Право как регулятор общественных отношений
(См. схему 5 на стр. 575)
1. Необходимость нормативного регулирования в обществе
Человеческое общество является особой ступенью в развитии природы и животного мира. Человек качественно изменил свое отношение к природе, став разумным. Если все животные могли только приспосабливаться к окружающей их природной среде, то человек с помощью создаваемых орудий стал преобразовывать природу, приспосабливать ее для своего существования. Разумная деятельность человека имела своим результатом не только преобразованную природу, но и принципиально иные способы взаимодействия, взаимосвязи людей между собой — человеческое общество.Последнее предстает сложным социальным образованием, совокупностью многочисленных и многообразных связей, в которые вступают люди в процессе их жизни, производственной, политической или духовной деятельности.
Основными элементами общества выступают отдельные индивидуумы и их коллективные объединения. Современное общество включает в себя такие коллективные объединения, как:
1) семья, представляющая собой форму объединения, основан
ного на супружеском союзе и родственных связях между мужем и
женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими род
ственниками;
2) юридическое лицо. В этом качестве выступают прежде всего
предприятия и организации, создаваемые и действующие в сфере
производства, распределения, обмена и потребления с целью обес
печения людей промышленными и продовольственными товара
ми, благоустроенным жильем, орудиями труда, транспортом и дру
гими материальными благами. Юридическими лицами выступают
также учреждения, организации, действующие в сфере образования, здравоохранения, спорта и отдыха, культуры: школы, колледжи, институты, музеи, библиотеки, поликлиники, санатории, дома отдыха и др.;
3) государство и его органы, осуществляющие управление дела
ми общества. В их число входят представительные законодательные
органы, глава государства, правительство и иные органы исполни
тельной власти, суды, прокуратура, милиция, армия, тюрьмы;
4) органы местного самоуправления, образуемые населением для
управления городами, селами, иными населенными пунктами для
решения каких-либо задач местного значения;
5) общественные объединения и политические партии, создавае
мые гражданами на добровольных началах для участия в политичес
кой деятельности, охране трудовых прав работников, оказания ма
териальной помощи малообеспеченным и нуждающимся в матери
альной помощи членам общества, охране окружающей природной
среды, решения иных социально значимых проблем.
Индивидуумы и их объединения находятся между собой в самых разнообразных связях, которые называются общественными отношениями. Так, жители городов продают для сельскохозяйственных объединений, фермеров трактора, комбайны, сенокосилки, иную технику. В свою очередь горожане покупают сельскохозяйственную продукцию. Многообразны общественные связи граждан и в сфере политики. Например, большая часть населения участвует в выборах депутатов законодательного органа страны. Мужское население большинства государств несет обязанность по защите Родины от внешних агрессоров. Общественные отношения существуют и между членами одной семьи: мужем, женой и их детьми.
Наличие связеймежду различными компонентами общества является необходимым способом существования как людей, так и их объединений и общества в целом.Ибо производственная, политическая, образовательная деятельность человека, его объединений возможна лишь в общении с другими людьми и иными компонентами общества.
Значительная часть общественных отношений характеризуется противоречивыми интересами их участников. Так, горожане хотели бы как можно дороже продавать произведенную ими технику, удобрения и как можно дешевле покупать сельскохозяйственные продукты. Жители села, наоборот, готовы высоко ценить произведенные ими продукты и заинтересованы в низких ценах на все городские товары. В сложной ситуации оказывается общество, когда число желающих
работать в высшем законодательном органе намного превышает число имеющихся в нем мест. Далеко не все современные родители желают участвовать в воспитании и материальном содержании своих детей.
Каким же образом можно согласовать противоречивые интересыгорожан и жителей села, обеспечить отбор достойных кандидатур в законодательный орган, и в то же время не обидеть никого из претендентов? Как обеспечить безусловное выполнение обязанностей по отношению к детям, престарелым родителям, разрешить иные социальные противоречия?
