты административного процесса, реализуя нормы административно-процессуального законодательства, практически исполняют содержащиеся в нем правила поведения с целью достижения конкретных общественно-полезных целей регулирования управленческих общественных отношений. Например, одной из таких целей является обеспечение материального права на обращение в орган государственной власти или местного самоуправления. Средство обеспечения – нормативно определенный порядок соответствующих действий обращающегося и рассматривающего это обращение, установление для указанных лиц взаимных процессуальных прав и обязанностей, а также юридических гарантий.
Таким образом, субъект административного процесса – физическое или юридическое лицо, участвующее в управленческих отношениях и обладающее административно-процессуальной правосубъектностью.
Круг участников административного процесса нельзя ограничивать только органами исполнительной власти РФ и ее субъектов. В него входят органы муниципальной власти, учреждения, предприятия, общественные организации, а также граждане, предприниматели и др. При этом государственное управление смыкается с саморегулированием деятельности субъектов права, что способствует их согласованному функционированию и четкому взаимодействию в решении общих задач. А с учетом понимания административного процесса в широком смысле, из круга участников нельзя исключать органы законодательной власти, судебной власти, хотя им присущи свои процессы – законодательный и судебный (с учетом специфики разных органов, судов и процедур).
2. Административно-процессуальная правосубъектность
Для всех отраслей права понятие «статус субъекта права» является одним из ключевых, раскрывающих основные юридические институты. Поэтому данное понятие имеет различное содержание со своими специфическими отраслевыми особенностями. Субъект - это та ось, вокруг которой формируются правовые связи, отношения.
То обстоятельство, что административное право наделяет правосубъектностью большой круг участников общественных отношений, а это отражает такой объективный факт, как многообразие административно-правовых отношений в обществе, позволяет говорить об административно-правовом статусе как общем, базовом для всей сферы управленческих отношений (состоящем из собственно административно-правового и административно-процессуального статусов), и их видах (схема 2). Имеется в виду, что материальные нормы – статутные и компетенционные – предшествуют процессуальным и процедурным нормам, в силу чего административно-процессуальные нормы как бы дополняют правовой статус субъекта права.