Преодоление правового нигилизма и повышение правовой культуры гаждан
Прав.ниг.-отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотн. людей. Такой юридический нигилизм заключается в отрицании законов, что может приводить к противоправным действиям, хаосу, тормозить развитие правовой системы. Анализ сущ-их подходов к пониманию прав. ниг. свидетельствует, об отсутствии единой точки зрения в его определении среди представителей юридико-правовой науки.
Пути преодолении прав. нигил. разнообразны, связаны с повышением уровня правовой культуры, выработкой гуманистической и эффективной правовой политики, переоценкой соц. ценностей, принятием качественных законов, выражающих интересы адресатов, повышением эффективности деятельности правоприменительных органов и др. Средства сведения к минимуму прав. ниг. :
1. Совершенствование правотворчества, обеспечение должного качества принимаемых законов (в т.ч. уменьшение запрещающих норм), наличие развитого законодательства, стабильности и единообразия в регулировании общ-х отношений;
2. Наличие развитой системы правоприменительной деятельности; упрочение законности, учет каждой юридической ситуации, повышение роли суда;
3. Повыш. Эффек-ти в деятельности правоохранительных органов по предотвращению правонарушений. Необходима систематическая работа по повышению профессиональной культуры всех субъектов правоохран. системы, что будет способствовать преодолению недоверия населения к работе правоохр. органов;
4. Повыш. уровня правосознания и правовой культуры населения, которое позволило бы закону работать. Этому в немалой степени призвано помочь улучшение правовой информации (Повышение общей и правовой культуры населения, в первую очередь должностных лиц, призванных неукоснительно соблюдать законы, защищать интересы не только государства, но и граждан);
5. Формирование и проведение научно обоснованной, прогрессивной правовой политики, сориентированной на личность, приоритетность ее прав;
6. Утверждение в обществе идеи господства правовых ценностей, правовых средств разрешения любых конфликтов;
7. Воплощение в жизнь режима законности, правопорядка;
8. Совершенствование законодательства;
9.Подготовка высококвалифицированных кадров для государственного аппарата, в том числе юристов.
10. Используя СМИ и прессу бороться с противоправными поведенческими установками, проповедуя всеобщую законопослушность (начиная с верхних эшелонов власти)
Осн. пути преодоления прав. ниг.- это повышение общей и правовой культуры граждан, их правового и морального сознания; совершенствование законодательства; профилактика правонарушений, и прежде всего преступлений; упрочение законности и правопорядка, государственной дисциплины. Однако ясно, что правовой нигилизм невозможно ликвидировать мгновенно. Это трудный и длительный процесс.
В конечном счете все формы и средства борьбы с нигилизмом связаны с выходом общества из глубокого системного кризиса -- социального, экономического, политического, духовного, нравственного. Однако многое зависит и от активной позиции самой личности, ее противодействия силам зла.
Повышение правовой культуры граждан .Прав. культ.- часть общей культуры данного общества. Она тесно связана с правосознанием, опирается на него, но представляет собой относительно самостоятельною категорию, так как включает в себя не только социально-психологические процессы, протекающие в обществе, но юридически значимое поведение членов общества, правовую деятельность в виде правотворчества и его результатов, традиции правотворчества, практику функционирования правовых институтов в целом.
Прав. культ. диктует каждой личности принципы правового поведения, а обществу – систему правовых ценностей, правовые идеалы,обеспечивающие единство и взаимодействие правовых институтов и учреждений.
Прав. культ. -показатель уровня и особенностей правов. развития общ, зеркало его правосознания.
Для распространения знаний о праве и правопорядке государство должно использовать все имеющиеся в его распоряжении средства: литературу, искусство, школу, церковь, печать, радио, телевидение, специальные юридические учебные заведения.
Осн. элементом воздействия на развитие личности является правовое воспитание. Оно должно начинаться в школе и продолжаться всю жизнь. Особенно необходимо уделить внимание правовому воспитанию молодежи, ведь от того, насколько будет образован и воспитан молодой человек, зависит будущее.
Для формирования правосознания молодежи нужно подключить к участию разные социальные институты – семью, учебные заведения, органы государственной власти, правоохранительные органы, общественные организации, учреждения культуры. Их усилия должны быть объединенными и системными.
У взрослого населения, возникает проблема “правового минимума” – обязат.уровня знания права, которым должен обладать каждый гражданин независимо от его социального статуса. Мы можем замечать, что многие не ориентируются в нормах законодательства, знание которых диктуется жизненными повседневными потребностями. Многие из них подвержены прав. ниг. Все это снижает предупредительную силу закона, затрудняет справедливое и своевременное решение вопросов, возникающих у граждан в социальной сфере и процессе их хоз. деятельности, отрицательно сказывается на эффективности пользования конституционными правами и свободами, а также на состоянии общ. порядка и преступности.
Состояние прав. культуры общ. зависит от участия профессионалов-юристов в работе по формированию правосознания граждан, а также их собственный уровень культуры. Правовое воспитание и пропаганда должны стать неотъемлемой частью профессиональной деятельности юристов, ведь именно их профессия основана на совершенном владении правовыми средствами.
При повышении уровня прав. культуры общ. особое внимание необходимо уделить средствам массовой информации. В современных условиях они оказывают огромное влияние на сознание людей. Бросается в глаза низкий уровень правовой культуры, несформированность правосознания журналистов. Очень часто СМИ демонстрируют пренебрежение к правовым требованиям вплоть до полного отрицания всех запретов. В связи со всеми вышеупомянутыми проблемами, а также в целях создания взаимосвязанной системы правового воспитания и просвещения граждан, включающей в себя гос. органы, СМИ и общественные объединения, было бы правильнее:
1. Усилить работу по правовому просвещению населения;
2. Разработать и принять программу развития прав. культ. в стране;
3. Разработать и внедрить во всех типах учебных заведений программ специального курса по изучению основ законодательства;
4. Уделять особое внимание прав. воспитанию молодежи;
5. Разработать и осуществлять конкретные мероприятия по организации пропаганды законодательства и повышению прав. сознания населения путем активного участия в этой работе судей, сотрудников прокуратуры, внутренних дел;
6. Организовать сеть юридических консультаций для правовой помощи гражданам (особенно малоимущим) по социальным вопросам и гражданскому законодательству;
7. Определить объем юридических знаний, которыми должны обладать специалисты, работающие в той или иной сфере, а также их обязанности по соблюдению правовых норм в своей отрасли. Подготовить и издать соответствующие требования;
8. Обеспечить издание популярной юридической литературы, правовых справочников и комментариев для населения;
9. Усовершенствовать систему доведения законов и других правовых актов до населения, обеспечить свободный доступ к правовой информации граждан, предприятий, учреждений, организаций, а также ряд других мер.
(Издавать дополнительную литературу для граждан, не имеющих в своём словарном запасе слов юридического характера. Тем самым истолковывать законодательство на понятном для большинства населения языке, возможно приводя житейские примеры.)
Только тщательно продуманная и эффективная система правовой пропаганды сможет повысить правовую культуру общества и будет способствовать повышению уровня правосознания граждан.