Одним из основных способов согласования противоречивых интересов людей и их объединений является нормативное регулирование.Общество, государство, отдельные социальные слои, группы разрабатывают правила, которые предписывают, как следует поступать в том или ином случае, ситуации, чтобы достичь поставленной цели и в то же время не нарушить прав и интересов других людей, их объединений. В идеале в качестве общеобязательного правила избирается такой вариант поведения, который бы не нарушал интересов участников отношения и общества в целом. Этот ведущий принцип нормативного регулирования был четко выражен еще христианской заповедью — не делай другому того, чего не желаешь себе.
Нормативное регулирование зародилось на заре человеческого общества и свелось к созданию двух типов норм, правил — социальных и технических. Социальные нормывозникли как способ управления делами общества и обеспечения согласованных действий между членами первобытно-общинного строя. Как верно отмечал Ф. Энгельс, «на известной, весьма ранней ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов и позаботиться о том, чтобы отдельный человек подчинился общим условиям производства и обмена» (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 18. С. 272).
С развитием производящей экономики, пастушества, ремесла, земледелия в жизни человека важное значение приобретают разного рода правила производственной деятельности, следование которым обеспечивает достижение поставленной цели. Что нужно делать земледельцу, чтобы обеспечить высокий урожай зерна, овощей, иных сельскохозяйственных культур? Каким образом можно из руды получить металл, как следует его обрабатывать, чтобы получить нож, топор, вазу?
Правила производственной деятельности вырабатывались постепенно, путем проб и ошибок. По мере их накопления образовывались своды общеобязательных правил, следование которым значительно увеличивало возможности людей по преобразованию природы и удовлетворению своих потребностей в орудиях труда, пище, жилье. Например, развитию земледелия в странах Ближнего Востока способствовало создание агрокалендарей, основанных на движении небесных светил и циклических изменениях природы, чередовании времен года. Агрокалендари буквально по дням расписывали жизнь членов земледельческой общины, содержали четкие указания, какие сельскохозяйственные работы необходимо делать в соответствующий период, а какие работы производить нельзя.
Нормы, которые определяют отношение человека к природе, порядок его деятельности по созданию материальных благ, пользования орудиями труда, называются техническими нормами. Вотличие от них социальные нормырегулируют отношения между людьми и их объединениями в процессе материального производства, в политической или социально-культурной сфере.
Как технические, так и социальные нормы являются важнейшим и необходимым атрибутом современного общества. С их помощью современный человек регламентирует все социально значимые способы человеческой деятельности.
Современную систему технических норм составляют технологические правила, правила техники безопасности, пользования современными приборами и машинами, правила санитарии и гигиены, грамматики, педагогики, профессиональной деятельности. Словом, везде, где человек действует и создает какие-либо материальные и духовные блага, он должен знать и творчески применять соответствующие технические правила. Не составляет исключения и профессиональная работа юриста, который должен в совершенстве владеть правилами подготовки юридических документов, современными методами учета, хранения и поиска правовой информации, приемами риторики, логики, грамматики, поиска и анализа доказательств.
И наоборот, при несоблюдении технических норм человек уподобляется героине басни И.А. Крылова «Мартышка и очки». Даже располагая современной техникой, он скорее всего не сможет получить ожидаемых результатов. В то же время с большой долей вероятности можно предположить, что такой человек испортит сложный прибор, иные орудия труда. Несоблюдение правил техники безопасности может обернуться производственной травмой или иными
тяжкими последствиями как для самого нарушителя, так и для окружающих.
Столь же важное значение в современном мире имеет и соблюдение социальных норм, которые регулируют отношения, возникающие в процессе осуществления экономических, политических, социально-культурных задач, стоящих перед обществом, государством и отдельной личностью.
Социальное нормативное регулирование осуществляется двумя способами: 1) установлением запретовна действия, которые признаются опасными для общества или его отдельных членов. В частности, запрещается посягать на жизнь и здоровье других людей, их собственность, мешать им распоряжаться своим имуществом, призывать к насильственному свержению конституционного государственного строя, разжигать национальную, религиозную и иную рознь; 2) закреплением в общеобязательном правиле — социальной норме — прав и обязанностейучастников соответствующего отношения. В таком правиле обязательно указываются те права, которыми обладают участники отношения, и их обязанности по отношению друг к другу и иным членам общества.
