Понятие «Молодежная политика» (на уровне государства, региона)
Молодёжная политика – это неотъемлемая часть целостной политики государства, которая представляет собой систему мер и законодательных актов по установлению и поддержанию соответствующего общественного статуса подрастающего поколения, а вместе с ним определённого качества жизни самой молодёжи, которая в перспективе станет экономически активным населением.
Государственная молодежная политика в Российской Федерации осуществляется в целях:
возрождения России, как государства, обеспечивающего достойную жизнь и свободное развитие своих граждан;
создания правовых, социально-экономических, организационных условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, социального становления и реализации ими конституционных прав и обязанностей;
содействия социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;
воспитания и образования молодежи;
реализации общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельности молодежи, молодежных и детских общественных объединений;
использования инновационного потенциала молодежи в интересах государственного и общественного развития, в интересах развития самой молодежи;
создания условий для более активного созидательного включения молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества;
недопущение дискриминации по возрасту, защиты прав и законных интересов молодых людей.
Цели государственной молодежной политики реализуются органами государственной власти, органами местного самоуправления. В их осуществлении участвуют неправительственные организации и иные юридические и физические лица.
Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, с учетом межведомственного подхода в рамках образованной Правительственной комиссией по делам молодежи. Задачи по реализации государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации рассматриваются органами представительной и исполнительной власти и утверждаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Органы местного самоуправления реализуют цели и задачи государственной молодежной политики в Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.
Общественные объединения, иные юридические лица участвуют в реализации задач государственной молодежной политики в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приоритетные направления и основные механизмы реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации
Определение приоритетных направлений и основных механизмов реализации государственной молодежной политики строится с учетом:
Целей и конкретных задач государственной политики, признании молодежи в качестве стратегического ресурса устойчивого социально-экономического развития, укрепления демократического правового государства и гражданского общества, обеспечения высокого качества жизни народа и национальной безопасности Российской Федерации;
реальных возможностей государства, результатов, достигнутых в осуществлении социально-экономической политики, в том числе в области государственной молодежной политики;
актуальности и специфики социальных проблем молодежи, в том числе различных возрастных, профессиональных и иных групп молодых граждан.
С учетом названных положений приоритетами государственных интересов в отношении молодежи являются:
воспитание патриота - гражданина, заботящегося о защите интересов Отечества, о материальной и духовной устойчивости российского общества, о преемственности традиций и нравственных ценностей;
воспитание гражданина, знающего и обогащающего отечественную историю и культуру, достижения общества в экономике, науке, литературе и искусстве, активно участвующего в государственной и общественной жизни, в функционировании институтов правового государства и гражданского общества, в том числе в работе молодежных и детских общественных объединений;
воспитание гражданина - труженика, имеющего образование, соответствующее потребностям современного материального и духовного производства, обладающего качествами предприимчивости, добросовестности, ответственности, способного проявить себя квалифицированным специалистом, предпринимателем, грамотным потребителем;
воспитание нравственного и физически развитого гражданина, ведущего здоровый образ жизни, семьянина, заботящегося о воспитании последующих поколений.
Региональная система управления молодежной политикой является подсистемой общей системы управления молодежной политикой в России в целом, однако при этом она представляет собой самостоятельный процесс, что подтверждается, прежде всего, механизмами реализации и законодательной формой. Она состоит из двух частей - общегосударственные нормативы, принятые на федеральном уровне, и акты, действующие в пределах региона и отражающие региональные особенности (возможности и потребности). Данная ситуация обосновывается следующим положением: молодежная политика, являясь составной частью социальной политики государства, в соответствии с Конституцией России, относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, что отражается в региональном законодательстве.
Можно выделить три решающих фактора эффективного социального управления государственной молодежной политики (ГМП) в регионе, представляющих собой определенную последовательность действий органов исполнительной власти:
1) разработка нормативно-правовой основы государственной молодежной политики;
2) совершенствование организационно-технологического механизма ГМП;
3) осуществление социальной диагностики молодежной среды и регулирование ее динамики на программной основе.
Разработка нормативно-правовых основ государственной молодежной политики является одним из наиболее актуальных направлений деятельности как федеральных, так и региональных органов по молодежной политике.
В настоящее время государственная молодежная политика на региональном уровне сложилась как самостоятельный процесс, который активно развивается для решения своих социально-экономических проблем, начиная с законодательного уровня. В условиях отсутствия Федерального Закона «О молодежи», в уставы, конституции (основные законы) субъектов Российской Федерации включены разделы молодежной политики. Фактически каждый субъект Российской Федерации имеет рабочие нормативные правовые документы различного уровня, определяющие содержание работы с молодежью, систему мероприятий по реализации государственной молодежной политики. Они, как правило, учитывают региональную специфику государственной власти, органов местного самоуправления, такие как функции исполнительной власти и ответственность за их осуществление; меры по поддержке негосударственных организаций и структур, в первую очередь молодежных, в осуществлении мероприятий в области государственной молодежной политики. Субъекты Российской Федерации, имея нормативно-правовую базу различного уровня, определяют содержание работы с молодежью по осуществлению мероприятий государственной молодежной политики.
Молодежь является частью общества, с которой в наибольшей степени связаны перспективы дальнейшего развития страны. Реализация молодежи во многом зависит от конкретной политики и действий власти на уровне федерации, региона и муниципального образования.