Проблема расширения НАТО
Проблема расширения НАТО на Восток возникла достаточно давно и была обусловлена нежеланием лидеров ведущих государств Запада, и в первую очередь США, выполнять взятые в момент объединения двух германских государств (ФРГ и ГДР) обязательства перед Советским Союзом, а также общей слабостью Российской Федерации, которая уже не могла активно участвовать и влиять на политику бывших стран-членов социалистического лагеря. Проблема расширения НАТО существует в 3-х плоскостях – количественной, функциональной и пространственной.
Начало 1990-х гг. стало новой вехой в истории международных отношений. Роспуск ОВД, крушение Советского Союза, окончание «холодной войны» - все это повлияло на расстановку сил на мировой арене. На фоне этих событий, перед странами, входящими в НАТО, встал вопрос о сохранении или роспуске Организации. Альянс фактически потерял смысл своего существования, наметился кризис его идентичности.
Существовало несколько вариантов дальнейшего развития событий. «…Распустить НАТО вслед за ОВД; поставить НАТО под контроль ОБСЕ и отдать ей те военные механизмы, которыми обладала НАТО; сохранить НАТО в её нынешнем качестве военно-политического блока с ограниченным членством, расширив, однако, функции и географическую сферу за пределы евроатлантического региона». Роспуск НАТО был невыгоден ни США, ни европейским странам в силу того, что крушение Советского Союза повлекло за собой нестабильность международной обстановки и сохранение блока должно было стать гарантией безопасности в евроатлантическом регионе. Второй вариант был более предпочтителен, но также не нашел поддержки у США, изначально имеющих намерение пойти по третьему пути.
Расширение НАТО следует рассматривать как трехуровневое, потому что под расширением понимается не только, количественное увеличение членов Альянса, но и расширение функций и зоны ответственности НАТО. По Договору о создании Североатлантического Альянса, НАТО – открытая организация, в которую могут вступать другие члены, не являющиеся странами-учредителями. Это закреплено в статье 10 Договора: «Договаривающиеся стороны по всеобщему согласию могут предлагать любому другому европейскому государству, способному развивать принципы настоящего Договора и вносить свой вклад в безопасность Североатлантического региона, присоединиться к настоящему договору…». Именно поэтому вопрос о количественном расширении с юридической точки зрения имеет под собой легальные основания.
Что касается изменения функциональной роли НАТО, то здесь следует отметить Стратегическую концепцию Альянса 1991 г. Согласно этой концепции «…безопасность НАТО должна строиться с учетом глобального контекста…и опасностей, носящих более широкий характер, включая распространение ОМУ, перебои в поставках жизненно важных ресурсов и акты терроризма и диверсий…». Из этого можно сделать вывод о том, что НАТО не только готова подстраиваться под новые угрозы безопасности, но и видит себя основным актором решения этих проблем. Но главное, что было отражено в концепции – это расширение спектра вопросов, которые ранее не решались в рамках структур НАТО.
По сходному сценарию развивался и вопрос о расширении зоны влияния НАТО. В контексте данного положения о расширении заложено проведение военных операций за пределами зоны ответственности Альянса. Это было впервые включено в Стратегическую концепцию НАТО в 1999 г. Расширение произошло за счет того, что в концепции помимо политических аспектов рассматривалось «право» проведения военных операций по всему миру по усмотрению Альянса. Это закреплено в Пункте 3 Концепции, который определяет: «создание евроатлантической структуры безопасности, в которой НАТО играет центральную роль».
События начала ХХI в. показали, что Альянс будет продолжать расширяться и в функциональном плане. США, используя события 11 сентября 2001 г., совершили ряд действий, которые ими оправдывали. Таким образом, США вышли из Договора по противоракетной обороне, начав создавать национальную систему противоракетной обороны, а также использовали это для того, чтобы совершить ряд мероприятий за пределами зоны ответственности НАТО. Этому свидетельствуют операции против талибов в Афганистане в 2002 г., война в Ираке 2003 г. Франция, в свою очередь, начинает политику по увеличению лояльности в отношении вопроса расширения НАТО на Восток. Это выразилось в том, что вовремя саммита НАТО в Праге в 2002 г. Франция поддержала инициативу стран-членов Альянса по расширению количества штабов для увеличения эффективности управления, но главное, Франция фактически поддержала территориальное расширение Альянса на Восток.
В 2004 г. произошел очередной виток расширения НАТО на Восток. Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения, Эстония стали членами Альянса.
Следует признать, что вступление в НАТО стран Центральной и Восточной Европы, а также Прибалтики ещё более усугубило дисбаланс сил в Европе, усилило оперативные возможности Организации на широком фронте от Балтики до Черного моря, обеспечило фланговый охват натовской инфраструктурой Северо-Западного региона России, широкие возможности для действий военно-морских сил НАТО практически на всей акватории Балтийского моря. А окружение Польшей и Литвой – членами НАТО – Калининградской области представляет реальную угрозу изоляции региона и сил Балтийского флота от основной территории России. Начавшаяся модернизация аэродрома Эмари в Эстонии создает возможности для базирования различных типов самолетов военно-воздушных сил (ВВС) НАТО в 300 км от г. Санкт-Петербурга. В Лиепае (Латвия) возможно создание военно-морской базы НАТО. В Литве по сути уже действуют две натовские базы: ВВС в Шауляе и сухопутных войск в Рукле (под Каунасом). На территории стран Балтии сегодня действуют достаточно мощные радиолокационные станции, позволяющие "просматривать" территорию России на глубину до 600 км.
Помимо этого, руководство НАТО стремится в скорейшие сроки осуществить интеграцию национальных систем противовоздушной системы (ПВО) стран Восточной Европы и региональной системы контроля воздушного пространства государств Прибалтики в объединенную систему ПВО НАТО в Европе. Все это позволит сформировать единое радиолокационное поле, охватывающем наряду с территориями этих государств приграничные с ними области России и Белоруссии, а также акватории Балтийского и Черного морей.
Не следует забывать и о начале развертывания пусть небольших, но крайне удобных новых военных баз НАТО в Болгарии и Румынии, численность американских военнослужащих которых составит 2,5 и 3 тыс. соответственно, размещение третьего позиционного района противоракетной обороны (ПРО) США в Европе и, конечно же, явное потворство со стороны Организации агрессивной политики Тбилиси. Такая деятельность со стороны НАТО вызывают у Москвы серьезные опасения по поводу истинных целей расширения этой организации на Восток.