Благодаря социальным нормам в обществе создается стабильность и порядок в отношениях между людьми и их объединениями. Выбирая тот или иной вариант поведения, человек заранее знает круг своих прав и обязанностей, как ему нужно действовать, чтобы стать участником конкретного отношения. Например, вступить в трудовые отношения с предприятием, поступить в образовательное учреждение, осуществить поездку в городском транспорте, познакомиться с другим человеком.
Способы регулятивного воздействия социальных норм на поведение человека, деятельность его объединений зависят от того, к какому виду социальных норм относится конкретная норма, как она была установлена и кто конкретно осуществляет охрану этой нормы от нарушения. Поэтому для более детального ознакомления с действием социальных нормативных регуляторов, их влиянием на поведение людей необходимо рассмотреть виды социальных норм, действующих в современном обществе.
2. Виды социальных норм
Нормативное регулирование общественных отношений в современный период осуществляется с помощью достаточно слож-
ной и многообразной совокупности социальных норм. Это: 1) мораль, 2) обычаи, традиции, обыкновения, 3) корпоративные нормы или нормы общественных объединений, 4) религиозные нормы, 5) правовые нормы. Многообразие видов социальных норм объясняется сложностью системы общественных отношений, а также множественностью субъектов, осуществляющих нормативное регулирование общественных отношений. Нормы права устанавливают государство, его органы, общественные объединения и религиозные организации, а также отдельные социальные слои и общество в целом.
Мораль или моральные нормы представляют собой правила поведения, основанные на представлениях общества или отдельных социальных групп о добре и зле, плохом и хорошем, справедливом и несправедливом, честном и бесчестном и тому подобных этических требованиях и принципах.
Значительная часть моральных норм вырабатывается и поддерживается обществом в целом или же большинством его членов. Например, современное общество всемерно защищает и охраняет так называемые общечеловеческие ценности: жизнь человека, его личную свободу, неприкосновенность его собственности. Они близки к христианским заповедям — не убий, не укради, почитай родителей своих и т.п.
Однако значительная часть норм вырабатывается не всем обществом, а той или иной его частью. Дело в том, что современное общество распадается на различные социальные группы в зависимости от рода занятий, профессии, возраста, пола и иных социальных характеристик. Так, выделяют рабочих, фермеров и капиталистов, мужчин и женщин, подростков и взрослых, трудоспособное население и пенсионеров.
Нравственные воззрения одной социальной группы могут порой значительно отличаться от нравственности других социальных групп. Шалость, озорство оправдываются и даже одобряются подростками, но резко осуждаются взрослыми. Капиталист морально оправдывает эксплуатацию других людей. Рабочий класс, наоборот, считает эксплуатацию формой закабаления, угнетения человека человеком. Нравственные воззрения каждой социальной группы лежат в основе создаваемых ею моральных норм.
Таким образом, неоднородность и даже противоречивость моральных норм, принадлежащих разным социальным слоям общества, составляет один из характерных признаков этого вида социальных
норм. Для морали характерны еще два следующих специфических признака.
Моральные нормы закрепляют по преимуществу должное поведение человека, иных лиц. Под соответствием поведения моральной норме подразумевается не простое признание моральных норм, а постоянное следование этим нормам, осуществление их требований на деле, совершение каких-либо реальных действий в пользу другого лица, государства или общества. Действительный гуманизм и милосердие проявляются не столько в призывах к ним, сколько в оказании конкретной и действенной помощи нуждающимся лицам.
Мораль является наиболее изменчивым, динамичным видом социальных норм. Изменение конкретно-исторической обстановки в стране либо политического, экономического положения отдельного социального слоя влечет за собой изменение его социальных оценок и, соответственно, появление новых моральных норм.
Контроль за исполнением норм морали осуществляет либо общество в целом, либо отдельный социальный слой. К нарушителям применяются меры общественного воздействия: моральное осуждение, общественное презрение, изгнание нарушителя из коллектива и др.
Разновидностью социальных норм выступают обычаи, традиции и обыкновения. Подобно моральным нормам они устанавливаются и охраняются от нарушений обществом либо признающим обычай, традицию отдельным социальным слоем. В то же время этот вид социальных норм имеет и свои особенности.
Обычай представляет собой правило поведения, сложившееся в далеком прошлом, а в современном обществе поддерживаемое в силу привычки.Для обычая характерны следующие три признака.
Норма действовала в далеком прошлом, несколько столетий назад.
Сохранение нормы в современном обществе обеспечивается силой привычки и иногда для регулирования совсем иных отношений. Так, современный человек не обходится без рукопожатий со знакомыми. Обычай же этот сложился в Средневековье при заключении рыцарями мира, как демонстрация отсутствия оружия в открыто протягиваемой руке, как символ доброй воли. Рыцарей давно нет, а их манера заключения и подтверждения дружеских отношений сохранилась и поныне.
Обычай не имеет связи с оценочными категориями типа «добро и зло», «плохое и хорошее». О.Э. Лейст, справедливо обращая внимание на это обстоятельство, объясняет его следующим
образом: «Норма, ставшая обычаем, оказывает свое регулирующее воздействие в силу ее эмоционального восприятия членами общества, привыкшими к ее соблюдению настолько, что ее реализация стала потребностью». По нашему мнению, такое объяснение причин отсутствия прямой связи между обычаями и оценочными принципами не является всеобщим. Можно найти ряд примеров, когда реализация моральных норм, вроде христианских заповедей «не убий», «не укради», идущих от седой старины, стала потребностью всего общества. И тем не менее эти заповеди остаются моральными нормами, а не обычаями.
Критерий разграничения обычаев и норм морали, действующих в современном обществе, видится в том, что они регулируют разные виды общественных отношений. Моральные нормы определяют должное, обязательное отношение одного лица к другому. По аналогии с правом можно сказать, что это материальные нормы. Сохранившиеся же и применяемые в настоящее время обычаи являются по преимуществу процессуальными нормами, они регулирует процедуру, порядок реализации моральных норм.
К примеру, мораль требует уважительного отношения людей друг к другу. Одной из форм проявления таких отношений людей является рукопожатие, а по русскому обычаю также поклон либо объятие и троекратный поцелуй.
В пользу понимания обычаев как сохранившихся от древних времен процедурных норм свидетельствует их объединение в один вид, одну группу с традициями. Под традициями понимаются правила поведения, которые определяют порядок, процедуру проведения каких-либо мероприятий, связанных с какими-либо торжественными или знаменательными, значительными событиями в жизни человека, предприятий, организаций, государства и общества.Таковы традиции устраивать свадьбу по случаю заключения брака, отмечать банкетами юбилейные даты, устраивать в трудовом коллективе торжественные проводы сотрудника на пенсию. Большую роль традиции играют в международных отношениях, при дипломатическом протоколе.
В отличие от обычаев традиции могут применяться сравнительно короткий период. Они возникают в силу какого-либо единичного примера, поддержанного общественным мнением и признаваемого им в качестве образца поведения в конкретной ситуации. Лица, не соблюдающие традиций, осуждаются общественным мнением.
Применяемые в деловых кругах традиции называются деловыми обыкновениями, или согласно ст. 5 ГК РФ обычаями делового оборота. В этом качестве понимаются сложившиеся и широко применяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством.
В настоящее время широкое распространение получил такой вид социальных норм, как нормы общественных объединений, политических партий, закрепленные их уставами. Иногда в юридической литературе эти нормы называются корпоративными.
Конституции современных демократических государств предоставляют гражданам право на создание общественных объединений по интересам и политических партий. Вступление в такие объединения и партии и деятельность внутри их основываются на принципах добровольности, равноправия и самодеятельности. Никто не может быть принужден к вступлению в общественное объединение и пребывание в нем. Каждое общественное объединение строит свою работу самостоятельно и без какого-либо вмешательства государственных органов и должностных лиц. Законодательно определяется лишь перечень запрещенных, опасных для государства и общества деяний, совершение которых влечет применение мер государственного принуждения. Чтобы обеспечить деятельность общественных объединений и политических партий в установленных законом пределах, не допустить нарушения ими прав граждан, а также интересов общества и государства, государство осуществляет регистрацию общественных объединений и политических партий. Одним из обязательных документов, представляемых на регистрацию, является устав общественного объединения, политической партии.Этот документ утверждается общим собранием либо конференцией, съездом или иным органом общественного объединения, политической партии.
В уставе содержатся нормы, которыми закрепляются все важнейшие стороны деятельности общественного объединения, политической партии, в том числе: 1) цели их организации и деятельности; 2) условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, политической партии, права и обязанности их членов; 3) компетенция и порядок формирования руководящих органов, сроки их полномочий; 4) источники формирования денежных средств и иного имущества; 5) порядок реорганизации и ликвидации общественного объединения, политической партии.
Специфика корпоративных норм состоит в том, что они имеют документальную, письменную форму выражения — формально закрепляются письменным источником — уставом, принимаемым в установленном порядке. Рассматриваемые нами выше нормы морали, обычаи и традиции существуют по преимуществу в общественном и индивидуальном сознании и четкого документального закрепления не имеют.
Документальная, письменная форма выражения корпоративных норм сближает их с правом, правовыми нормами. Однако корпоративные нормы имеют существенное отличие от последних. Если несоблюдение норм права влечет применение мер государственного принуждения, то охрана корпоративных норм от нарушения осуществляется исключительно самими общественными объединениями, политическими партиями. Всякие конфликты, которые могут возникать между общественным объединением, политической партией и их членами по поводу членства, работы в организации, применения взысканий, государство не только не рассматривает, но даже и не принимает к рассмотрению. Все это должны решать сами объединения и их члены в соответствии с действующими корпоративными нормами.
Корпоративные нормы не обладают и не могут обладать свойствами права, поскольку регулируют отношения общественных образований, которые в силу их специфики не подлежат нормативно-правовому регулированию. Эту особенность корпоративных норм не учитывают авторы, которые относят к ним положения, содержащиеся в уставах предприятий, коммерческих и иных хозяйственных организаций.
Уставы предприятий, коммерческих и иных организаций представляют собой разновидность локальных нормативно-правовых актов, порождающих конкретные юридические права и обязанности и защищаемых от нарушений органами государства. Любые нарушения этих уставов, закрепленных ими прав и обязанностей заинтересованные лица могут обжаловать в судебном порядке и все такие жалобы будут рассмотрены судебными органами по существу.
Под религиозными нормами понимаются правила, установленные различными вероисповеданиями.Такие нормы содержатся в религиозных книгах: Библии, Коране, Талмуде и др. либо в сознании верующих, исповедующих языческие, многобожеские культы.
Религиозные нормы имеют различное содержание. Одни из них определяют порядок организации и деятельности религиозных объединений, общин, монастырей, братств, другие регламентируют отношение верующих людей к другим людям, их деятельность в «мирской» жизни, третья группа религиозных норм закрепляет по рядок отправления религиозных обрядов.
В настоящее время религиозные нормы выступают источником права в раде государств, исповедующих ислам. С их помощью регулируются государственные, гражданские, брачно-семейные отношения, рассматриваются и разрешаются уголовные дела. Однако в современных демократических государствах религиозные нормы со ставляют особый вид социальных норм и регулируют отношения только между верующими.
Охрана и защита от нарушений этих социальных норм осуществляется самими верующими. При этом свобода вероисповеданий не должна нарушать права и свободы других лиц, общественную безопасность, жизнь и здоровье людей. Деяния религиозных организаций, связанные с причинением вреда здоровью граждан, иным посягательством на личность и права граждан, признаются преступлением, а виновные лица подлежат привлечению к юридической ответственности. Во всех иных случаях государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений и действие устанавливаемых ими норм, а религиозные объединения не претендуют на регулирование общественных отношений вместо государства или параллельно с ним.
Таким образом, мораль, обычаи, традиции, обыкновения, нормы общественных объединений, политических партий и религиозных организаций играют важную роль в регулировании общественных отношений. Усвоение этих норм и пользование ими составляет необходимое условие успешной социально активной деятельности человека, его признания в качестве равноправного члена соответствующего коллектива, иного социального образования. И тем не менее наиболее значимые действия и поступки в сфере производства, обмена и потребления материальных и духовных благ, участие в делах государства, получение образования, воспитание, пользование достижениями науки и культуры человек, иные лица могут осуществлять только на основе и в соответствии с действующими нормами права.
3. Понятие и признаки права
Право, как и другие социальные нормы, представляет собой совокупность, систему правил поведения. На протяжении многих столетий оно бессменно удерживает лидирующую роль в егулировании общественных отношений. Явный приоритет права над другими социальными нормами объясняется прежде всего тем, что оно устанавливается государством, его органами, призванными осуществлять управление делами общества.
Право представляет собой систему правил, установленных государством либо принятых в установленном им порядке населением либо негосударственными органами и организациями. Вэтом видится принципиальное отличие права от всех остальных социальных норм. Со ответственно государство выступает единственным социальным образованием, правомочным принимать, изменять или отменять правовые нормы. В системе государственных органов имеется прежде всего специальный законодательный (представительный) орган, основная деятельность которого сводится к подготовке и принятию законов и иных нормативно-правовых актов, осуществлению нормативно-правового регулирования общественных отношений. Их реальное исполнение обеспечивается правительством, министерствами, иными государственными органами исполнительной власти. В процессе своей деятельности органы исполнительной власти также принимают нормативно-правовые акты, которые не могут противоречить Конституции и законам страны.
В отдельных случаях государство делегирует свое право принимать нормативно-правовые акты негосударственным организациям. Так, в бывшем СССР этим правом наделялись профсоюзы, другие общественные организации, выполнявшие отдельные функции государства. В настоящее время в Российской Федерации правом осуществлять нормативно-правовое регулирование общественных отношений наделяются органы местного самоуправления, которые не входят в систему органов государства, а также предприятия, организации, профсоюзы и трудовые коллективы. (См. об этом следующий параграф).
Право негосударственных организаций принимать нормы права не отменяет общего правила, согласно которому источником права является только государство. Во-первых, правотворческая деятельность негосударственных организаций всегда осуществляется с согласия, с санкции государства. Оно добровольно передает часть своих нормотворческих правомочий негосударственным организациям, тогда как последние не могут предоставить сами себе этого права. Во-вторых, нормотворческая деятельность негосударственных организаций осуществляется под контролем государства и все нормативно-правовые акты, противоречащие законам, иным правовым актам, государство отменяет, признает их недействующими. В-третьих, нормативно-правовые акты, принятые негосударственными организациями с санкции государства, охраняются и защищаются органами государства наравне с нормативно-правовыми актами и в том же порядке.
2. Право представляет собой упорядоченную, логически стройную систему правил, содержащихся в нормативно-правовых актах и иных письменных источниках.
Мораль, обычаи, традиции, некоторые религиозные и иные социальные нормы существуют только в сознании людей, по-разному понимаются и применяются ими. Более того, социальные нормы отдельных социальных групп могут существенно отличаться друг от друга. В отличие от них право характеризуется особыми формами его выражения, существования и особыми способами согласования норм права между собой.
Одним из основных условий эффективного действия норм права является их согласованность друг с другом. Все действующие нормы права призваны обеспечивать полное и последовательное регулирование общественных отношений. В идеале они должны содержать предписания по всем вопросам, которые могут возникнуть и возникают в процессе реализации норм права: какими правами и обязанностями наделяются конкретные лица, при каких условиях и в каком порядке можно использовать эти права, каким образом их можно защитить от правонарушений и др. Решение этих вопросов дается лишь совокупностью взаимосвязанных и не противоречащих друг другу норм права.
Логическая непротиворечивость и согласованность норм права обеспечиваются неукоснительным исполнением принципа иерархической соподчиненности нормативно-правовых актов. Эта соподчи-ненность выражается в том, что акты правотворческого органа не могут противоречить актам, принятым вышестоящим органом, а также конституции страны. Акты и нормы права, нарушающие этот принцип, подлежат незамедлительной отмене.
Все нормы права имеют официальный характер. Они содержатся в письменных документах — нормативно-правовых актах и иных источниках. Устные распоряжения, предписания правотворческих органов или должностных лиц не являются правом.
Правовые нормы предполагают не только их обязательное закрепление в письменных источниках, но и опубликование для широкого круга лиц. В современном демократическом государстве действует принцип, согласно которому нормативно-правовые акты не вступают в действие до тех пор, пока не будут опубликованы в прессе или доведены до сведения населения, иных заинтересованных лиц каким-либо иным способом.
Формальная определенность норм права является их необходимым свойством, атрибутом, поскольку с ним связывается другое свойство права — его общеобязательность.
3. Общеобязательность праваозначает, что все лица, кого касают
ся нормы права, обязаны их неукоснительно соблюдать или испол
нять. Согласно ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, органы государственной
власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граж
дане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и зако
ны. Аналогичное требование предъявляется и в отношении указов
Президента РФ, постановлений Правительства РФ и иных подзакон
ных актов. Неисполнение норм права, содержащихся в этих актах,
признается таким же правонарушением, как и нарушение Консти
туции РФ и законов.
При этом никто не может оправдывать неисполнение норм права тем, что не знал их или не считал нужным применять в данной ситуации. Государство публикует свои нормативно-правовые акты в печати, осуществляет их пропаганду с помощью средств массовой информации, и каждый гражданин имеет реальную возможность ознакомиться с действующими в обществе нормами и знать свои права и обязанности.
Общеобязательность права распространяется и на государство. Один из основных принципов правового государства требует осуществления его деятельности в строгом соответствии с Конституцией страны и другими законами. Особенно важно подчинение государства праву на стадии правотворчества, подготовки и принятия законов и иных нормативно-правовых актов. Государство должно: 1) осуществлять правотворческую деятельность в порядке, установленном Конституцией и иными актами; 2) не нарушать прав и свобод граждан, не возводить в закон произвол и насилие; 3) обеспечивать законность в деятельности органов государства.
3. Общеобязательность норм права является их неотъемлемым
реальным признаком, проявляющимся в конкретных отношени
ях, действиях и поступках. Принимая нормы права, государство
проводит серию многообразных действенных мер по их реализации,
в том числе: 1) осуществляет правовое воспитание населения,
разъясняет существо и направленность действующих в обществе
норм права, порядок их реализации и защиты; 2) обязывает компетентные государственные органы и должностных лиц осуществлять правоприменительную деятельность с целью наделения участников конкретных правоотношений правами и обязанностями, разрешения конфликтов и решения иных юридически значимых действий; 3) повышает правовую культуру государственных служащих, обеспечивает их нормативно-правовыми актами, создает материальные и иные условия для их успешной работы; 4) применяет меры государственного принуждения к лицам, нарушающим нормы права.
Неукоснительное исполнение и соблюдение ном права обеспечивается принудительной силой государства в лице его органов внутренних дел (милиции, полиции), прокуратуры и суда. Это означает что в случае нарушения нормы права потерпевший может обратиться за защитой в эти органы, которые обязаны принять меры к реальному исполнению нарушенной нормы. Например, рабочий не получил за работу квартальную премию, тогда как все остальные ее получили. В этом случае рабочий имеет право обратиться с иском в суд, и если суд признает, что претензия рабочего на премию правомерна, то орган управления предприятием обязан выплатить ее рабочему. Суд может также отказать рабочему в иске и признать действия органа управления правомерными.
Лица, виновные в несоблюдении или неисполнении конкретной нормы права, несут юридическую ответственность, предусмотренную санкцией нарушенной нормы права. Это может быть предупреждение, штраф, административный арест или лишение свободы. При этом государство берет на себя обязанность самостоятельно и за свой счет выявлять и привлекать к ответственности всех лиц, совершивших преступления или административные проступки. Государство также оказывает содействие в разрешении гражданско-правовых споров и споров, возникающих при применении дисциплинарных взысканий.
Обеспечение реального действия права государством, его органами также отличает право от иных социальных норм. В отличие от права нарушение норм морали, обычаев, корпоративных и иных социальных неюридических норм не влечет каких-либо правовых последствий. Потерпевший не может требовать исполнения этих социальных норм с помощью органов государства. Право принуждать к исполнению таких норм целиком и полностью лежит на субъекте, который их сформулировал и поддерживает силой общественного мнения. За несоблюдение социальных неюридических норм не применяются и меры государственного принуждения.
Таким образом, право представляет собой систему обязательных правил поведения, которые устанавливаются государством и охраняются им от нарушений.
Право действует и осуществляет нормативно-правовое регулирование не изолированно, а во взаимосвязи с остальными социальными нормами. Хотя эта связь является достаточно сложной и противоречивой и проявляется далеко не со всеми социальными нормами.